Дело № 2-3118/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» ноября 2010 года г. Печора
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи М.В. Гусаровой
при секретаре судебного заседания Н.Б.Зубаревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ответчику о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Ответчику о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения Ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, установлено, что Ответчик осуществляет хозяйственную деятельность в процессе которой образуются отходы производства и потребления, в том числе опасные отходы - отходы деревообработки, отработанные покрышки, промасленная ветошь, строительный мусор, металлическая стружка, отработанные масла. Однако в нарушение требований законодательства у Ответчика отсутствуют паспорта на опасные отходы, предприятием не ведется учет образования, переработки, использования и сдачи на размещение отходов с ведением соответствующей документации. Истец просит признать незаконным бездействие Ответчика в части непринятия мер по разработке и утверждению паспортов на опасные отходы образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Обязать Ответчика принять меры к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, а именно: в срок до **.**.** оформить в установленном законом порядке паспорта опасных отходов и направить их на согласование в ****. Обязать Ответчика в срок до **.**.** направить Форму №... (отходы) в ****.
В судебном заседании Печорский природоохранный межрайонный прокурор Антонов П. поддержал исковые требования в полном объеме, дал соответствующие пояснения. Уточнил дату по оформлению паспорта опасных отходов – **.**.**, а также в связи с принятием постановления Правительства РФ от **.**.**. №..., просил направить оформленные паспорта отходов в ****.
Представители ответчика Валей Л.М., действовавшая на основании доверенности и руководитель Ответчика Родинцев И.И., признали исковые требования прокурора в полном объеме.
Представитель третьего лица **** Огаркова Е.А. требования прокурора поддержала.
Представитель третьего лица ****, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал. Представил письменный отзыв.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - ****.
Заслушав пояснения помощника прокурора, объяснения представителя ответчика, 3-го лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Частью 1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч.1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические - и на обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФв области охраны окружающей среды и здоровья человека; а так же иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
Из смысла ст. 1, 4.1, 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления) следует, что к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В зависимости oт степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1- IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-IV класса опасноcти составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. Отходы в зависимости oт степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
Классы опасности для окружающей среды устанавливаются в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001г. №511 (далее - Критерии), а также с учетом физической формы и агрегатного состояния отходов и их воздействия на природные экосистемы. Порядок отнесения отходов к классу опасности также определён Приказом Ростсхнадзора от 15.08.2007 г. № 570 («Об организации работы по паспортизации опасных отходов», согласно которому территориальные органы Ростсхнадзора выдают «Свидетельство о классе опасносности отхода для окружающей природной среды» и согласовывают паспорта опасных отходов после предоставления природопользованием всех необходимых подтверждающих сведений об отходе.
Отнесение опасных отходов к классу опасности для окружающей q еды осуществляется на основании Критериев, утвержденных Приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511 и разработанных в целях реализации ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 12.2002г. № 786, в числе опасных, среди прочих, выделяются пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины, отработанные покрышки, масла, металлическая стружка и т.д.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 26 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лип. а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.
Постановлениями Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005г. за №1 и от 30.12.2004 г. за №157 утвержден «Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения №2- ТП (отходы)» «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (далее Порядок, Форма №2-ТП), а так же установлены сроки (ежегодно, в срок до 03 февраля за отчетным годом) представления Формы №2-ТП. Из Порядка следует, что Форму №2- ТП обязаны представлять в том числе и юридические лица (в том числе являющиеся субъектами малого предпринимательства), включая их обособленные подразделения (далее - юридические лица), в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. При этом, учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных. В Форму №2-ТП включаются сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем подразделениям данного юридического лица независимо от их местонахождения. Отчет по Форме №2- ТП составляется на основании данных первичного учета в области обращения с отходами, паспорта опасных отходов.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки выявлено, что Ответчик осуществляет хозяйственную деятельность в процессе котрой образуются отходы производства и потребления, в том числе опасные отходы - ****, ****, **** ****, ****, ****.
При этом паспорта на опасные отходы отсутствуют, предприятием не ведется учет образования, переработки, использования и сдачи па размещение отходов с ведением соответствующей документации, что подтверждается экспертным заключением Печорского городского комитета по охране окружающей среды.
Согласно Уставу предприятия Ответчик осуществляет деятельность по ****, ****, ****, ****, ****, ****, и иные виды деятельности не запрещенные законом. В силу специфики деятельности на производственной базе Ответчика находящейся по адресу: **** расположены: ****; ****; ****; ****, в процессе эксплуатации которых образуются отходы производства и потребления - ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****.
Невыполнение Ответчиком требований федерального законодательства «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окужающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровьк граж дан, окружающей среде.
Судом принимается признание иска представителями ответчика. Т.к. данное признание иска не нарушает права и законные интересы других лиц.
Из исследованных материалов дела суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 88,89, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере **** рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Ответчика принять меры к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, а именно: в срок до **.**.** г. оформить в установленном законом порядке паспорта опасных отходов и направить их на согласование в ****.
Обязать Ответчика в срок до **.**.** г. направить Форму №... (отходы) в ****.
Взыскать с Ответчика в доход бюджета муниципального образования муниципального района «****» расходы по государственной пошлине в размере **** рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено «28» ноября 2010г.
Председательствующий судья М.В. Гусарова