О включении периода работы в льготный стаж.



Дело № 2-26/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» марта 2011 года г. Печора

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи М.В. Гусаровой

при секретаре судебного заседания Н.Н. Поплавской,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова Б.В. к ответчику о включении периода работы в льготный стаж, признании права на досрочную пенсию, возложении обязанности на ответчика назначить льготную пенсию, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Богданов Б.В. обратился в суд с иском к ответчику о включении работы в льготный стаж, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указал, что **.**.** он обратился в организацию ответчика за назначением досрочной трудовой пенсии по старости с 50 лет как лицу, проработавшему в плавсоставе речного флота в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако ответчиком ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 и статьей 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по мотиву недостаточности требуемого льготного стажа. При этом ответчик вообще не рассматривал как льготный стаж его работы с **.**.** Так, он был принят на работу в **** **.**.** **** теплохода «****» по переводу из ****. С **.**.** переводился на должность ****. С **.**.** был переведен на должность **** теплохода «****», работает на этом судне по настоящее время. Ни теплоход «****», ни теплоход «****» не были отнесены судовладельцем к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Данные теплоходы работали в режиме транспортного флота с вахтовым методом работы, выполняя плановые задания без ограничения акватории плавания границами **********. Лишь в **** году район плавания судна **** был определен по разряду Л - река Печора от деревни ********** до **********.

Истец считает, что период его работы в плавсоставе с **.**.** по ****., включая все периоды отпусков, отгулов, времени нахождения на ремонте судна и других подлежащих включению в льготный стаж периодов, а также периоды отгулов за **** годы, используемые позднее, в **** годах, подлежат включению в льготный стаж для назначения досрочной пенсии. Занимаемая им должность капитана - сменного механика относится к плавсоставу судна «****». Судно «****» по своим тактико-техническим характеристикам относится к категории судов речного флота и его статус в оспариваемый период, т.е. с **.**.** по **.**.**., не изменялся. В указанный период судно «****» непрерывно находилось в **** в постоянной эксплуатации, а он в течение полного рабочего дня выполнял работу по своей специальности, а также на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс.

В связи с чем истец просит:

- включить в его льготный стаж период работы в плавсоставе **** с **.**.** по **.**.**, включая все периоды отпусков, отгулов, времени нахождения на ремонте судна и других подлежащих включению в льготный стаж периодов, а также периоды отпуска и отгулов за **** годы, использованные позднее, в **** годах, а именно:

очередной отпуск за период с **.**.** по **.**.** - с **.**.** по **.**.**; отгулы за навигацию **** - с **.**.** по **.**.**; отгулы за навигацию ****. - с **.**.** по **.**.**; отгулы за навигацию ****. - с **.**.** по **.**.**; отгулы за навигацию **** - с **.**.** по **.**.**;

- признать за ним право на досрочную пенсию в соответствии с пп.9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента достижения 50 лет, т.е. со **.**.**

- обязать ответчика назначить ему льготную трудовую пенсию с момента возникновения права на данную пенсию, т.е. с **.**.**;

- взыскать с ответчика судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя и на уплату госпошлины.

Истец и его представитель адвокат Мартынова Л.Н, действовавшая на основании ордера №... от **.**.**, в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска, дали пояснения согласно исковому заявлению.

Представители ответчика Кукулин О.Г. и Иванова А.В., действовавшие на основании доверенностей от **.**.**., исковые требования не признали. Дали пояснения согласно представленному письменному отзыву. Указали, что в связи с тем, что работодатель отказал истцу в выдаче льготной справки, подтверждающей его право на пенсию, у ответчика отсутствуют основания для назначения Богданову Б.В. досрочной трудовой пенсии.

Представитель третьего лица – ОАО «Судоходная компания Печорское речное пароходство», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал. Согласно заявлению просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица – Федерального Агентства морского и речного транспорта надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал. Представил письменный отзыв на иск.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав объяснения сторон, их представителей, допросив свидетелей 1, 2, исследовав материалы данного гражданского дела, а также отказного пенсионного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп. 9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта «и» пункта 1 статьи 12 Закона РФ от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, согласно п. 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 г. №1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

В силу п.2 ст. 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеющих необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии трудовой стаж, возраст, установленный для назначения пенсии, уменьшается на 5 лет.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что **.**.** Богданов Б.В., **.**.** г.р., обратился в организацию ответчика за назначением досрочной трудовой пенсии по старости с 50 лет как лицу, проработавшему в плавсоставе речного флота в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решением ответчика от **.**.** №... Богданову Б.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что заявителю недостаточно льготного стажа.

Из трудовой книжки Богданова Б.В. усматривается, что он работал:

- с **.**.** по **.**.** – ****

- с **.**.** по **.**.** ****

-с **.**.** ****; **.**.** ****

**.**.** назначен ****

**.**.** назначен ****

**.**.** назначен ****

**.**.** назначен ****

**.**.** назначен ****

- **.**.** уволен по переводу в ****

-**.**.** **** – принят ****

**.**.** переведен **** (приказ №... л/с от **.**.** – л.д. 133 том 2)

**.**.** – возложены обязанности ****

**.**.** назначен ****, где и работает по настоящее время.

По представленным документам на день обращения за пенсией Богданову Б.В. комиссией был установлен следующий стаж работы:

- страховой стаж (календарно) - ****.

- страховой стаж (с учетом льготного исчисления 1 год за 1,5) – ****.

- стаж работы в плавсоставе (календарно) – ****.

- стаж работы в плавсоставе (льготно) – ****.

- стаж работы в районах Крайнего Севера – №....

Правила подсчета и порядок исчисления и подтверждения стажа предусмотрены статьями 11-13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также Постановлением Правительства РФ от 24.07.02 № 555.

При исчислении стажа работы в плавсоставе на судах морского и речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) используются Правила исчисления периодов работ, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27-28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.02. № 516 (в редакции от 22.05.06. № 266).

Пунктом 13 настоящего Постановления предусмотрено, что периоды навигационных работ в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы продолжительностью стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.04 32-П при определении права на трудовую пенсию, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ (в данном случае работа в плавсоставе), имевших место до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (до 1 января 2002 года) может производиться по нормам ранее действовавшего законодательства – 1 год работы учитывается за полтора.

Из протокола заседания комиссии организации ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №... от **.**.** следует, что периоды работы Богданова Б.В. с **** не могут быть включены в стаж работы, требуемый для назначения пенсии в плавсоставе т.к. в соответствии с письмом **** №... от **.**.** Богданов Б.В. в этот период работал на судне пригородного сообщения (л.д.13-15 том №...).

Истец **.**.**. письменно обращался к генеральному директору **** о предоставлении ему архивной справки, уточняющей особый характер работы и назначения льготной трудовой пенсии.

В ответе **** от **.**.** №... указано, что работа Богданова Б.В. протекала в пределах г. Печора (мебельная фабрика – железнодорожный мост) и имеющих районный коэффициент не отличный от города, а также конкретной законодательной базы в данном вопросе. Считают, что архивную справку выдать не вправе. Предложили истцу решить этот вопрос в судебном порядке. (л.д. 98 том №...).

Из письменного отзыва ответчика следует, что в соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения индивидуального (персонифицированною) учета в системе обязательного пенсионного страхования, переданные в ПФР работодателем (страхователем), за спорные периоды не содержат льготных параметров особых условий труда (плавсостав), а также не подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, т.е. работодатель-судовладелец не относит теплоходы «****» и «****» к категории речных судов, работа на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л. д. 85 том №...).

Факт отнесения должности истца к плавсоставу пенсионным органом не оспаривается.

В соответствии со ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое судовладельцем для различных целей.

Суда, входящие в состав флота порта и выполняющие специфические функции, связанные с его деятельностью, относятся к судам портовым. Портовые суда входят в состав флота порта и выполняют специфические функции, связанные с деятельностью порта. Перечень судов, постоянно работающих только в акватории порта, определяется судовладельцем на основании приказов и распоряжений.

К служебно-вспомогательным относятся суда, выполняющие работы по обслуживанию и обеспечению эксплуатации других судов, буксировке плавучих средств, дебаркадеров и т.д. (если эти работы не включались в план перевозок грузов), береговых сооружений и акваторий портов.

Разъездными (служебно-разъездными) именуются суда, не находящиеся в коммерческой эксплуатации, а предназначенные для обеспечения служебной деятельности персонала судовладельца.

Суда пригородного и внутригородского сообщения используются для перевозки пассажиров между городом и прилегающими к нему пригородными населенными пунктами, расположенными на водных путях, либо соответственно между пунктами, находящимися в черте города.

Свидетель 1, работающий **** ****, суду показал, что ****, на котором работал Богданов Б.В. является рейдово-маневровым судном, судовладелец отнес его к вспомогательным судам. Работа на транспортно-транзитных судах и вспомогательных судах практически одна и та же, только условия труда разные. Вспомогательные суда ходят по территории **********, транзитные же суда ходят по всей реке Печора. Табеля учета рабочего времени хранятся 3 года. Приказы о применении районных коэффициентов издаются не ежегодно, а в связи с внесением в них изменений. Пригородные и внутригородские маршруты относят к пассажирским перевозкам. По грузовым суднам такого разделения нет. Судно **** не относится к портовым, т.к. в **** нет порта. Заместитель начальника Службы перевозок и движения флота **** письменно предоставлял в суд справку, какие именно работы выполняло рейдово-маневровое судно ****.

Допрошенная в качестве свидетеля 2, работающая ****, суду пояснила что работает на данном предприятии более **** лет по начислению зарплаты. На предприятии издавались приказы об установлении районных коэффициентов к заработной плате плавающего состава. Они издавались не ежегодно, а по мере необходимости внесения изменений. С **** года эти коэффициенты не менялись. Капитан каждого судна ежемесячно представлял расчет коэффициента (где он находился за этот месяц) и прикладывал его к табелю учета рабочего времени). Бухгалтер проверял этот расчет, выводил среднематематический коэффициент и указывал в лицевом счете. Табеля учета рабочего времени хранятся 3-5 лет. Руководство пароходства ежегодно издает приказы о приписке судов, т.е. какое судно к какой категории судна относится. Что касается судов пригородного и внутригородского сообщения, то это касается перевозки пассажиров, а не грузов. Богданов Б.В. никогда не занимался перевозкой пассажиров.

Указанные свидетели допрошены в соответствии с требованиями гражданско-процессуального кодекса, предупреждены об уголовной ответственности по ст. ст. 307-308 УК РФ, их показания подтверждаются материалами дела, поэтому суд не находит оснований для недоверия показаниям свидетелей.

Согласно свидетельству о годности к плаванию судна **** (регистровый №...) по основным техническим характеристикам данное судно **** года постройки относится к типу буксира-толкача, ему присвоен класс Р1, 2А (л.д.62 том №...).

Из технического паспорта буксирного винтового теплохода-толкача **** следует, что данное судно предназначено для буксирования и толкания несамоходных судов (л.д.6-20, том 2).

Квалификационное свидетельство судна ****, подтверждаемое ежегодным освидетельствованием в Российском речном регистре, также подтверждает тип и назначение судна **** как буксира-тягача, класс судна Р1, 2А, районы и условия плавания - внутренние водные бассейны России - разрядов «Л» и «Р» с высотой волны не более 1,2 метра. Допускает судно к работе с несамоходными наливными судами, предназначенными для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 60 градусов по Цельсию (л.д.67, 68 том №...).

Судно **** проходило ежегодное освидетельствование в Северной инспекции Российского Речного Регистра, о чем имеются соответствующие акты о допуске судна к плаванию в районе разряда «Р» (л.д. 63-65 том №...).

Согласно Учебнику судоводителя любителя (Управление маломерными судами. Допущено Министерством морского флота СССР и Министерства речного флота РСФСР, издательство ДОСААФ-Москва-1972) «суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 м и длиной 12,5 м. условия плавания речные, как правило. Магистральные реки и большие притоки. К разряду Р относятся… реки… Печора – от Усть-Цильмы до Нарьян-Мара…»

В соответствии с п.7.1 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью внутреннего водного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата России № 183 от 21.11.1995 буксирные суда относятся к транспортным судам, выполняющим перевозки.

Из письменных разъяснений Федерального Агентства морского и речного транспорта следует, что в базе данных за **** ФГУ «Российский Речной Регистр» (орган классификации и технического надзора за судами внутреннего водного плавания) т/х «****» было отнесено к буксирным вспомогательным судам. В настоящее время т/х «****» (регистровый №...) в базе данных ФГУ «Российский Речной Регистр» числится как транспортное судно.

К компетенции Росморречфлота и ФГУ «Российский Речной Регистр» не относится установление целевого назначения судна используемого судовладельцем при осуществлении им хозяйственной деятельности РРР, как орган классификации и технического надзора за судами внутреннего плавания, фиксирует только данные, предоставленные заявителем (собственником, судовладельцем или фрахтователем), который сам определяет целевое назначение судна.

Рейдово-маневровые суда предназначены для выполнения операций по формированию (расформированию) составов, постановке транспортных судов к причалам, перестановке их у причалов и на акватории порта, проводке судов и составов под мостами, через шлюзы и др.

Рейдово-маневровые суда являются плавучими техническими средствами обслуживания флота, предназначенными для своевременного и качественного обслуживания транспортных судов. Как правило, данные суда относят к вспомогательным судам, при этом не исключено, что судовладельцы могут эксплуатировать данные суда и для других целей.

Термин «вспомогательное судно» в отличие от термина «служебно-вспомогательное судно» на практике имеет более широкое значение и может включать в себя служебно-вспомогательные суда. При этом, как назвать судно «вспомогательным» или «служебно-вспомогательным», зачастую решает судовладелец, что получает свое отражение в классификационных документах, выдаваемых органом классификации.

Исходя из конструктивных особенностей судов, аналогичных т/х ****, эти суда по своему назначению являются буксирами-толкачами и используются в основном для транспортировки методом толкания. Под бортом или на буксире самоходных или несамоходных судов, а также других плавучих объектов на внутренних водных путях класса «Р» (л. д.155-158 том №...).

Согласно Инструкции по учету и наличию использования судов. Утвержденной приказом Минречфлота РСФСР от **.**.** №... учет наличия судов ведется по их количеству, мощности, грузоподъемности и пассажировместимости с распределением по 2 группам:

- транспортные суда:

пассажирские и грузопассажирские;

самоходные и несамоходные сухогрузные:

самоходные и несамоходные наливные;

буксирные

- вспомогательные суда:

рейдовые;

технические и обслуживающие (самоходные и несамоходные).

На основании приказов судовладельца суда могут переводиться из одной учетной группы в другую.

В материалах дела имеются приказы **** о приписке флота за спорный период с **** г. по **** года, издаваемые ежегодно, из которых следует, что **** относилось к вспомогательным судам. По ежегодно утверждаемым штатным расписаниям **** судно «****» относилось судовладельцем к разряду рейдово-маневрового флота с 8-часовым графиком несения вахт членами экипажа. На судно «****» выдавалась лицензия на осуществление перевозок внутренним водным транспортом.

Из справки службы перевозок и движения флота (л.д.146 том 2) следует, что рейдово-маневровое судно «****» в **** выполняло рейдово-маневровые работы:

1. Подводка к причалам барж под погрузку и отводка их после погрузки на рейды, расположенные в районе г. Печора и п. Набережный;

2. Формирование и отправка составов для буксировки их транзитным флотом, также встреча прибывающих составов, расформирование их и заводка в затон или постановка на рейдах;

3. Выход навстречу и дозаправка судов, следующих транзитом мимо г. Печоры;

4. Дежурство в темное время (осеннее) или при получении штормового предупреждения на рейдах для охраны барж;

5. Работа в затоне по отстою флота перед началом ледохода и во время его. Разбивка льда в затоне, спуск судов со слипа. Также работы в затоне в ледовых условиях по расстановке флота на зимний отстой.

6. Выполнение аварийно-спасательных работ всех видов.

Таким образом, вывод ответчика о том, что истец осуществлял свою трудовую деятельность на судах пригородного и внутригородского сообщения, а работодатель - судовладелец не относит «****» к категории речных судов основан на неправильном толковании норм права и противоречит имеющимся в материалах дела документальным подтверждениям.

В судебном заседании было установлено, что истцу были предоставлены отпуска и отгулы за **** годы, использованные им позднее - в **** годах, а именно:

- очередной отпуск за период с **.**.** по **.**.** - с **.**.** по **.**.**;

- отгулы за навигацию **** - с **.**.** по **.**.**;

- отгулы за навигацию **** - с **.**.** по **.**.**;

- отгулы за навигацию **** - с **.**.** по **.**.**;

- отгулы за навигацию **** - с **.**.** по **.**.**

Данные периоды отпусков и отгулов подлежат включению Богданову Б.В. в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Богданов Б.В. оспариваемый период с **.**.**. по настоящее время работает в **** в плавсоставе с полным рабочим днем на судне ****, не относящемуся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, не относящемуся к служебно-вспомогательным судам.

Специальный стаж работы истца за оспариваемый период с **.**.**. по **.**.** составляет ****.+**** (период, признанный ответчиком)= **** ( в календарном исчислении) при необходимом ****, что даёт Богданову Б.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Что касается вопроса, с какого периода истцу должна быть назначена истцу пенсия, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Согласно пункту 3 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее, чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права лица на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя такого права.

Доводы представителей ответчика о том, что Богданов Б.В. на момент обращения в организацию ответчика **.**.** не предоставил справку, подтверждающую льготный стаж за спорный период, суд считает необоснованными, поскольку документы, необходимые ответчику для решения вопроса о назначении пенсии должен был представить работодатель, а не сам Богданов Б.В.

Следовательно, в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства право Богданова Б.В. на льготную трудовую пенсию по старости возникало с момента достижения им возраста 50 лет при условии наличия льготного трудового стажа, установленного ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент начального обращения за трудовой пенсий в организацию ответчика **.**.** Богданов Б.В. имел право на указанную пенсию, но не располагал необходимой справкой, подтверждающей его право на пенсию, а право на пенсию у него наступило **.**.**, суд считает, что именно со **.**.** ответчик обязан ему назначить досрочную трудовую пенсию по пп. 9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Истцом также было заявлено требование о взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины в сумме **** (л.д. 3 том 1) и на оплату услуг представителя в сумме ****; представлены квитанции о понесенных расходах №... от **.**.**. на сумму **** и №... от **.**.**. на сумму **** **** (л.д.4,5 том 2) за подготовку иска в суд и представительство интересов истца в судебном заседании.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В силу ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, а также расходы на оплату услуг представителей.

Поскольку в данном случае решение суда состоялось в пользу истца и его требования полностью удовлетворены, он в соответствии с вышеприведенной нормой Гражданского процессуального кодекса РФ имеет право на взыскание с ответчика указанных расходов.

Как отмечалось выше, расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией и в каждом конкретном случае определяется судом с учетом обстоятельств рассматриваемого дела. На оценку разумности предела могут повлиять такие факторы, как сложность рассматриваемого дела, объем произведенной представителем работы, количество судебных заседаний и судебных инстанций.

С учетом объема проделанной представителем работы по данному гражданскому делу (составление искового заявления, содержащего ссылки на нормативно-правовые акты; подбор документов для подачи искового заявления; представительство в суде в нескольких судебных заседаниях) суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца указанные расходы в сумме **** и **** за уплаченную государственную пошлину при подаче иска.

В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Включить Богданову Б.В. в льготный стаж периоды работы в плавсоставе **** с **.**.**. по **.**.**. с учетом периодов отпусков, отгулов, времени нахождения на ремонте судна.

Признать за Богдановым Б.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со **.**.**.

Обязать ответчика назначить Богданову Б.В. досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со **.**.**.

Взыскать с ответчика в пользу Богданова Б.В. судебные расходы: **** – за уплаченную государственную пошлину, **** - расходы на оплату услуг представителя, всего ****.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено «16» марта 2011 года.

Председательствующий судья М.В. Гусарова