О признании незаконным решения организационно-методической комиссии, в отношении Горбенко В.Е.



Дело № 2-328/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Бородулиной М.В.,

при секретаре Охандеровой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре **.**.** года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью о признании незаконным решения организационно-методической комиссии **** от **.**.** года №... в отношении Горбенко В.Е о предоставлении права на сохранение среднего заработка за **** месяц со дня увольнения,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения организационно-методической комиссии **** **** от **.**.** №... о предоставлении Горбенко В.Е. права на сохранение среднего месячного заработка в течение **** месяца со дня увольнения по последнему месту работы, в обоснование требований указывая, что трудовое законодательство ограничивает ответчика в произвольном принятии подобных решений, поскольку в соответствии со ст. 318 ТК РФ средний месячный заработок за четвертый месяц со дня увольнения сохраняется по решению органа службы занятости населения в исключительных случаях и при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. В данном случае справка №... от **.**.** не содержит сведений об исключительности случая, а свидетельствует о том, что служба занятости не принимала никаких мер по трудоустройству Горбенко В.Е. Поэтому, по мнению истца, указанное решение вынесено в нарушение ст. 318 ТК РФ, что и послужило поводом для обращения в суд.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя заявителя, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ****, полномочия которой подтверждены доверенностью (л.д.18), иск не признала.

Судом в качестве заинтересованного лица привлечена Горбенко В.Е., которая требования заявителя не поддержала.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии со ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Поскольку данное дело возникает из трудовых правоотношений и не связано непосредственно с осуществлением ООО «Комигидроэлектромонтаж» предпринимательской и иной экономической деятельности, то оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Горбенко В.Е. работала **** в организаии общества с ограниченной ответственностью с местом работы в г.Печора с **.**.**. Приказом от **.**.** №... л/с уволена на основании п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ ( в связи с сокращением штатов работников) (л.д.16, 29-32).

Из справки общества с ограниченной ответственностью от **.**.** №... следует, что средний заработок Горбенко В.Е. за последние **** месяца составляет **** ****. (л.д.25).

**.**.** Горбенко В.Е. обратилась в **** с заявлением с просьбой зарегистрировать ее в качестве ищущего работу и заполнила заявление-анкету о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы (л.д.23 оборот, 24).

Из карточки персонального учета гражданина, ищущего работу №..., следует, что Горбенко В.Е., **.**.** года рождения, трудовой деятельностью не занята, является уволенной с предприятия по сокращению штата работников, желает устроиться на постоянную работу в качестве **** (****) с зарплатой **** руб. (л.д.23).

Горбенко В.Е. посещала **** ежемесячно, а именно **.**.**, **.**.**, **.**.**, **.**.**, **.**.** Однако, с **.**.** по **.**.** среди имеющихся вакансий подходящей работы для нее найдено не было (л.д.26-28).

Решением организационно-методической комиссии **** №... от **.**.** на основании ст. 318 ТК РФ ФИО1 предоставлено право на сохранение среднего месячного заработка в течение **** месяца со дня увольнения по последнему месту работы (с **.**.** по **.**.**).

Согласно справке **** №... от **.**.** Горбенко В.Е. в течение **** месяцев со дня увольнения трудоустроена не была, за период с даты регистрации до момента выдачи справки варианты трудоустройства ей не предлагались, случаев нарушения сроков перерегистрации Горбенко В.Е. не допускала. Решением экспертной комиссии за ней было признано право на получение среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения (л.д.8).

Из справки УПФР в г. Печоре от **.**.** №... следует, что Горбенко В.Е. получает пенсию по старости с **.**.**, с **.**.** размер пенсии составляет ****. (л.д.45).

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснила, что Горбенко В.Е. была зарегистрирована в службе занятости как гражданин, ищущий работу, без статуса безработного. Горбенко В.Е. приходила в дни, назначенные для посещений, а именно **.**.**, **.**.**, **.**.**, **.**.**, **.**.** **.**.** была вакансия **** с зарплатой **** руб. Поскольку указанная заработная плата была меньше минимального размера оплаты труда, то данная вакансия не могла считаться подходящей, и поэтому Горбенко В.Е. не предлагалась. Иных вариантов трудоустройства для Горбенко В.Е. не было. Условием для сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения является обращение работника в службу занятости населения в течение месяца со дня увольнения и если у службы занятости отсутствует возможность предложить уволенному работнику подходящую работу. При этом «исключительность случая» законом не определена, перечня исключительных случаев нет.

Заинтересованное лицо Горбенко В.Е. в судебном заседании пояснила, что на учет в службу занятости она встала вовремя, график посещений соблюдала. Трудоустроена не была. Поэтому считает, что общество с ограниченной ответственностью должно оплатить ей месячный заработок в течение **** месяцев со дня увольнения. Она является пенсионеркой, пенсия назначена **.**.**

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от **.**.** №... «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от **.**.** №... утвержден Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (далее – Административный регламент).

В соответствии с п.1 Административного регламента он разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Согласно п. 18 Административного регламента получателями государственной услуги являются лица, обратившиеся в целях поиска подходящей работы граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства; работодатели, обратившиеся за содействием в подборе необходимых работников: юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с п. 23 Административного регламента основанием для отказа гражданину, впервые обратившемуся в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения), в предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является отсутствие:

заполненного заявления-анкеты о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы;

документов, удостоверяющих личность гражданина и гражданство (паспорта гражданина Российской Федерации у гражданина Российской Федерации; документов, удостоверяющих личность и гражданство иностранного гражданина, у иностранного гражданина; документов, удостоверяющих личность, у лица без гражданства), или документов, их заменяющих;

индивидуальной программы реабилитации инвалида у гражданина, которому установлена инвалидность.

Пунктом 52 Административного регламента предусмотрено, что работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) на основании заполненного бланка, содержащего сведения о гражданине, и заявления-анкеты осуществляет подбор гражданину варианта подходящей работы.

Подбор гражданам варианта подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка по последнему месту работы, рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, транспортной доступности рабочего места, пожеланий гражданина к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность)), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.

При подборе подходящей работы не допускается:

предложение одной и той же работы дважды;

направление граждан на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта в данной местности, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места;

предложение гражданину работы, которая связана с переменой места жительства, без его согласия;

предложение гражданину работы, условия труда которой не соответствуют требованиям охраны труда;

предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Подбор гражданам варианта подходящей работы осуществляется с использованием программно-технических комплексов в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей), содержащем сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях).

Таким образом, Горбенко В.Е. как получающая пенсию по старости, не могла быть зарегистрирована в службе занятости в статусе безработной. Однако, наличие у Горбенко В.Е. статуса пенсионера не исключает возможность сохранения за ней среднего месячного заработка за **** месяц со дня увольнения, поскольку данное обстоятельство не препятствует Горбенко В.Е. обратиться в службу занятости с заявлением о регистрации ее в качестве гражданина, ищущего работу. При наличии документов, предусмотренных Административным регламентом, служба занятости не имела права отказать ей в предоставлении государственной услуги по поиску работы.

Из представленных сторонами доказательств следует, что Горбенко В.Е. выполнила все предусмотренные Административным регламентом условия для постановки ее на учет как гражданина, ищущего работу. При последующих обращениях она также соблюдала все правила предоставления государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Отсутствие предложенных Горбенко В.Е. вакансий не свидетельствует о том, что службой занятости не проводилась работа по поиску данных вакансий, а свидетельствует лишь о том, что с учетом требований к поиску подходящей работы данных вакансий не было.

Учитывая, что специализированной организацией по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы варианты подходящей работы Горбенко В.Е. предложены не были, то данные обстоятельства применительно к ст. 318 ТК РФ являются исключительными. Поскольку Горбенко В.Е. обратилась в службу занятости в предусмотренные законом сроки и трудоустроена не была, то службой занятости обоснованно было вынесено решение о сохранении за ней среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования заявителя не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Срок для обращения в суд с заявлением(**** месяца) обществом с ограниченной ответственностью не нарушен, поскольку решение №... от **.**.** было направлено **** только **.**.**, что подтверждено сопроводительной (л.д.19).

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление общества с ограниченной ответственностью о признании незаконным решения организационно-методической комиссии **** **** от **.**.** №... в отношении Горбенко В.Е о предоставлении права на сохранение среднего заработка за **** месяц со дня увольнения, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

СУДЬЯ М.В. Бородулина

Мотивированное решение изготовлено **.**.**