Дело № 2-23/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» марта 2011 года г. Печора
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи М.В. Гусаровой
при секретаре судебного заседания Е.С. Колбаскиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчику1 о признании бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги по ********** незаконным; обязании ответчика2 провести ремонт автомобильной дороги по **********,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику1 о признании бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги по ********** незаконным, обязании провести ремонт автомобильной дороги по **********. В обоснование своих требований указал, что Печорской межрайонной прокуратурой проводилась проверка по поводу ненадлежащего содержания автодороги по **********. Проведенной **.**.** совместно с ГИБДД по г. Печоре проверкой установлено, что улица ********** протяженностью **** метров, шириной **** метров, на всем протяжении проезжей части дороги имеются многочисленные выбоины, выкрашивание асфальтобетонного покрытия. По сведениям ответчика1 автомобильная дорога с улицами и тротуарами по ********** находится в собственности ответчика1, что подтверждается выпиской из реестра имущества ответчика1 под реестровым номером №...-к наименованием «асфальтобетонные дороги, тротуары», площадь объекта **** кв.м.,****. введена в эксплуатацию. Владельцем автомобильной дороги по ********** является ответчик1, для приведения данной дороги в нормативное состояние необходимо произвести ее ремонт, а для недопущения ее разрушения дорога должна содержаться в надлежащем состоянии, что, в целом, называется «осуществлением дорожной деятельности».
Ненадлежащее содержание дороги по ********** и отсутствие ее ремонта создает опасность при осуществлении на данной дороге дорожного движения, в результате чего могут пострадать люди, круг которых не определен.
Истец просит признать бездействие ответчика1, выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильной дороги по **********, незаконным; обязать ответчика провести ремонт автомобильной дороги по **********, а именно восстановить транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги, соответствующие требованиям безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Бельская А.Ю. уточнила исковые требования: просит признать бездействие ответчика1, выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильной дороги по **********, незаконным; обязать ответчика2 провести ремонт автомобильной дороги по **********, а именно восстановить транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги, соответствующие требованиям безопасности. Дала соответствующие пояснения. Пояснила, что уточнение исковых требований связано с тем, что на основании решения Совета МР «Печора» №... от **.**.**., договора безвозмездного пользования №... от **.**.**., заключенного между ответчиком1 и ответчиком2, автомобильная дорога по ********** была передана в безвозмездное пользование ****.
Представитель ответчика Гамлий О.С., действовавшая на основании доверенности от **.**.**., исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв. Полагает, что автомобильной дороге по ********** не требуется капитальный ремонт. Кроме того, поскольку согласно решению Совета МР «Печора» №... от **.**.**. спорная автомобильная дорога по ********** была передана в безвозмездное пользование ответчику2. В связи с чем был заключен соответствующий договор безвозмездного пользования №... от **.**.**. между и ответчиком2. По условиям данного договора ответчик2 обязан поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая текущий и капитальный ремонт, нести все расходы на его содержание.
Представители ответчика2 2 Ракитин А.Н., действовавший на основании доверенности от **.**.**., Липин В.И., действовавший на основании доверенности от **.**.**. исковые требования не признали. Указали, что действительно на основании решения Совета МР «Печора» №... от **.**.**., договора безвозмездного пользования №... от **.**.**., заключенного между ответчиком1 и ответчиком2, автомобильная дорога по ********** была передана в безвозмездное пользование ответчику2. Согласно акту от **.**.**. все замечания по данной дороге, выявленные ГИБДД ОВД по г. Печоре **.**.**., устранены ответчиком2 в полном виде и в установленные сроки. На дороге по ********** была произведена обсыпка выбоин щебнем, асфальтирование не производилось. На **** на ремонт дорог, в том числе и по **********, в бюджет ответчика2 заложено ****. **** будут проведены совместные осмотры с сотрудниками ГИБДД, составлены акты и проведены соответствующие работы по ремонту дорог.
Представитель 3-го лица ГИБДД ОВД по г. Печора Леднёв А.П., старший государственный инспектор дорожного надзора, действовавший на основании доверенности от **.**.**., поддержал исковые требования прокурора. Пояснил, что ежегодно весной проводится комплексная проверка дорожной сети города совместно с ГП «Печора» и ГИБДД ОВД г. Печора, составляются соответствующие акты с указанием сроков для проведения необходимых дорог. ********** относится к 4 категории дорог, т.е. это дорога с асфальтобетонным покрытием с интенсивностью автомобильного движения на этой дороге менее 1000 автомобилей в сутки. В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 покрытие автомобильной дороги с ограничением скорости движения 60 км/ч не должно иметь выбоины (углубления) размерами более 50х60см и глубиной не более 5 см. кроме того. Если автодорога имеет твердое асфальтобетонное покрытие, то ремонтные работы должны проводиться с заменой на твердое асфальтобетонное покрытие. Данная автодорога по ********** используется преимущественно промышленными предприятиями, находящимися в районе ****, по ней ездят большегрузные машины. То щебеночное покрытие, которым ответчик2 отремонтировал дорогу, требует постоянного осмотра и грейдирования. Постоянно следить за этой дорогой невозможно, требуется ремонт с твердым покрытием дорожного полотна.
Заслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчиков, 3-го лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп.1, 6, 7, 11, 12 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007г. № 257-ФЗ используются следующие основные понятия:
1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
7) владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п.п. 1, 6, 11 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с ч.1 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно ст. 18 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. З ст. 15 данного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Государственным стандартом РФ «Автомобильные дороги и улицы» ГСТ Р 50597-93 установлены требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно п. 3 данных требований проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п.3.1.1).
В судебном заседании было установлено, что согласно выписке из Реестра имущества ответчика1 асфальтобетонные дороги, тротуары по ********** числятся под реестровым номером №...-к, год ввода в эксплуатацию ****, является имуществом казны.
На основании решения Совета МР «Печора» от **.**.**. №... «О передаче имущества ответчика1 в безвозмездное пользование ответчика2 было передано ответчику2 в безвозмездное пользование имущество, в том числе и автомобильная дорога по ул. Больничной. Между ответчиком1 и ответчиком2 был заключен **.**.**. договор безвозмездного пользования №... муниципального имущества с **.**.**.
**.**.** между ответчиком2 и **** был заключен муниципальный контракт №... на выполнение работ по обслуживанию и содержанию городских дорог и тротуаров г. Печора, в т.ч. по **********. Общая цена контракта составила ****. Аналогичный муниципальный контракт между ответчиком2 и **** на выполнение работ по обслуживанию и содержанию городских дорог и тротуаров ********** был заключен **.**.**. за №.... Общая цена контракта составила ****.
Из выписки бюджетной сметы ответчика2 на **** г. следует, что на капитальный ремонт дорог, тротуаров и площадей заложено ****.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств. Для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
По распоряжению и.о. руководителя организации ответчика2 **** от **.**.** проведена комплексная проверка по обследованию эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц на территории принадлежащей ответчику.
Из акта специальной проверки улично-дорожной сети промзоны «****» ********** от **.**.** следует, что на всем протяжении ********** многочисленные выбоины выкрашивание асфальтобетонного покрытия; участок в районе ********** отсутствуют дорожные знаки 1.11.1 (2) «Опасный поворот».
Согласно акту от **.**.**. комиссией был произведен осмотр работ, выполненных по предписаниям отделения ГИБДД ОВД по ********** от **.**.**. №.... По ********** была произведена ликвидация выбоин на проезжей части дороги, установлены дорожные знаки 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот» в районе ********** по **********.
Кроме того в судебном заседании установлено, что в состав дороги по ********** в ********** входит путепровод, проходящий над железнодорожными путями на **** км. направлении «****».
Решением Печорского городского суда от **.**.** (дело №...) установлено, что вышеуказанный путепровод соединяет микрорайон города Печоры (****), где проживают люди - около **** человек, находятся промышленные предприятия, проходят два автобусных маршрута, расположен режимный объект Министерства обороны РФ с круглосуточным дежурством – воинская часть №..., на территории воинской части находится общежитие, в котором проживает **** человека, в указанном районе располагается городское кладбище, Печорская станция по борьбе с болезнями животных. В настоящее время другой действующей автомобильной дороги в данный микрорайон не имеется. **.**.** Главой организации ответчика2 издано постановление №...-п о закрытии движения автотранспортных средств по путепроводу, проходящему над железнодорожными путями на **** км направления «****». Причиной закрытия движения на путепроводе является его аварийное состояние. В связи с закрытием указанного путепровода парализовано движение транспортных средств в жилой микрорайон, воинскую часть, на кладбище и другие объекты, расположенные в данном районе, что существенно нарушает права и законные интересы граждан – неопределенного круга лиц на свободу передвижения.
Вышеуказанным решением удовлетворены требования Печорского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия ответчика1 по непринятию мер по выделению денежных средств для капитального ремонта путепровода, проходящего над железнодорожными путями на **** км направлении «****». На ответчика1 возложено обязательство провести ремонтные работы путепровода.
Решение вступило в законную силу **.**.**
В силу нормы ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Поскольку в соответствии с п. 2.2. договора №... безвозмездного пользования от **.**.**. на ответчика2 возложена обязанность поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, соблюдать санитарные, пожарные, экологические, градостроительные и другие нормы и правила; нести все расходы по содержанию имущества, включая осуществление текущего и капитального ремонта, самостоятельно, в месячный срок после подписания договора безвозмездного пользования, заключить договоры на содержание имущества и производить оплату по заключенным договорам, суд приходит к выводу, что именно на МО ГП «Печора» необходимо возложить обязанность провести ремонт автомобильной дороги по **********.
В связи с тем, что в судебном заседании было установлено, что до **.**.** обязанность по несению расходов на содержание данной автодороги, в т.ч. осуществление текущего и капитального ремонта, в силу положений ст. 210 ГК РФ было возложено на ответчика1, суд приходит к выводу, что требования прокурора в части признания бездействие ответчика1, выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильной дороги по **********, незаконным подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 333.36 НК РФ ответчики 1,2 освобождены от уплаты государственной пошлины.
В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие ответчика1, выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильной дороги по **********, незаконным.
Обязать ответчика2 провести ремонт автомобильной дороги по **********, а именно, восстановить транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги, соответствующие требованиям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено «09» марта 2011 г.
Председательствующий судья М.В. Гусарова