Дело №2 - 558 /2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
В составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,
При секретаре Басовой С.С.,
С участием прокурора Яковлевой Н.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре
24 февраля 2011 года дело по заявлению Печорского местного отделения Коми регионального отделения Всероссийской политической партии «****» в лице **** Менникова В.Е. о:
- признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии города Печоры по заверению списков кандидатов в депутаты Совета муниципального района «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми;
- признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии города Печоры по заверению списков кандидатов в депутаты Совета муниципального района «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми:
- признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии по регистрации кандидатов в депутаты Совета муниципального района «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми;
-о признании незаконными решений Территориальной избирательной комиссии города Печоры по регистрации кандидатов в депутаты Совета муниципального района «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми,
У С Т А Н О В И Л:
Печорское местное отделение Коми регионального отделения Всероссийской политической партии «****» в лице **** Менникова В.Е. обратилось в суд с заявлением о:
- признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии города Печоры по заверению списков кандидатов в депутаты Совета муниципального района «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми;
- признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии города Печоры по заверению списков кандидатов в депутаты Совета муниципального района «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми:
- признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии по регистрации кандидатов в депутаты Совета муниципального района «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми;
-о признании незаконными решений Территориальной избирательной комиссии города Печоры по регистрации кандидатов в депутаты Совета муниципального района «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми. В обоснование своих требований заявитель указал, **.**.** в ТИК города Печоры обратилось местное отделение политической партии «****» с намерением осуществить непосредственное выдвижение кандидатов в депутаты Совета МР «Печора» по многомандатным избирательным округам, а так же на должность главы муниципального района «Печора».**.**.** ТИК г. Печоры приняла решение о заверении списка кандидатов, представленных МО ПП «****» в полном объеме. По мнению заявителя, при принятии решения о заверении списка кандидатов были нарушены нормы действующего законодательства в области избирательного права. Список кандидатов от избирательного объединения МО ПП «****» в ТИК города Печоры не представлялся. Решение Совета местного отделения ВПП «****» в городе Печоре РК о выдвижении кандидатов в депутаты Совета МР «Печора» пятого созыва содержит не все реквизиты документа, а именно подпись руководителя структурного подразделения политической партии отсутствует. При заверении списка ТИК г. Печоры не указало МО ПП «****» на необходимость согласования списка кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, с соответствующим органом политической партии, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии. Согласование кандидатов с региональным органом партии не осуществлялось. В связи с изложенным последовало обращение в суд.
В судебном заседании представители заявителя Менников В.Е. и Ильин А.С. требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица ТИК г.Печоры Данилевич С.С. требования не признал.
Представители заинтересованного лица Местного отделения Политической партии «****» **** и **** требования не поддержали.
Заинтересованное лицо **** требования заявителя также не поддержала.
Суд, заслушав объяснения заявителя и его представителя, объяснения заинтересованных лиц, заключение прокурора, считает требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На Территориальной избирательной комиссии города Печоры лежит обязанность доказать законность своих действий, законность принятых решений. Сторона заявителя со своей стороны обязана представить доказательства, на основании которых она полагает, что действия и решения ТИК г. Печоры являются неправильными, противоречащими требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от **.**.** №...ФЗ (ред. от **.**.**) «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях. Собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 35 №...-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
б) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;
в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
г) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
д) нотариально удостоверенную копию устава политической партии, иного общественного объединения. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
14.2. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заверенной уполномоченным представителем избирательного объединения копии паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, предусмотренной подпунктом "б" пункта 14.1 настоящей статьи, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
В соответствии с пунктом 14.4 стати 35 №...-ФЗ список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) (п. 14.4 введен Федеральным законом от **.**.** №...-ФЗ).
В Республике Коми действует Закон Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» от **.**.** №...-РЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона РК «О выборах и референдумах в Республике Коми непосредственное выдвижение кандидатов избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам осуществляется списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам).
Пункт 4 статьи 34 Закона РК предусматривает, что в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в организующую выборы избирательную комиссию представляются:
1) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
2) заверенные уполномоченным представителем избирательного объединения копии паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;
3) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
5) нотариально удостоверенная копия устава политической партии, иного общественного объединения;
6) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
7) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Пункт 5 статьи 34 РК - Организующая выборы избирательная комиссия в течение 3 дней со дня приема документов, указанных в части 4 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 7 части 4 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом. Отсутствие заверенной уполномоченным представителем избирательного объединения копии паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
Пункт 6 статьи 34 РК Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляют в соответствии с частью 5 статьи 32 настоящего Закона в окружные избирательные комиссии документы, указанные в частях 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона.
7. Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее: судом проверены полномочия заявителя по делу. Согласно протокола заседания Местного политсовета Печорского местного отделения ВПП «****» от **.**.** Менников В.Е. является **** ВПП «****» (л.д.14). В деле имеется поручение за подписью секретаря Местного политического совета ****, согласно которому **** Менникову В.Е. поручено представление интересов Печорского местного отделения Коми РО ВПП «****» в государственных органах, как избирательного объединения при проведении выборов в Государственный Совет Республики Коми, Совет МО МР «Печора» и на должность главы МО МР «Печора» с **.**.** по **.**.** (л.д.13).Согласно пункта 14.10 Устава Всероссийской политической партии «****» заместители Секретаря Местного политического совета представляют местное отделение Партии без доверенности, отвечают за сферу деятельности, порученную Секретарем Местного политического совета и ему подотчетны(л.д.53).
В соответствии с частью 1 статьи 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями, в частности, избирательной комиссии нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Таким образом, сопоставив перечень заявителей, которые могут обратиться в суд по данной категории гражданских дел, суд полагает, заявление об оспаривании действий и решений ТИК г. Печоры подана надлежащим лицом. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Среди нарушений, допущенных местным отделением политической партии «****» и ТИК города Печоры, является представление Списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования муниципального района «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам и кандидата на должность главы муниципального образования муниципального района «Печора» от **.**.** №....4(л.д.20). Указанное решение было подписано Председателем Совета регионального отделения ПП «****» в Республике Коми **** ********. В решении дано согласие на выдвижение списка кандидатов (Приложение №...) и кандидата на должность главы муниципального образования МР «Печора» (Приложение №...).Приложение №... размещено на л.д.23-25,Приложение №... размещено на л.д.26. Приложения №... и №... являются неотъемлемой частью вышеуказанного решения, однако подпись **** на них отсутствует. В то же время на Приложениях имеется прямая ссылка на решение Совета регионального отделения ПП «****» в РК от **.**.** №....4.
В комплекте документов уполномоченным представителем ****. в ТИК г. Печоры кроме вышеуказанного списка регионального отделения предъявлены 2 списка кандидатов (л.д.27-28,л.д.54-56),как того требует действующее законодательство. Никаких противоречий, расхождений по всем трем спискам не выявлено. Списки тождественные, выполненные в книжном и альбомном варианте на компьютере. Доводы стороны заявителя о том, что Приложения №... и №..., поскольку они не подписаны, могут быть изменены недобросовестной стороной в будущем, не подтверждены материалами гражданского дела. Удовлетворять требования стороны заявителя только на том основании, что Приложения №... и №... не подписаны, суд считает неверным.
Список кандидатов от Местного отделения ПП «****» был оформлен в виде Решения от **.**.** №.... Форма списка жестко законодательством не регламентирована. В указанном документе перечислены кандидаты от Местного отделения ПП «****». Уполномоченным представителем избирательного объединения Местное отделение ПП «****» ****. в ТИК г. Печоры **.**.** было одновременно представлено 2 экземпляра указанного решения : первый экземпляр-для возврата с отметкой о принятии (л.д.16-19), должен быть возвращен ****, однако остался в работе ТИК г. Печоры ;второй экземпляр -заверен ТИК г. Печоры (л.д.49-51), но остался на руках ****;третий экземпляр (л.д.54-56)-предъявлен дополнительно **.**.** в ТИК города Печоры с целью устранения технических недостатков, с подписью уполномоченного представителя ****(л.д.54-56),документ был прошнурован и пронумерован (л.д.56). Таким образом, необходимо отметить, что **.**.** при приеме документов была допущена техническая ошибка. Экземпляр решения от **.**.**, предназначенный для ТИК г. Печоры, остался на руках уполномоченного ****, а экземпляр, предназначенный для уполномоченного ****, остался в работе ТИК г. Печоры. В связи с изложенным для устранения технических недостатков **.**.** был предъявлен Список, оформленный в виде Решения от **.**.** №...,подписанный уполномоченным ****,список пронумерован, прошнурован. Таким образом, допущенное нарушение было устранено. **.**.** кандидаты, представленные в депутаты Совета муниципального района «Печора» от ПП «****», были зарегистрированы Территориальной избирательной комиссией города Печоры.
**** зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета МР «Печора» пятого созыва по **** многомандатному округу №... постановлением ТИК г. Печоры №... от **.**.**; **** и **** зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты Совета МР «Печора» пятого созыва по **** многомандатному избирательному округу №...-постановление ТИК №... от **.**.**; **** и **** **** –по **** многомандатному избирательному округу №... –постановление ТИК г. Печоры №... от **.**.**; **** и **** ****- по **** многомандатному избирательному округу №... –постановление ТИК №... от **.**.**; **** – по **** многомандатному избирательному округу №...-постановление ТИК г. Печоры №... от **.**.**; ****- по **** многомандатному избирательному округу №... –постановление ТИК г. Печоры №... от **.**.**.
Сопоставив правовые основания для отказа в заверении списка кандидатов, фактические обстоятельства дела, суд не усматривает законные основания для удовлетворения требований заявителя. Поскольку Список кандидатов, выдвинутых в Совет муниципального района «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, заверен Территориальной комиссией города Печоры (постановление от **.**.** №...), следовательно, ТИК г. Печоры обязана была зарегистрировать кандидатов в депутаты путем издания соответствующих постановлений.
Все остальные документы предъявлены в полном объеме и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Необходимо отметить, что прием документов производился секретарем ТИК г. Печоры, на указанной должности работает новый сотрудник, который не обладает достаточным опытом работы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.261 ГПК РФ,194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Печорского местного отделения Коми регионального отделения Всероссийской политической партии «****» в лице **** Менникова В.Е. :
-о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии города Печоры от **.**.** по заверению списка кандидатов в депутаты Совета МР «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением Политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми,
-о признании незаконным Постановления ТИК г. Печоры от **.**.** по заверению Списков кандидатов в депутаты МР «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением Политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми, оставить без удовлетворения.
Заявление Печорского местного отделения Коми регионального отделения Всероссийской политической партии «****» в лице **** Менникова В.Е. :
-о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии города Печоры от **.**.** по регистрации кандидатов в депутаты Совета МР «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением Политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми,
-о признании незаконным Постановлений ТИК г. Печоры от **.**.** по регистрации кандидатов в депутаты МР «Печора» пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением Политической партии «****» в городе Печоре Республики Коми, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий:
СУДЬЯ М.В.БОРОДУЛИНА
Мотивированное решение изготовлено на ПК 24 февраля 2011 года.