Об обязании ответчика организовать обеспечение надлежащего контроля технического состояния автобуса



Дело № 2-152/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

В составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,

При секретаре Басовой С.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре

3 февраля 2011 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к общеобразовательному учреждению об обязании совершить действия - организовать обеспечение надлежащего контроля технического состояния автобуса перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки,

У С Т А Н О В И Л:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к общеобразовательному учреждению об обязании совершить действия - организовать обеспечение надлежащего контроля технического состояния автобуса перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки в срок до **.**.**, в обоснование требований указывая, что Печорской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Республики Коми была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения в части осуществления перевозки несовершеннолетних. В результате проверки было установлено, что в общеобразовательное учреждении не организовано проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Бездействием образовательного учреждения по организации данного контроля нарушаются права учащихся и иных граждан, участвующих в дорожном движении, на защиту их жизни и здоровья.

Заявлением от **.**.** Печорским межрайонным прокурором исковые требования были уточнены в части установления срока совершения указанных действий. Прокурор просил обязать ответчика организовать обеспечение надлежащего контроля технического состояния автобуса перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки в срок до **.**.**.

В судебном заседании прокурор Маркова К.Ю. на исковых требованиях настаивала.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей ответчика и третьего лица - ГИБДД ОВД по г. Печоре, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Из заявления ответчика от **.**.** №... следует, что общеобразовательное учреждение исковые требования признает. В заявлении указано также, что права и последствия признания иска понятны.

Из письменного отзыва ГИБДД ОВД по г. Печоре от **.**.** №... следует, что третье лицо исковые требования поддерживает (л.д.64).

Представитель третьего лица - Управления образования муниципального района «Печора» Амонариева Л.А., полномочия которой подтверждены доверенностью (л.д.71), уточненные исковые требования признала.

Суд, заслушав объяснения прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

-2-

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствие со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право па охрану здоровья. Статьей 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от **.**.** №... (далее Закон), задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст.2 Закона).

Согласно ст. 16 Закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Частью 1 статьи 20 Закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный

законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей; мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от **.**.** №... утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (далее Положение).

Требования настоящего Положения обязательны для расположенных па территории Российской Федерации opгaнизаций, независимо от организационно-

-3-

правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей - предпринимателей (п. 1.2. Положения).

В соответствии с пунктом 4.3 Положения организации и водители –предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от **.**.** №... «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» (в ред. Постановлений Правительства РФ от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., с изм., внесенными Постановлением Правительства от **.**.** №...) в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установить, что на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.

Кроме этого на основании ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В судебном заседании установлено, что в общеобразовательном учреждении имеется микроавтобус ****, государственный регистрационный знак **** ****, полученный образовательным учреждением для перевозки детей (л.д.39). На данном транспортном средстве систематически осуществляются перевозки учащихся.

Однако, как следует из письменных материалов дела и не оспаривается ответчиком, в нарушение действующего законодательства, регулирующего правоотношения по безопасности дорожного движения, в общеобразовательном учреждении не организовано проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки.

Таким образом, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно основано на законе и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Под контролем за техническим состоянием транспортных средств понимается проверка соответствия технического состояния транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования требованиям нормативных правовых актов.

В организацию ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки включаются:

-4-

-закрепление приказом по общеобразовательному учреждению должностного лица, ответственного за техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию и возвращением к месту стоянки;

-подготовка, обучение должностного лица (как правило, водителя автобуса), указанное должностное лицо должно иметь специальное удостоверение о прохождении обучения;

-закрепление обязанностей по ежедневному контролю технического состояния автобуса за должностным лицом в должностной инструкции;

-закрепление за должностным лицом обязанности выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортного средства;

-наличие у организации специального оборудования (линейка, штангенциркуль, манометр, люфтомер);

-наличие смотровой ямы или эстакады (ответчик имеет необходимый гараж);

-должностное лицо общеобразовательного учреждения обязано знать и выполнять ГОСТ **** «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», введенный в действие с **.**.**.

Таким образом, исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Печорского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать общеобразовательное учреждение совершить действия - организовать обеспечение надлежащего контроля технического состояния автобуса перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки в срок до **.**.**, в том числе:

-закрепить приказом по общеобразовательному учреждению специальное должностное лицо, ответственное за техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию и возвращением к месту стоянки;

-произвести обучение указанного должностного лица (как правило, водителя автобуса) по вопросу осуществления ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки; должностное лицо обязано иметь удостоверение о пройденном обучении;

-закрепить обязанности по ежедневному контролю технического состояния автобуса за должностным лицом в его должностной инструкции;

-закрепить за должностным лицом обязанности выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортного средства;

-приобрести специальное оборудование (линейку, штангенциркуль, манометр, люфтомер и другое);

-5-

-должностное лицо общеобразовательного учреждения обязано знать и выполнять требования ГОСТ **** «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

СУДЬЯ М.В.БОРОДУЛИНА

Мотивированное решение изготовлено **.**.**.