Дело № 2-3450/10 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре Ишиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 23 декабря 2010 года дело по иску Норкина И.В. к Ответчику о признании права на получение государственного жилищного сертификата по избранному месту жительства, возложении обязанности на Ответчика утвердить и направить по подчиненности в соответствующий орган военного управления список получателей жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Норкин И.В. обратился в суд с иском к Ответчику с требованием о признании права на получение государственного жилищного сертификата (далее ГЖС) по избранному месту жительства в **********, возложении обязанности на Ответчика утвердить и направить по подчиненности в соответствующий орган военного управления список получателей жилищного сертификата на истца, в обоснование требований указав, что с **** г. проходил службу в Вооруженных Сила РФ. Приказом командира в\ч **** МО РФ №... от **.**.** уволен в запас на основании п.п. «б» п.3 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», т.е. по состоянию здоровья. На основании ст.ст. 14,15 ФЗ от 27.05.1998г. №76 –ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановления Правительства РФ от 06.09.1998г. №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» он имеет право на получение ГЖС по избранному месту жительства в **********, однако в нарушении действующего законодательства командование в\ч **** отказало в постановке на очередь для получения ГЖС. Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания (л.д.107).
Представитель истца – адвокат Соловьев Р.Ю., действующий на основании ордера (л.д.71), на доводах, изложенных в исковом заявлении и в дополнительных возражениях на отзыв ответчика, настаивал (л.д.114-116).
Представитель ответчика – Клочков Д.А., чьи полномочия подтверждены доверенностью (л.д.72), требования не признал, свои доводы изложил письменно (л.д.73-75).
Представитель третьего лица на стороне ответчика **** – Рябинина Т.В., требования не признала, свои доводы изложила письменно (л.д.118-120).
Выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
В ходе судебного заседания установлено следующее:
Норкин И.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ с **** г. Приказом Министра Обороны РФ №... от **.**.** с изменениями, внесенными приказом МО РФ №... от **.**.**, Норкин И.В. уволен с военной службы с зачислением в ЗАПАС по состоянию здоровья (подпункт «б» п.3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Выслуга лет в Вооруженных Силах составила: в календарном исчислении – **** месяцев, в льготном исчислении – **** месяц.
Приказом командира в\ч **** №... от **.**.** полковник Норкин И.В. исключен из списков личного состава части (л.д.16 - 26).
В период прохождения службы Норкин И.В. был обеспечен от Министерства обороны жилым помещением на общих основаниях на состав семьи три человека, включаю супругу – Н. и сына – К., **** г.р., что сторонами не оспаривается и подтверждается письменными материалами дела (л.д. 55-58, 121,123-125).
Решением мирового судьи Сосновоборского судебного участка г. **** от **.**.** брак между Норкиным И.В. и Н. был расторгнут (л.д.30).
Как установлено в судебном заседании, и данные обстоятельства сторонами не оспариваются, в связи с прекращением семейных отношений истца с Н., и невозможностью совместного проживания в одной квартире, **.**.** истец снимается с регистрационного учета по месту жительства квартире ********** и с разрешения командования в/ч **** заселяется в общежитие, расположенное на территории в/ч ****, и регистрируется по новому месту жительства. С истцом заключается договор найма жилого помещения в жилом фонде МО РФ (л.д. 27, 137-139).
Квартира №... в доме ********** была приватизирована по ? доли, сыном истца – К. и бывшей супругой – Н. (л.д.62)
Судом установлено, что в период с **.**.**. по день увольнения с ВС РФ Норкин И.В. постоянно проживал в общежитии, расположенном на территории в\ч ****, что подтверждено объяснением представителя истца, показаниями свидетеля С., письменными материалами дела и данный факт представителями ответчика и третьего лица не оспаривается.
**.**.** истец обратился к командованию в/ч **** с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по избранному месту жительства в соответствии с требованиями п.14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (л.д.38).
Решением жилищной комиссии в\ч **** истцу было отказано во включении в состав участников данной подпрограммы на том основании, что он не состоял в списках очередников на получение жилого помещения (л.д.31-33).
По сведениям **** истец в качестве нуждающегося в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в **** не состоит (л.д.29).
Как следует из письменных материалов дела истец не имеет в собственности жилого помещения как в г. ****, так и по предыдущему месту жительства – ********** (л.д.34-36, 60,63).
П.3 ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
П.14 данной статьи установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно п.13 данной статьи военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по состоянию здоровья. Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. №153, «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства от 21.03.2006г. №153 Министерством обороны РФ был издан Приказ от 10.06.2006г. №215 «О порядке формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов».
В соответствии с указным приказом, военнослужащие подают в войсковую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, рапорт об участии в подпрограмме и прилагают к нему соответствующие документы. После проверки документов командир войсковой части включает военнослужащего в списки получателей ГЖС, которые после согласования в ****, направляются на утверждение в соединение.
В соответствии с п. 13 Порядка, командир соединения при получении списков организовывает работу по их проверке, после чего, утвердив их, направляет по подчиненности в соответствующие органы военного управления.
Таким образом, вышеуказанными нормативными документами определены конкретные основания предоставления ГЖС и порядок оформления документов для их получения военнослужащими.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Норкин И.В. как военнослужащий, уволенный с военной службы по состоянию здоровья (п.п. «б» п.3 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе») при стаже военной службы более 10 лет, не имеющий жилого помещения и проживающий в общежитии, при наличии своего желания изменить место жительства после увольнения мог претендовать на обеспечение его жильем по избранному месту жительства в **********, в том числе и посредством получения ГЖС.
Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что истец с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в **** г. выписался из благоустроенной квартиры и прописался в общежитии и поэтому в соответствии со ст. 53 ЖК РФ не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, судом не принимаются, поскольку, как установлено в судебном заседании истец расторг брак с Н. и у них образовались разные семьи, проживание которых в одной квартире не представлялось возможным. Норкин И.В. обращался с рапортом на имя командира части с просьбой оказать содействие в принудительном обмене квартиры **********, однако его рапорт оставлен без удовлетворения (л.д.117) и данные обстоятельства представителями ответчика и третьего лица не оспариваются.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушении требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду допустимых доказательств того, что истец намеренно ухудшил свое жилищное положение с целю получения ГЖС, наоборот, в судебном заседании установлено, что истец после расторжения брака постоянно проживал в общежитии, что ответчиком не оспаривается и свидетельствует о не преднамеренном ухудшении жилищных условий, а в связи со стечением семейных обстоятельств.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Суд, принимает решение в пределах заявленных истцом требованиям (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Норкина И.В. удовлетворить.
Признать право Норкина И.В. на получение государственного жилищного сертификата по избранному месту жительства в **********.
Обязать Ответчика утвердить Норкина И.В. в списке получателей государственного жилищного сертификата и направить по подчиненности в соответствующий орган военного управления список получателей жилищного сертификата на Норкина И.В..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: судья С.К. Литвиненко.
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2010 года.