Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.
с участием прокурора Марковой К.В.
при секретаре Чевтаевой Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 01 февраля 2011 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к общеобразовательному учреждению об обязании организовать обеспечение надлежащего контроля технического состояния автобуса перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки,
УСТАНОВИЛ:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к общеобразовательному учреждению с требованием обязать ответчика организовать обеспечение надлежащего контроля технического состояния автобуса перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки в срок до **.**.**.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в общеобразовательном учреждении имеется **** школьных автобуса ****, ****, которые используются для перевозки детей. При этом у в общеобразовательном учреждении не организовано проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, участвующих в дорожном движении. В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ответчика организовать обеспечение надлежащего контроля технического стояния автобусов перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки в срок до **.**.** путем обучения должностного лица учреждения, осуществляющего ежедневный контроль технического состояния транспортных средств учреждения в специализированной организации, подтвержденного соответствующими документами.
Дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица-ГИБДД ОВД по г.Печора, представившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании прокурор на уточненных требованиях настаивала.
Представитель ответчика –директор общеобразовательного учреждения исковые требования не признала в связи с невозможностью их исполнения, однако, указав при этом, что один из водителей школы будет направлен на учебу для получения соответствующей подготовки на проведение ежедневного технического осмотра автобусов.
Представитель третьего лица по доверенности - Управления образования МР «Печора» исковые требования прокурора не поддержала, пояснив при этом, что Управлением образования будут выделены денежные средства на организацию обучения водителей для получения права на проведение ежедневных технических осмотров.
Суд, выслушав пояснения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
В судебном заседании было установлено:
В оперативном управлении общеобразовательного учреждения находятся **** автобуса, осуществляющих перевозку детей: ****, гос.номер №... и ****, гос.номер №....
Водителями данных автобусов являются **** и ****. Согласно должностной инструкции водителя автобуса общеобразовательного учреждения водитель обязан лично убедится в технической исправности автобуса (п.2.3 Инструкции); водитель в установленном порядке обязан представить автобус на технический осмотр перед выходом в рейс (п.2.4 Инструкции).
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
В соответствии со ст. 16 данного Федерального закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Статьей 20 указанного Федерального закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 27 от 09.03.1995 года утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (далее-Положение).
Требования данного приказа и утвержденного им Положения обязательны для выполнения общеобразовательным учреждением, так как школа является владельцем транспортных средств, ее сотрудники являются участниками дорожного движения, школа осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Согласно пункту 1.6.Положения ответственность за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения в организации возлагается на ее руководителя либо назначенного на должность, связанную с обеспечением безопасности движения транспортных средств, исполнительного руководителя или специалиста.
Пунктом 2.1. Положения основными задачами организаций и водителей - предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения являются:
- обеспечение профессиональной надежности водительского состава;
- обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии;
- обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов.
В соответствии с п.2.2. Положения основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются в том числе:
- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации;
- регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;
- назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
- оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
При этом п. 4.3 Положения обязывает организации и водителей - предпринимателей обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
Согласно постановления Правительства РФ от 30.08.1993 года № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установить, что на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами (пункт 9).
Из объяснений представителя ответчика следует, что она как директор школы и ответственное лицо за жизнь и здоровье учащихся школы лично контролирует водителей перед выездом на линию. Водители автобусов школы, имеющие большой опыт работы и значительный водительский стаж, самостоятельно осматривают и проверяют техническое состояние автобуса перед выходом в рейс. Она присутствует при выезде автобуса рано утром, при осмотре водителем автобуса, и подписывает водителю путевой лист за механика. Данные объяснения подтверждаются также представленной в материалы дела копией путевого листа. Из пояснений представителя ГИБДД ОВД по городу Печоре, данных им в судебном заседании от **.**.**, из материалов гражданского дела следует, что в организацию ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки включаются:
-закрепление приказом по организации должностного лица, ответственного за техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию и возвращением к месту стоянки (по общеобразовательному учреждению ответственным лицом является директор школы)
-подготовка, обучение должностного лица (как правил, водителя автобуса), указанное должностное лицо должно иметь специальное удостоверение о прохождении обучения (отсутствует у ответчика)
-закрепление обязанностей по ежедневному контролю технического состояния автобуса за должностным лицом в должностной инструкции (данные требования ответчиком выполнены)
-закрепление за должностным лицом обязанности выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортного средства (данные требования выполнены, но отметку ставит директор школы, не имеющей специальной подготовки).
-наличие у организации специального оборудования (линейка, штангель-циркуль, манометр, люфтомер и др.) (не имеется)
-наличие смотровой ямы или эстакады(смотровая яма у ответчика имеется).
-должностное лицо обязано знать и выполнять ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», введенный в действие с 1 января 2002года.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что в общеобразовательном учреждении ежедневный технический контроль состояния транспортных средств (автобусов), осуществляющих перевозку детей, перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки проводится водителями автобусов, не имеющими специальной подготовки области обеспечения надлежащего технического контроля.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать общеобразовательное учреждение, расположенное по адресу: ********** организовать обеспечение надлежащего контроля технического состояния транспортных средств, осуществляющих перевозку детей, перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки в срок до **.**.**.
Обязать общеобразовательное учреждение, расположенное по адресу: ********** организовать обучение (подготовку) должностного лица Учреждения в области осуществления ежедневного контроля за техническим состоянием транспортных средств, подтвердив прохождение курса обучения (подготовки) соответствующим свидетельством (сертификатом) в срок до **.**.**.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: О.Г. Порохина