Дело № 2- 63 /2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
В составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,
При секретаре Басовой С.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре
13 января 2011 года дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчику:
- о признании незаконным бездействия в части непринятия ответчиком своевременных и должных мер по организации и выполнению мероприятий по охране и защите лесов от загрязнения и иных негативных воздействий;
-о возложении обязанности на ответчика в срок до **.**.** принять конкретные меры по устранению нарушений лесного законодательства, а именно разработать и организовать выполнение санитарно- оздоровительных мероприятий, направленных на очистку территории №... квартала выдела ********** ответчика от захламления (загрязнения) отходами производства и потребления;
- о возложении обязанности на ответчика в срок до **.**.** провести конкурс на выполнение работ по очистке территории №... квартала выдела ********** ответчика от захламления (загрязнения) отходами производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчику:
- о признании незаконным бездействия в части непринятия ответчиком своевременных и должных мер по организации и выполнению мероприятий по охране и защите лесов от загрязнения и иных негативных воздействий;
- о возложении обязанности на ответчика в срок до **.**.** принять конкретные меры по устранению нарушений лесного законодательства, а именно разработать и организовать выполнение санитарно- оздоровительных мероприятий, направленных на очистку территории №... квартала выдела ********** ответчика от захламления (загрязнения) отходами производства и потребления;
- о возложении обязанности на ответчика в срок до **.**.** провести конкурс на выполнение работ по очистке территории №... квартала выдела ********** ответчика от захламления (загрязнения) отходами производства и потребления. В обоснование своих требований прокурор указал, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой по обращению заместителя председателя общественной экологической организации **** проведена проверка по факту организации неустановленными лицами несанкционированной свалки ТБО в лесном массиве, расположенном на территории МО МР «Печора». В ходе проверки установлено, что на
-2-
территории №... квартала выдел ********** ответчика неустановленными лицами организована несанкционированная свалка отходов производства и потребления. По мнению прокурора, анализ работы ответчика выявил, что должностными лицами указанного учреждения функции по государственному лесному контролю и надзору за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов надлежащим образом не исполняются. Факт бездействия ответчика в части не принятия должных мер по организации и выполнению мероприятий по охране лесов от пожаров, защите их от загрязнения и иных негативных воздействий подтверждается представленным руководителем учреждения ответом от **.**.** за №... на представление прокуратуры от **.**.** за №..., а так же актом о лесонарушении в квартале №... выдел ********** ответчика, который был составлен только **.**.**, т.е. фактически после проведения прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления и лесного законодательства.
В судебном заседании Печорский природоохранный межрайонный прокурор свои исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика исковые требования прокурора не признал.
Дело слушается в отсутствии третьих лиц Администрации МР «Печора» и Администрации ГП «Печора» в порядке статьи 167 ГПК РФ. В отзыве указанные третьи лица исковые требования прокурора поддержали (л.д.97,103).
Третье лицо- Представитель Общественной экологической организации исковые требования поддержала.
Дело слушается в отсутствии третьего лица Комитета лесов Республики Коми, который в отзыве на иск требования не поддержал (л.д.94).
Представитель Печорского городского комитета по охране окружающей среды исковые требования поддержала.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее: факт наличия несанкционированной свалки мусора, в том числе твердых бытовых отходов (картонных и пастиковых упаковок продовольственных товаров, утративших свои потребительские свойства), крупногабаритных отходов (мебель, бывшая в употреблении) общей площадью около **** кв.метров, подтвержден экспертным заключением от **.**.** №....Среди прочих отходов обнаружена списанная учебная литература, принадлежащая по штампам СОШ №... и СОШ №... (л.д.9). Комиссией было проведено обследование территории лесного массива в **** квартале ********** ответчика.
Поводом для обращения прокурора в суд с иском послужило обращение заместителя председателя общественной экологической организации **** **** в Печорскую природоохранную прокуратуру по вопросу : от дороги, ведущей к городской свалке, имеются въезды в лес, вдоль которых различными организациями постоянно сваливается мусор. В судебном заседании заместитель председателя общественной экологической организации показала, что при обращении в прокуратуру, полагала,что будет установлено виновное лицо, свалившее мусор в лесном массиве №... квартала ********** ответчика . Однако собственник твердых бытовых отходов установлен не был. По захламлению вышеуказанной территории мусором к ответчику
-3-
заместитель председателя общественной экологической организации не обращалась. Указанную информацию ответчику не предоставляла.
Согласно Устава учреждение ответчика создано из ****, является правопреемником ****Учредителем ответчика является Правительство Республики Коми. Организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью учреждения осуществляет Комитет лесов Республики Коми. Учреждение ответчика является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств в соответствии с действующим законодательством, субсидиарную ответственность по неисполненным учреждением обязательствам несет Комитет лесов Республики Коми.
Учреждение ответчика имеет структурные подразделения (пункт 1.8 Устава л.д.12):
-**********;
-**********;
-**********;
-**********;
-**********.
Участковое лесничество возглавляет лесничий участкового лесничества.
Виды деятельности учреждения ответчика
-организует проведение мероприятий по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с лесоустроительными проектами, лесными планами, лесохозяйственными регламентами;
-разрабатывает мероприятия по охране лесов от пожаров, защите от вредителей и болезней леса, загрязнения и иных негативных воздействий и организует их выполнение;
-осуществляет проведение конкурсов по размещению заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
-при выявлении нарушений лесного законодательства составляет акты, которые служат основанием для предъявления претензий лесопользователю и возбуждения административного производства;
-размещает заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на не арендованных для заготовки древесины лесных участков и соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и т.д.
Право собственности на территорию №... квартала выдела ********** ответчиком документально не оформлено. Нет прямых доказательств, что указанный лесной участок относится к федеральной или муниципальной собственности. Из отзыва Администрации МР «Печора» следует, что спорный участок расположен между административной территорией МО СП « **********» и административной территорией МО СП «**********». Суд соглашается с доводами администрации МР «Печора» о том, что территория №... квартала выдел ********** находится в ведении ответчика. Необходимо отметить, что территория участка расположена по направлению на полигон твердых бытовых отходов города Печоры. Следует сказать, что указанный полигон является объектом незавершенного строительства. Кадастровый паспорт на земельный участок под полигоном твердых бытовых отходов не оформлен.
Из письменного отзыва Комитета лесов Республики Коми (л.д.94) следует, что Постановлением Совета Министров Республики Коми №... от **.**.** утверждена городская черта **********, в состав которой входят лесные земли
-4-
площадью **** га, в том числе кварталы №...,№...,№...,№...,№...,№...,№...,№...,№....При постановке земель на кадастровый учет эти земли не были зарегистрированы, как земли лесного фонда, являющиеся собственностью Российской Федерации. В связи с изложенным ответчика, не имеет полномочий по осуществлению в указанных кварталах каких-либо контрольных или управленческих функций. Статьей 83 Лесного кодекса РФ определены полномочия, которые переданы субъектам Российской Федерации. Полномочия эти касаются только лесных отношений, возникающих на лесных участках, являющихся федеральной собственностью. Указанный в иске участок имеет иную, чем федеральная, форму собственности и выделяемые на исполнение отдельных полномочий в области лесных отношений субвенции не могут расходоваться на осуществление ГУ РК «Печорское лесничество» каких-либо действий на этом участке. Расходование средств федерального бюджета на охрану лесных участков, не входящих в лесной фонд, признается нецелевым и виновные в таком расходовании привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Статьей 13 Федерального закона №...-ФЗ от **.**.** «Об отходах производства и потребления» организация сбора, складирования, вывоза и переработки( утилизации) отходов возложена на органы местного самоуправления. Пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от **.**.** №...-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в том числе земли лесного фонда. Таким образом, по мнению Комитета лесов Республики Коми, нахождение отходов производства и потребления за пределами мест, специально предназначенных для их складирования и утилизации, независимо от того на землях каких категорий эти отходы размещены, говорит о неисполнении органами местного самоуправления полномочий по сбору, вывозу, переработке и утилизации отходов производства и потребления.
Правовые позиции прокурора и ответчика различаются тем, что по мнению ответчика нормами право на данное учреждение не возложена обязанность по очистке лесных участок от бытовых отходов. Руководитель учреждения ответчика указывает, что в штате учреждения всего **** сотрудников , за ответчиком закреплена территория в **** млн. гектаров леса. Очищать всю территорию от бытовых отходов ответчик не уполномочен. Правовая позиция прокурора изложена в исковых требованиях. Печорский межрайонный прокурор не видит ничего противоестественного в том, что очисткой лесов (**** млн. га) от несанкционированных свалок твердых бытовых отходов будет заниматься ответчик
В соответствии со статьей 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от **.**.** №...-ФЗ отходы производства и потребления-это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами –это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 №№...-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 №89-ФЗ в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив
-5-
иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 8 №...- ФЗ регулирует полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ к полномочиям органом местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 9 ФЗ предусматривает, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от **.**.** №...-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований предусмотрены в статье 13 ФЗ, в соответствии с которой территории муниципальных образований подлежат регулярной чистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль,бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Из уставных документов ответчика следует, что учреждение ответчика деятельность по обращению с отходами производства и потребления не осуществляет.
Учитывая, что по вопросам уборки отходов с земель лесного фонда поступает множество запросов, Федеральное агентство лесного хозяйство письмом от **.**.** (л.д.107) соответствующие разъяснения.
В соответствии со статьей 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (л.д.147).
Полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений предусмотрены статьей 81 Лесного кодекса РФ (л.д.148).Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений предусмотрены статьей 82 Лесного кодекса РФ (л.д.149).
Статья 83 ЛК РФ регулирует передачу осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации (л.д.150).
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
-6-
2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
(в ред. Федеральных законов от **.**.** №...ФЗ, от **.**.** №...ФЗ)
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах…
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и перечня должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.
3. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
4. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
5. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.
7. В случае использования указанных в части 3 настоящей статьи средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений предусмотрены статьей 84 Лесного кодекса РФ (л.д.152).
В соответствии со статьей 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в частности, санитарно-оздоровительные мероприятия ( вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия)
В соответствии с пунктом 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.** №..., в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в частности, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Раздел **** Правил регулирует виды санитарно-оздоровительных мероприятий, к которым относится вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка
-7-
лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок. При повреждении лесных насаждений в результате негативного воздействия ветра, снега, вод (когда деревья повалены или сломаны ветром, снегом, при подмывании водой, а также при наличии в них валежной древесины осуществляется очистка лесных насаждений от захламленности. В первую очередь очистке подлежат лесные участки, где имеется опасность возникновения лесных пожаров и массового размножения насекомых, питающихся стволами деревьев (стволовые вредители).
Работа ответчика по очистке лесов от захламления, загрязнения и другого негативного воздействия применительно к нормам лесного законодательства не предусматривает возникновение у ответчика обязанности по обращению с отходами производства и потребления.
Бездействие ответчика в непринятии своевременных и должных мер по организации и выполнению мероприятий по охране и защите лесов от загрязнений и иных негативных воздействий, по мнению суда, материалами дела не подтверждено. Бездействие ответчика-это систематическое виновное неисполнение ответчика возложенных на него функций. Оно состоит в общественно вредном, пассивном поведении, выражающемся в несовершении действий, которые могли быть совершены в силу возложенных обязанностей. По сути при таком поведении государственного учреждения, о котором ведет речь прокурор, требуется замена руководящего состава учреждения. Факт нарушения установлен **.**.**. **.**.** служебная записка лесничего - руководителя ********** участкового лесничества . была направлена в Печорскую природоохранную прокуратуру (л.д.10). **.**.** прокуратурой было направлено Представление об устранении лесного законодательства в адрес ответчика (л.д.19). **.**.** на указанное представление был дан ответ ответчиком(л.д.23). Участковым лесничествам было дано указание систематически проводить мониторинг лесных участков, наиболее подверженных загрязнению и захламлению коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, районов несанкционированных свалок и т.д. В случае обнаружения ранее загрязненных участков либо вновь образованных составлять акты о лесонарушении в соответствии с требованиями лесного законодательства и действующими нормативными актами (л.д.25). **.**.** в адрес Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры был направлен комплект документов по лесонарушению в квартале №... выдел ********** ********** ответчика (л.д.26-34). Вывод прокурора о наличии бездействия в действиях ответчика на основании представленного им анализа работы государственного учреждения, по мнению суда, является ошибочным и не может быть поддержан судом.
Остальные пункты 2 и 3 исковых требований прокурора касаются вопросов проведения конкурсов и поиск подрядчиков применительно к размещению заказов и выполнению работ для государственных нужд. Очитска №... квартала ********** к таким государственным нуждам не относится.
Таким образом, из исследованных материалов гражданского дела суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
-8-
Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчику:
- о признании незаконным бездействия в части непринятия ответчика своевременных и должных мер по организации и выполнению мероприятий по охране и защите лесов от загрязнения и иных негативных воздействий;
-о возложении обязанности на ответчика в срок до **.**.** принять конкретные меры по устранению нарушений лесного законодательства, а именно разработать и организовать выполнение санитарно- оздоровительных мероприятий, направленных на очистку территории №... квартала выдела ********** ответчика от захламления (загрязнения) отходами производства и потребления;
- о возложении обязанности ответчика в срок до **.**.** провести конкурс на выполнение работ по очистке территории №... квартала выдела ********** ответчика от захламления (загрязнения) отходами производства и потребления оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
СУДЬЯ М.В.БОРОДУЛИНА
а