Дело № 2-3319/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» декабря 2010 года г. Печора
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи М.В. Гусаровой
при секретаре судебного заседания Ю.С. Ишиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ответчику о понуждении к совершению действий и выполнению требований законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Ответчику о понуждении к совершению действий и выполнению требований законодательства о пожарной безопасности. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной ОГПН г.**** проверки готовности образовательный учреждений МО МР «****» к новому учебному году установлено, что у Ответчика имеют место нарушения требований законодательства, и не выполнены пункты предписаний на устранение нарушений требований пожарной безопасности, а именно: в нарушение требований ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 3, п. 40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п. 6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 2.1.11 ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ- интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений» двери в лестничных клетках здания Ответчика не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
В нарушение требований ст. 4, 82, 84 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п. 6.22 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.61 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в здании учреждения отсутствует аварийное освещение безопасности и эвакуационное.
Указанные нарушения требований пожарной безопасности были выявлены ОГПН г. **** при проведении проверки **.**.**. Однако согласно акту проверки ОГПН г. **** №... от **.**.** данные нарушения пожарной безопасности продолжают иметь место и в настоящий момент. Просил обязать Ответчика устранить выявленные **.**.** в ходе проверки ОГПН г. **** нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать двери в лестничных клетках устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
- оборудовать здание Ответчика аварийным освещением (освещением безопасности и эвакуационным).
**.**.**. в адрес Печорского городского суда от Печорского межрайонного прокурора поступили уточненные исковые требования, в которых просит обязать Ответчика установить в лестничных клетках, а также коридорах здания Ответчика двери с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах; Оборудовать здание Ответчика аварийным освещением (освещением безопасности и эвакуационным).
В судебном заседании помощник прокурора Маркова К.В. поддержала исковые требования в полном объеме, дала соответствующие пояснения. Просила установить срок исполнения – до **.**.**.
Представитель ответчика Барминов С.Н., действующий на основании Устава образовательного учреждения, исковые требования не признал. Суду пояснил, что учредителем Ответчика является Управление образования МР «****». Согласно п.3.4 Устава деятельность школы финансируется ее учредителем в соответствии с законодательством на основе нормативов. Школа направляла ходатайства об устранении нарушений требований пожарной безопасности и переносе срока их устранения на имя начальника Управления образования от **.**.** №... и в ОГПН от **.**.** №..., поскольку у школы нет средств на их устранение, а финансовыми вопросами занимается Управление образования. Школа самостоятельно устранила неисправность в эвакуационном освещении. Так же установлено дополнительное эвакуационное оборудование в школьной столовой и слесарной мастерской. Имеется заказ на изготовление дверей, сейчас происходит установка дверей на 2.3 этаже, на 4 этаже двери уже установили. Аварийное освещение запланировано установить в ****, т.к. деньги в Управление образования МР «****» на эти цели уже поступили.
Представитель третьего лица ****, извещенный надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
Представитель третьего лица Управления ОГПН г. **** Салтанов Е.А. в судебном заседании требования прокурора поддержал. Пояснил, что в здании Ответчика не устранены нарушения требований пожарной безопасности в части касающейся монтажа аварийного освещения и установки дверей, оборудованных устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
Представитель третьего лица Управления образования МР «****» Амонариева Л.А., действующая на основании доверенности от **.**.**, исковые требования не поддержала. Суду пояснила, что в ****. на выполнение предписаний ОГПН выделено **** руб. на ** детских учреждений, ****.руб. ушло на установку дверей во всех школах, где имелись такие предписания. Предписание ОГПН по Ответчику не исполнено из-за отсутствия денежных средств. В настоящее время необходимые денежные средства выделены, идет котировка. До **.**.** все нарушения будут устранены.
Представитель третьего лица Администрации МР «****» Холод М.А., действующая на основании доверенности от **.**.**., исковые требования не поддержала.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица ****.
Заслушав пояснения сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Статьей 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
На основании ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» правовой основой технического урегулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 37 указанного закона на руководителя организации возложены следующие обязанности:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 утверждены правила пожарной безопасности (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что **.**.** ОГПН г.**** проведена проверка Ответчика, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: двери в лестничных клетках не оборудованы устройствами для самозакрывания; отсутствуют двери в лестничных клетках, а также в коридорах, в здании отсутствует аварийное освещение (освещение безопасности и эвакуационное); электрические сети и электрооборудование, используемые в учреждении, не отвечают требованиям действующих правил устройства электроустановок; применены для отделки полов на путях эвакуации отделочные материалы (линолеум) с более высокой пожарной опасностью, чем предусмотрено требованиями нормативных документов по пожарной безопасности; не проведены испытания ограждения кровли здания; выполнена прокладка электропроводки в актовом зале с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике, допущена эксплуатация автоматический пожарной сигнализации, а именно отсутствуют световые указатели «выход» над дверями эвакуационных выходов в столовой, актовом зале, спортивном зале. Два луча автоматический пожарной сигнализации находятся в неисправном состоянии, что подтверждается актом проверки от **.**.**
На основании вышеуказанного акта ОГПН **.**.** было выдано предписание №... Ответчику об устранении выявленных нарушений.
**.**.** была проведена проверка в отношении Ответчика по ранее выявленным нарушениям от **.**.**
Актом проверки №... от **.**.** зафиксированы нарушения пожарной безопасности, оставшиеся не выполненными, а именно:
- двери в лестничных клетках здания школы не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.40, 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п.6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.2.1.21 ППБ-101-89 Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений);
- в здании учреждения отсутствует аварийное освещение безопасности и эвакуационное (нарушение ст.4, 82, 84 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п.6.22 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.7.61 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»).
После чего информация Отдела ГПН г. **** была направлена Печорскому межрайонному прокурору.
По сообщению ОГПН г. **** от **.**.** в здании Ответчика не устранены нарушения требований пожарной безопасности в части касающейся монтажа аварийного освещения и установки дверей, оборудованных устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
Здание и помещения Ответчика используются в целях проведения образовательного процесса.
На основании п.п. 1, 19 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательною учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, создание необходимых условий для работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников.
Кроме этого, на основании ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно п.п. 1 п. 1.4 Устава образовательного учреждения школа создает условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья обучающихся. В соответствии с пунктом 10 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ» собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствие с п. 1.5. Устава школа является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам, находящимся в ее распоряжении денежными средствами и имуществом, принадлежащих школе на правах оперативного управления. Школа как юридическое лицо от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку длительное не устранение Ответчиком нарушений требований правил пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
При удовлетворении иска с учетом материального положения школы суд полагает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход муниципального района «****», до **** рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Ответчика в срок до **.**.** года:
- оборудовать здание Ответчика аварийным освещением (освещением безопасности и эвакуационным);
- установить в лестничных клетках, а также коридорах здания Ответчика двери с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
Взыскать с Ответчика в доход муниципального образования муниципального района «****» расходы по государственной пошлине в размере **** рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения решения.
Председательствующий судья М.В. Гусарова