О предоставлении благоустроенного жилья.



Дело № 2-109/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.

при секретаре Чевтаевой Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 31 января 2011 года дело по иску Моисеевой О.В. к ответчику о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения на состав семьи один человек. В обоснование иска указав, что дом **********, в котором истица проживала и зарегистрирована по месту жительства, является непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Истец свои требования обосновывает на положениях ст. ст. 57, 85-86 ЖК РФ.

Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представившего заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В ранее проведенных судебных заседаниях представитель ответчика исковые требования не признала.

Дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица - администрации ГП «Изъяю», представшего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Истец в судебном заседании на требованиях настаивала

Суд, выслушав пояснения истца, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно пункту 1 части 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с п.3 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В судебном заседании установлено, что в г**********, дом №... числится домовладение **** года постройки **** группы капитальности, **** % износа на **.**.**, находится в хозяйственном ведении УМП «****».

Согласно акту от **.**.** №... городской межведомственной комиссии, жилой дом ********** является аварийным, подлежит сносу.

Квартира №... ********** является муниципальной собственностью.

В квартире №... ********** зарегистрирована по месту жительства истец.

Истец другого благоустроенного жилья в г. Печора и Печорском районе не имеет.

Из пояснений представителя ответчика, данных в предыдущих судебных заседаниях, следует, что требования Моисеевой О.В. удовлетворению не подлежат, так как ей совместно с ее родителями уже предоставлялось жилое помещение, расположенное по адресу: ********** связи с ветхим состоянием ранее занимаемого жилого помещения.

Из материалов дела усматривается, что квартира №... ********** на основании договора обмена квартир на встроенное нежилое помещение от **.**.** принадлежала Воркутинскому отделению Северной железной дороги.

Согласно протокола №... заседания профсоюзного комитета и администрации Путевой машинной станции №... от **.**.** по вопросу распределения квартир, выделенных **** для работников ****, проживающих в аварийных вагонах **** гг выпуска было решено предоставить Моисееву В.А. (отцу истицы) ****х комнатную квартиру в ********** на состав семьи 3 человека. При этом согласно выписке из указанного протокола, на основании которой выдавался ордер на указанное жилое помещение, квартира по ********** предоставлялась отцу истца на состав семьи 2 человека.

Как следует из пояснений истицы и свидетеля - Моисеевой Т.Г. (мать истицы), а также из материалов дела, состав их семьи на момент выделения квартиры был 4 человека - Моисеев В.А. (отец истца), Моисеева Т.Г. (мать истца), Моисеева О.В. и Моисеева Е.В. (сестра истца).

Согласно корешка ордера на жилое помещение (служебное) от **.**.** указанное жилое помещение предоставлялось Моисееву В.А. на состав семьи 2 человека, но в ордер были вписаны все члены его семьи. В связи с чем в протоколе № 8 и в ордере на вселение в жилое помещение указывался иной состав семьи истец и свидетель пояснить не смогли, предположив, что это было связано с меньшей площадью предоставляемого жилого помещения, чем им было положено на состав семьи 4 человека.

Из пояснений истца и свидетеля следует, что изначально в квартиру ********** вселился только отец истицы - Моисеев В.А. Его супруга и дочери остались проживать в кв.**********. Это было обусловлено напряженными, конфликтными отношениями между родителями истицы. Моисеева О.В. на тот момент была несовершеннолетней.

Однако, через некоторое время в **** году, точную дату истец и свидетель не помнят, Моисеева О.В. вместе с матерью и сестрой вселились в квартиру ********** так как проживать в кв. ********** было уже невозможно из-за ее аварийного, ветхого состояния. При этом, как следует из представленных документов, истец, ее мать и сестра остались зарегистрированными по месту жительства по адресу: **********. Как следует из пояснений истицы, ее сестра Моисеева (Селиванова) Е.В. выехала за пределы России в Германию на постоянное место жительства и снялась с регистрационного учета по указанному адресу.

В **** году истица уехала на учебу за пределы г.Печора и после окончания обучения уже больше не проживала ни в квартире **********, ни в квартире **********.

Постановлением главы администрации **** №... от **.**.** «Об исключении из числа служебной жилой площади квартиры работников ****» квартира ********** была исключена из числа служебных. **.**.** Моисееву В.А. был выдан ордер на данное жилое помещение (в связи со снятием служебности) на состав семьи 4 человека, включая супругу и двух дочерей.

В **** году мать истицы снялась с регистрационного учета по адресу: ********** и зарегистрировалась по месту жительства в квартире **********. **.**.** Моисеева Т.Г. и Моисеев В.А. заключили договор на передачу квартир в собственность граждан, указанная квартира была приобретена ими в собственность по ? доле в праве собственности на каждого. **.**.** Моисеев В.А. умер, Моисеева Т.Г. после смерти супруга приняла наследство в виде ? доли в праве собственности в данной квартире. Таким образом, в настоящее время Моисеева Т.Г. является единственным собственником указанной квартиры.

Кроме этого, согласно сведениям администрации **** Моисеева О.В. с **.**.** состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 96 ранее действовавшего ЖК РСФСР предоставляемое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 40, 41 ЖК РСФСР, а именно в пределах нормы жилой площади -12 кв.м. соответственно, при предоставлении жилого помещения семье Моиссевых жилая площадь предоставляемого жилого помещения должна была быть не менее 48 кв.м., а была предоставлена в размере 41,7 кв. м. Таким образом, у истца сохранилось право состоять в очереди на улучшение жилищных условий.

На момент выделения жилого помещения по адресу: ********** Моисссева О.В. была несовершеннолетней (14 лет), самостоятельно реализовать свое право на вселение, на снятие с регистрационного учета по ранее занимаемому жилому помещению она не могла, так как ее права в этот период в силу закона реализовывали и защищали ее родители. Родители истицы не сняли ее с регистрационного учета по **********, не зарегистрировали в предоставленном жилом помещении, соответственно, истица не смогла реализовать свое право, в том числе, на участие в приватизации кв. **********. В настоящее время истица оснований для вселения и проживания в квартире ********** не имеет, так как данная квартира находится в собственности ее матери.

Право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ********** истицы в установленном законом порядке не утрачено, вопрос о выселении из данного жилого помещения истицы не ставился, истица пользовалась данной квартирой на законных основаниях. Доказательств обратного представителем ответчика суду представлено не было.

Лишение права на жилое помещение, которое гражданин занимал и пользовался на законных основаниях, без восстановления этих прав в предусмотренном законом порядке в соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ недопустимо.

В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Общая площадь **** квартиры ********** составляет **** кв.м.

Суд, проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу, что именно ответчик обязан вне очереди предоставить истцу на состав семьи один человек, другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, по договору социального найма.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 5 марта 2005 года № 11-РЗ
«О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» местное самоуправление в Республике Коми осуществляется на всей ее территории в муниципальных образованиях, имеющих статус: городских или сельских поселений; муниципальных районов; городских округов.

Статьей 7 настоящего Закона установлено, что муниципальные образования поселений на территории города республиканского значения Печоры с подчиненной ему территорией образуются на следующих территориях: город республиканского значения Печора (далее - территория поселения Печора).

Пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона установлено, что на всей административной территории города республиканского значения Печоры с подчиненной ему территорией (далее - территория города Печоры с подчиненной ему территорией) образуется муниципальное образование муниципального района.

Статьей 27 Закона установлено, что в состав муниципального образования на территории поселения Печора входит город республиканского значения Печора. Муниципальное образование на территории поселения **** имеет статус городского поселения.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в РК» создано муниципальное образование городского поселения ****.

Согласно пп.6 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Статья 14 настоящего Федерального закона с 1 января 2006 года до окончания переходного периода применяется в части, не противоречащей положениям частей 1.2 и 1.3 статьи 83 данного закона.

В силу части 1.2 статьи 83 настоящего ФЗ в переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. Принятие указанных законов субъектов Российской Федерации осуществляется до 1 января 2006 года. С 1 января 2006 года до окончания переходного периода указанные законы субъектов Российской Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года.

Частью 1.3 статьи 83 ФЗ установлено, что в переходный период указанными законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.

Статьей 1 Закона Республики Коми от 26.09.2006 № 68-РЗ «Об особенностях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в переходный период на территории Республики Коми», вступившего в силу с 01 января 2007 года и действовавшего до 31 декабря 2007 года, было установлено, что в переходный период на территории Республики Коми к вопросам местного значения вновь образованных муниципальных образований поселений относятся вопросы местного значения, установленные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за исключением пункта 1 (в части формирования, исполнения бюджета и контроля за исполнением данного бюджета).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 9 Устава Муниципального образования муниципального района «Печора» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Законом Республики Коми от 26 июня 2008 года N 66-РЗ «О РАЗГРАНИЧЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА МЕЖДУ ВНОВЬ ОБРАЗОВАННЫМИ ПОСЕЛЕНИЯМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ РАЙОНАМИ, В ГРАНИЦАХ КОТОРЫХ ОНИ ОБРАЗОВАНЫ» установлен порядок согласования перечней имущества МО МР, подлежащего передачи в собственность вновь образованных муниципальных образований городских, сельских поселений, расположенных в их границах, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти РК, перечень документов, необходимых для принятия правового акта Республики Коми о разграничении имущества, возникновение права собственности вновь образованных муниципальных образований городских, сельских поселений на передаваемое муниципальное имущество.

В соответствии со ст.4 данного Закона, разграничение муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями осуществляется решениями Правительства Республики Коми, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

В силу ст. 5 Закона, право собственности поселений на передаваемое в процессе разграничения муниципальное имущество возникает с момента подписания уполномоченными лицами соответствующих муниципальных образований передаточного акта о принятии муниципального имущества.

В судебном заседании установлено, что и после окончания переходного периода весь жилищный фонд, в том числе и дом **********, продолжает находиться в муниципальной собственности муниципального района «Печора». В нарушение требований выше названного Закона ответчиками не согласован перечень имущества подлежащего передачи в собственность городского поселения «Печора» и не направлен на утверждение в Правительство РК, единственным собственником всего жилого фонда МР «Печора» является ответчик .

Таким образом, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в том числе и жилищным фондом, в настоящее время осуществляет только МО муниципального района «Печора».

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик обязан предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предусмотренным ст.89 ЖК РФ. Истцу, на состав семьи один человек, должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее **** кв.м..

Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ответчика предоставить вне очереди Моисеевой О.В. в ********** на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение применительно к условиям пгт. Изъяю г. Печора Республики Коми, по договору социального найма общей площадью не менее **** квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Г.Порохина