Дело № 2-3478/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.
при секретаре Сапегиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 8 декабря 2010 года дело по иску Харченко Ж.В. к Ответчику 1,Ответчику 2 о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Харченко Ж.В. обратилась в суд с иском к Ответчику 1,Ответчику 2 о предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи один человек как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, указывая, что жилое помещение ей не предоставлялось, закрепленного жилья не имеет, нигде не зарегистрирована ни по месту жительства, ни по месту пребывания.
В судебном заседании истец и ее представитель Адевосян А.В. настаивали на иске, просили возложить обязанность предоставить жилое помещение на Ответчика 2. На требовании о взыскании с ответчика расходов по госпошлине истец не настаивала.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей ответчиков.
Ответчики свою позицию изложили в отзывах, исковые требования Харченко Ж.В. не признали.
Выслушав объяснения истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
Из обстоятельств дела следует, что Харченко Ж.В. родилась **.**.** (л.д.6).
Решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** родители истца – Л. и В. лишены родительских прав в отношении дочери Харченко Ж.В. (л.д.8-9).
На основании постановления главы муниципального образования «****» от **.**.** №... Харченко Ж.В. была определена в детское государственное учреждение (л.д.34).
Харченко Ж.В. была зарегистрирована по месту пребывания в общежитии по адресу: **********. Срок регистрации по данному адресу закончился **.**.** (л.д.35).
При рассмотрении дела по иску о лишении родительских прав родителей истца было установлено, что мать истца в указанном жилом помещении фактически не проживала, снимала неблагоустроенное жилое помещение в деревянном доме. Истец не приобрела право пользования жилым помещением.
Согласно справке органа опеки и попечительства от **.**.** истец закрепленного жилья не имеет (л.д.7).
В период с **.**.** по **.**.** истец училась в ГОУ СПО «****» (л.д.14). После окончания учебы жилым помещением не была обеспечена.
В настоящее время истец проживает временно у подруги; не имеет регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания.
Из уведомления **** от **.**.** следует, что Харченко Ж.В. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми под №... на основании приказа **** от **.**.** (л.д.37).
По итогам процедуры переучета, проведенной в соответствии с законом Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54 –РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», Ответчиком 2 утвержден новый порядок очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, согласно которому номер очередности Харченко Ж.В. - №... (л.д.48).
Из справки **** от **.**.** следует, что за Харченко Ж.В. в ********** недвижимого имущества не числится (л.д.21).
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от **.**.** №... за Харченко Ж.В. объекты недвижимого имущества не зарегистрированы (л.д.22).
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно абз.3 ч.1 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Статья 5 Федерального закона также устанавливает, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ.
На основании Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года № 229 «О некоторых вопросах, связанных с реализацией на территории Республики Коми законодательства в области опеки и попечительства и жилищного законодательства» Ответчик 2 определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по выполнению с **.**.** полномочий в области опеки и попечительства.
Согласно подпункту 37 пункта 5 Положения об Ответчике 2, утвержденного Указом Главы Республики Коми от **.**.** №..., Агентство в соответствии с возложенными на него полномочиями и функциями в установленной сфере деятельности осуществляет принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ведение указанного учета и принятие решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми.
Таким образом, истец имеет право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, поскольку жилое помещение, в котором она зарегистрирована по месту жительства, на момент определения в детское государственное учреждение являлось непригодным для проживания, закрепленного жилья истец не имеет.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на Ответчика 2.
Оснований для возложения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения на органы местного самоуправления не имеется, так как законодательством Республики Коми органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Таким образом, жилое помещение должно быть предоставлено истцу в г.**********.
При определении размера жилого помещения, которое следует предоставить истцу, суд руководствуется положениями ст. 10 Закона Республики Коми от **.**.** №..., которой установлена специальная норма предоставления жилых помещений – 33 квадратных метра общей площади на одинокого гражданина.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Ответчика 2 предоставить вне очереди Харченко Ж.В. в городе ********** на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: С.Н.Шахтарова
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2010 года.