о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия



Дело № 2-3118/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«23» ноября 2010 года г. Печора

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи М.В. Гусаровой

при секретаре судебного заседания Н.Б.Зубаревой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ответчику о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Ответчику о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения Ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, установлено, что Ответчик осуществляет хозяйственную деятельность в процессе которой об­разуются отходы производства и потребления, в том числе опасные отходы - отхо­ды деревообработки, отработанные покрышки, промасленная ветошь, строитель­ный мусор, металлическая стружка, отработанные масла. Однако в нарушение требований законодательства у Ответчика отсутствуют паспорта на опасные отходы, предприятием не ведется учет образо­вания, переработки, использования и сдачи на размещение отходов с ведением соответствующей документации. Истец просит признать незаконным бездействие Ответчика в части непринятия мер по разработке и утверждению паспортов на опасные отходы образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Обязать Ответчика принять меры к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, а именно: в срок до **.**.** оформить в установленном законом порядке паспорта опасных отходов и направить их на согласование в ****. Обязать Ответчика в срок до **.**.** направить Форму №... (отходы) в ****.

В судебном заседании Печорский природоохранный межрайонный прокурор Антонов П. поддержал исковые требования в полном объеме, дал соответствующие пояснения. Уточнил дату по оформлению паспорта опасных отходов – **.**.**, а также в связи с принятием постановления Правительства РФ от **.**.**. №..., просил направить оформленные паспорта отходов в ****.

Представители ответчика Валей Л.М., действовавшая на основании доверенности и руководитель Ответчика Родинцев И.И., признали исковые требования прокурора в полном объеме.

Представитель третьего лица **** Огаркова Е.А. требования прокурора поддержала.

Представитель третьего лица ****, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал. Представил письменный отзыв.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - ****.

Заслушав пояснения помощника прокурора, объяснения представителя ответчика, 3-го лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благо­приятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого раз­вития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федера­ции.

Частью 1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружаю­щую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной де­ятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на досто­верную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч.1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. При проектировании, строительстве, реконструкции, консерва­ции и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществ­ляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юриди­ческого лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические - и на обя­заны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные за­конодательством РФв области охраны окружающей среды и здоровья человека; а так же иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

Из смысла ст. 1, 4.1, 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления) следует, что к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, об­ладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекци­онных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенци­альную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В зависимости oт степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе дея­тельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установлен­ном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государствен­ное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1- IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-IV класса опасноcти составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. Отходы в зависимости oт степени негативно­го воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять клас­сов опасности.

Классы опасности для окружающей среды устанавливаются в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей при­родной среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001г. №511 (далее - Критерии), а также с учетом физической формы и агрегатного состояния отходов и их воздействия на природные экосистемы. Порядок отнесения отходов к классу опасности также определён Приказом Ростсхнадзора от 15.08.2007 г. № 570 («Об ор­ганизации работы по паспортизации опасных отходов», согласно которому террито­риальные органы Ростсхнадзора выдают «Свидетельство о классе опасносности отхода для окружающей природной среды» и согласовывают паспорта опасных отходов по­сле предоставления природопользованием всех необходимых подтверждающих све­дений об отходе.

Отнесение опасных отходов к классу опасности для окружающей q еды осу­ществляется на основании Критериев, утвержденных Приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511 и разработанных в целях реализации ст. 14 ФЗ «Об отходах про­изводства и потребления».

В федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном прика­зом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 12.2002г. № 786, в числе опасных, среди прочих, выделяются пыль древесная от шлифовки нату­ральной чистой древесины, отработанные покрышки, масла, металлическая стружка и т.д.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 26 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществ­ляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установлен­ном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лип. а также размещенных отходов. Поря­док учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы ис­полнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей ком­петенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - феде­ральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивиду­альные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в об­ласти обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области стати­стического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридиче­ские лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, органи­зуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований зако­нодательства РФ в области обращения с отходами.

Постановлениями Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005г. за №1 и от 30.12.2004 г. за №157 утвержден «Порядок заполнения и пред­ставления формы федерального государственного статистического наблюдения №2- ТП (отходы)» «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транс­портировании и размещении отходов производства и потребления» (далее Порядок, Форма №2-ТП), а так же установлены сроки (ежегодно, в срок до 03 февраля за от­четным годом) представления Формы №2-ТП. Из Порядка следует, что Форму №2- ТП обязаны представлять в том числе и юридические лица (в том числе являющиеся субъектами малого предпринимательства), включая их обособленные подразделения (далее - юридические лица), в процессе деятельности которых образуются (поступа­ют), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захороне­ние) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. При этом, учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального пред­принимателя и юридического лица, кроме радиоактивных. В Форму №2-ТП вклю­чаются сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем подразделениям дан­ного юридического лица независимо от их местонахождения. Отчет по Форме №2- ТП составляется на основании данных первичного учета в области обращения с от­ходами, паспорта опасных отходов.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки выявлено, что Ответчик осуществляет хозяйственную деятельность в процессе котрой об­разуются отходы производства и потребления, в том числе опасные отходы - ****, ****, **** ****, ****, ****.

При этом паспорта на опасные отходы отсутствуют, предприятием не ведется учет образо­вания, переработки, использования и сдачи па размещение отходов с ведением со­ответствующей документации, что подтверждается экспертным заключением Печорского городского комитета по охране окружающей среды.

Согласно Уставу предприятия Ответчик осуществляет деятель­ность по ****, ****, ****, ****, ****, ****, и иные виды деятельности не запрещенные законом. В силу специфики деятельности на производственной базе Ответчика находящейся по адресу: **** расположены: ****; ****; ****; ****, в процессе эксплуатации которых образуются отходы производства и потребления - ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****.

Невыполнение Ответчиком требований федерального законодатель­ства «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окужающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровьк граж ­дан, окружающей среде.

Судом принимается признание иска представителями ответчика. Т.к. данное признание иска не нарушает права и законные интересы других лиц.

Из исследованных материалов дела суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 88,89, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере **** рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Ответчика принять меры к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, а именно: в срок до **.**.** г. оформить в установленном законом порядке паспорта опасных отходов и направить их на согласование в ****.

Обязать Ответчика в срок до **.**.** г. направить Форму №... (отходы) в ****.

Взыскать с Ответчика в доход бюджета муниципального образования муниципального района «****» расходы по государственной пошлине в размере **** рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено «28» ноября 2010г.

Председательствующий судья М.В. Гусарова