Дело №2-471/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
В составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,
При секретаре Басовой С.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре
22 марта 2011 года дело по иску Позднякова Б.Ф. к ответчику о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за **** год, о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, о возмещении убытков по санаторно-курортному лечению,
У С Т А Н О В И Л:
Поздняков Б.Ф. обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за **** год, о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, о возмещении убытков по санаторно-курортному лечению (л.д.3,95).В обоснование своих требований истец указал, что является ****. От соцпакета на **** год не отказывался. **.**.** обратился к ответчику по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, был поставлен на учет. В **** и до момента обращения в суд с иском путевку на санаторно-курортное лечение не получил. В связи с изложенным истец полагает, что его конституционные права нарушены, поэтому просит:
-обязать ответчика предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за ****;
-при невозможности предоставления путевки компенсировать её стоимость в денежном выражении ( для приобретения путевки за наличный расчет);
-взыскать убытки в связи с непредставлением путевки на санаторно-курортное лечение.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Ганичев В.А. исковые требования не признал.
Дело слушается в отсутствии представителя третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обеспечение санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999года №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды (л.д.58). В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги и, в частности, путевки на санаторно-курортное лечение, предоставляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии со статьей 6.3 ФЗ учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статьей 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством РФ ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. Отсюда следует, что если санаторно-курортная путевка не была предоставлена гражданину в текущем календарном году и если право на получение льгот сохранялось, это право у гражданина переходит на следующий календарный год.
Законом №178-ФЗ право на первоочередное обеспечение какой - либо из льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением не установлено. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют все обозначенные в Законе №178-ФЗ категории граждан в равной степени.
Организация предоставления путёвок возложена на ответчика, который обеспечивает граждан указанной категории путёвками на санаторно-курортное лечение в пределах межбюджетных трансфертов, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год (согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 28.11.2009г. № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»).
Приобретение путёвок на санаторно-курортное лечение осуществляется Региональным отделением организации ответчика в рамках выделенных ассигнований путём проведения процедур в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (открытый конкурс, запрос котировок). Так как финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется исключительно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, соответственно, обязанность по обеспечению отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение является расходным обязательством Российской Федерации (п.1 Порядка финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. №864).
Обязательства ответчика в этой части ограничены объемом средств федерального бюджета, предназначенных на эти цели.
В целях реализации ст. 6.3. Закона №178-ФЗ приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №328 был утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее — Порядок №328).
Согласно п. 3.1. обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3.3., 3.6. и 3.7. Порядка №328 путевки на санаторно- курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации на основании заявления гражданина и справки для получения путевки по форме №070/у-04, которая утверждена приказом Минздравсоцразвития России от S 22.11.2004г. №256.
Предоставление путёвок гражданам-получателям набора социальных услуг _ осуществляется в порядке очерёдности по дате подачи заявления с учётом профиля лечения, указанного в справке для получения путёвки.
Одновременно с получением в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных1 документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или - направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта (п.4.3. Порядка №328).
В соответствии с абз. 3 п. 1.5. Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004г. №256 (далее - Порядок №256), срок действия справки для получения путевки составляет 6 месяцев.
Справка носит предварительный информационный характер и представляется больным вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение по месту предоставления путевки, где и хранится в течение трех лет (абз. 3 п. 1.6. Порядка №256).
Из материалов гражданского дела следует, что общий объём ассигнований на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению санаторно-курортного лечения по организации ответчика на **** год составил **** (для сравнения: в **** г. - ****, в **** г. - ****).
По состоянию на **.**.**. количество граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учёте для получения путёвки, составляло **** человек.
Организации ответчика в **** году было выделено **** путевки для выдачи льготной категории граждан, проживающим в **********, **********, ********** районах. Все путёвки были предложены гражданам в порядке очерёдности по дате подачи заявления.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Поздняков является ****, **** бессрочно.
Согласно поданных заявлений Позднякову Б.Ф. были выделены путевки в ****, ****, ****,**** годах. В **** году заявление от Позднякова Б.Ф. в филиал не поступало.
**.**.** Поздняков Б.Ф. подал заявление на предоставление путевки по профилю лечения **** с приложением справки для получения путевки от **.**.** (л.д.17,20). В дальнейшем действие справки продлялось через каждые 6 месяцев (л.д.18,19).Право на санаторно-курортное лечение имеется у Позднякова Б.Ф. и в настоящее время.
На **.**.** ( до даты подачи заявления Поздняковым Б.Ф.) в очереди федеральных льготников по организации ответчика числилось **** человека, подавшие заявления на СКЛ(санаторно-курортное лечение) в ****, **** и в начале **** года, а путевок на **** год выделено **** штук.
Исходя из показаний представителя ответчика и материалов гражданского дела, ответчик не смог предоставить путевку на санаторно-курортное лечение Позднякову Б.Ф. в **** году.
Гражданам льготной категории, которые не были обеспечены путевками в **** году, в предоставлении путевки на СКЛ не отказано.
На **.**.** номер заявления Позднякова Б.Ф.. в общей очереди федеральных льготников составляет ****.
Ведение внутренней очереди внутри организации ответчика нормами действующего законодательства не предусмотрено. При предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение ответчик придерживается той очереди, которая существует, то есть по дате подачи заявления. В то же время наличие этой очереди не лишает истца права на обращение в суд с иском о возложении обязанности на ответчика предоставить путевку на СКЛ за **** год. Данным правом истец и воспользовался, предварительно написав о нарушении своих прав Президенту РФ, Генеральному прокурору РФ и другим лицам.
Поскольку право на получение санаторно-курортного лечения истцом не утрачено, суд полагает необходимым обязать ответчика предоставить Позднякову Б.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение за ****. В этой части требования истца являются законными и подлежат удовлетворению.
В законодательстве нигде не указано, что по желанию гражданина путевка на СКЛ ему предоставляется немедленно. Иными словами, исполнение судебного решения осуществляется в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве». Среди **** города Печоры с настоящим искам первым обратился именно Поздняков Б.Ф.
Согласно информации Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (информация ведется электронно) в **** году на территории Республики Коми имело право на социальную государственную помощь (в соответствии с подп.1 ч.1 ст.6.2. Закона) — **** «федеральных льготника», на **** год-****.
Из вышеизложенного следует, что количество лиц, имеющих право на получение в **** году санаторно-курортной путевки, значительно превышало количество путевок, приобретенных Региональным отделением Фонда в рамках выделенных ассигнований.
Ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение, а также выплата компенсации гражданину за проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 6.3Закона №178-ФЗ допускается отказ гражданина от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1,1.1 и 2 части 1 ст.6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1,1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона. Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации является государственным внебюджетным Фондом. В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. №101 (далее - Положение о Фонде), Фонд социального страхования Российской Федерации, исполняя различные функции, управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Положением о Фонде, а также ст. 143, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ установлено, что денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью, денежные средства Фонда социального страхования Российской Федерации не входят в состав бюджетов
соответствующих уровней, изъятию не подлежат и используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о Фонде.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст.38 Бюджетного кодекса РФ). Обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, санаторно-курортным лечением, за счет иных средств, которыми управляет Фонд социального страхования Российской Федерации, противоречит нормам действующего законодательства. По изложенным обстоятельствам требования истца о выплате денежной компенсации взамен предоставления в натуре путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворению не подлежат.
Требования о взыскании убытков в связи с непредставлением права на санаторно-курортное лечение удовлетворению также не подлежат, поскольку убытки в денежном выражении стороной истца не понесены. Документы, подтверждающие размер убытков, Поздняковым Б.Ф. не представлены. В дополнении к иску размер убытков в денежном выражении не определен.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 декабря 2009 года №963Н «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2010году» (л.д.34) стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2010года не может превышать **** ****. Для районов Крайнего Севера разрешено применение районного коэффициента в размере 30%.
Из показаний представителя ответчика следует, что Минимальная цена путевки в Санаторий «****» за **** год составляет ****. На дату судебного разбирательства к ответчику выделено **** путевок в ****.
Таким образом, из анализа исследованных материалов гражданского дела суд приходит к выводу, что требования Позднякова Б.Ф. подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333,36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в частности, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Поскольку ответчик к таким органам не относится, с ответчика в доход муниципального образования муниципального района «Печора» подлежит взысканию госпошлина в размере ****.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ответчика предоставить Позднякову Б.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение за ****.
Исковые требования Позднякова Б.Ф. к ответчику о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение для приобретения её за наличный расчет, о взыскании убытков по санаторно-курортному лечению оставить без удовлетворения.
Взыскать с ответчика в доход муниципального образования муниципального района «Печора» расходы по государственной пошлине в сумме ****.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий СУДЬЯ М.В.БОРОДУЛИНА
Мотивированное решение изготовлено на ПК 23 марта 2011 года