о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия



Дело № 2-3598/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.

при секретаре Сапегиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 14 декабря 2010 года дело по заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ответчику о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению паспортов на опасные отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности предпринимателя, непринятия мер по ликвидации производственных отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предпринимателя; возложении обязанности ликвидировать свалку производственных отходов, расположенную на земельном участке, принять меры к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.14,15). В период с **.**.** по **.**.** Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления при осуществлении деятельности Ответчиком.

В ходе проверки установлено, что Ответчик осуществляет деятельность по переработке древесины. В силу специфики деятельности Ответчик использует земельный участок, находящийся по адресу: **********. На указанном земельном участке расположен цех по переработке древесины, автотракторная техника, принадлежащие индивидуальному предпринимателю. При осмотре территории указанного выше земельного участка выявлены его захламление неисправной автотракторной техникой, отходами лесопиления (опилки, обрезь, кора), отходами металлического лома. Установлено, что у Ответчика отсутствуют договоры на передачу отходов, отсутствуют документы, подтверждающие ведение учета и контроля образующихся отходов производства; не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов производства и потребления).

Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Ответчику о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению паспортов на опасные отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности предпринимателя, непринятия мер по ликвидации производственных отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предпринимателя; возложении обязанности в срок до **.**.** ликвидировать свалку производственных отходов, расположенную на земельном участке по адресу: **********; возложении обязанности принять меры к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, а именно в срок до **.**.** оформить в установленном законом порядке паспорта опасных отходов и направить их на согласование в ****, в срок до **.**.** направить Форму №...-ТП (отходы) в ****.

**.**.** Печорский природоохранный межрайонный прокурор уточнил исковые требования. Просил признать незаконным бездействие в части непринятия мер по разработке и утверждению паспортов на опасные отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности предпринимателя, непринятия мер по ведению учета и контроля образующихся отходов, непринятия мер по ликвидации производственных отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предпринимателя; возложении обязанности в срок до **.**.** ликвидировать свалку производственных отходов, расположенную на земельном участке по адресу: **********; возложении обязанности принять меры к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, а именно в срок до **.**.** оформить в установленном законом порядке паспорта опасных отходов и направить их на согласование в ****, в срок до **.**.** направить Форму №...-ТП (отходы) в **** (л.д.31-33).

В судебном заседании помощник Печорского природоохранного межрайонного прокурора Антонов П.В. на иске настаивал.

Представитель третьего лица **** Чиннова Л.В. иск поддержала.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ответчика, представителя третьего лица – ****.

В предварительном судебном заседании ответчик иск признал.

Выслушав объяснения прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.

Из обстоятельств дела следует, что **.**.** Печорским природоохранным межрайонным прокурором в отношении Ответчика возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (л.д.9-12).

**.**.** постановлением №... государственного инспектора по охране природы (государственного экологического контроля) Республики Коми на территории МО МР «****» Огарковой Е.А. должностное лицо – Ответчик признан виновным в нарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На должностное лицо – Ответчика наложен **** (л.д.24-25).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч.1 ст.34 указанного закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1,2 ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Частями 2,3 ст.14 указанного закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Отнесение опасных отходов к классу опасности для окружающей среды осуществляется на основании Критериев, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001г. № 511 и разработанных в целях реализации ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002г. № 786, в числе опасных, среди прочих, выделяются пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины, отработанные покрышки, масла и т.д.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010г. № 717 полномочия по паспортизации отходов I – IV класса опасности переданы Росприроднадзору.

Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004г. № 157 утверждена годовая форма федерального государственного статистического наблюдения №...-ТП (отходы), установлены сроки представления формы: для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – 3 февраля года, следующего за отчетным периодом (отчетным годом).

Как следует из материалов проведенной прокуратурой проверки, Ответчик осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением указанных выше требований законодательства, а именно: при осмотре территории земельного участка, находящегося по адресу: **********, район бывшей производственной базы ****, выявлены его захламление неисправной автотракторной техникой, отходами лесопиления (опилки, обрезь, кора), отходами металлического лома.

Таким образом, Ответчиком фактически организована несанкционированная свалка отходов производства. У Ответчика отсутствуют документы, подтверждающие ведение учета и контроля образующихся отходов производства и потребления, отсутствуют паспорта опасных отходов.

На основании вышеизложенного, с учетом признания иска ответчиком, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие Ответчика в части непринятия мер по разработке и утверждению паспортов на опасные отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности предпринимателя, непринятия мер по ведению учета и контроля образующихся отходов, непринятия мер по ликвидации производственных отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предпринимателя, незаконным.

Обязать Ответчика в срок до **.**.**. ликвидировать свалку производственных отходов, расположенную на земельном участке по адресу: **********.

Обязать Ответчика в срок до **.**.**. оформить в установленном законом порядке паспорта опасных отходов и направить их на согласование в ****.

Обязать Ответчика в срок до **.**.**. направить Форму №...-ТП (отходы) в ****.

Взыскать с Ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «****» в сумме ****.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.Н.Шахтарова

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 года.