Дело № 2-250/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.
при секретаре Сапегиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 17 марта 2011 года дело по иску Старковой Л.П. к ответчику1 и ответчику2 о восстановлении теплоснабжения в жилом помещении, возложении обязанности произвести перерасчет по оплате услуг по отоплению и платы за содержание и ремонт жилого помещения, взыскании денежной компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Квартира ********** принадлежит по ? доле в праве общей долевой собственности Старковой Л.П. и Старкову А.В. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от **.**.** №... (л.д.5,6).
Старкова Л.П. обратилась в суд с иском к ответчику1 о возложении обязанности произвести ремонт отопительной системы в доме **********, указывая, что содержание и ремонт общего имущества дома осуществляет ответчик1. С середины **** года дом ********** отключен от системы отопления из-за постоянных аварий. Приходится топить печи. В доме холодно, он промерз, стали прогнивать стены. В квартире истца температура воздуха не поднимается выше +14 градусов, даже когда топится печь. Неоднократные заявления истца в организацию ответчика, в жилищную инспекцию, администрацию города были оставлены без внимания, ни ремонтных работ, ни работ по техническому обслуживанию не производится. Из-за постоянного отключения отопления в доме разморозилась система отопления, полопались трубы и батареи.
Истец просила также возложить на ответчика1 обязанность произвести перерасчет по оплате за коммунальные платежи в связи с невыполнением услуг по техническому обслуживанию и оплаты за отопление в квартире **********, взыскать денежную компенсацию морального вреда в сумме ****.
Впоследствии истец уточнила требование, просила возложить на ответчика1 обязанность произвести перерасчет по оплате за коммунальные платежи в связи с невыполнением услуг по техническому обслуживанию в период с **** по **** в размере ****, возложить на ответчика2 обязанность произвести перерасчет по оплате за отопление в период с **** по **** в размере ****, взыскать с ответчика1 и ответчика2 денежную компенсацию морального вреда в сумме **** с каждого, взыскать с ответчика1 и ответчика2 расходы на оплату услуг представителя в сумме ****. (л.д.151).
В судебном заседании истец и ее представитель Коваленко А.В. настаивали на требовании о возложении на ответчика1 обязанности восстановить центральное отопление в квартире ********** и на уточненных исковых требованиях.
Представитель ответчика 1 Воеводина С.В. иск не признала.
Представитель ответчика 2 Белоножкова Е.А. иск не признала.
Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителей ответчиков, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п.2.1 договора №... управления многоквартирным домом ********** от **.**.** в течение срока действия настоящего договора управляющая организация обязуется предоставлять услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме в соответствии с перечнем работ и услуг (Приложение №...), являющимся неотъемлемой частью договора.
Цель договора – поддержание в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств в многоквартирных домах (п.2.3 договора).
Согласно пунктам 14, 16 Перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в перечень работ входят, в частности, ремонт, регулировка, промывка, испытание, расконсервация системы центрального отопления, аварийное обслуживание системы теплоснабжения.
В силу п.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам каждый потребитель имеет право на получение услуг, соответствующих по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, условиям договора.
В соответствии с п.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; наладка системы отопления.
Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами (п.5.2.3 Правил).
С **.**.** управляющей организацией дома ********** является ответчик1.
**.**.** истцом была подана заявка в АДС в связи с тем, что слабо греет отопление. В дальнейшем истец неоднократно обращалась в АДС с заявками указанного характера, что подтверждается выписками из журнала регистрации и передачи заявок за период с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.** (л.д.43-44).
**.**.** в ответ на заявление истца ответчик2 сообщил, что параметры теплоносителя на вводе в дом соответствуют нормативным, рекомендовало обратиться в обслуживающую организацию для наладки системы отопления в доме (поквартирной регулировки количества теплоносителя) (л.д.23-25).
**.**.** Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, рассмотрев обращение Старковой Л.П., сообщило, что в ходе проведенной проверки отсутствия теплоснабжения в доме ********** установлено, что управляющей организацией ответчиком1 не принято оперативных мер в соответствии с постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», которое обязывает управляющую компанию обеспечивать управление жилищным фондом и заниматься технической эксплуатацией многоквартирного дома, подготовкой дома к эксплуатации в зимний период в соответствии с перечнем услуг по технической эксплуатации и сроками их предоставления.
Учитывая, что отсутствие теплоснабжения связано с выходом из строя систем отопления, в том числе обусловленных самовольным монтажом систем без соблюдения норм технического проектирования, при выполнении восстановительных работ, на ответчика1 возложена обязанность устранить выявленные нарушения, в срок до **.**.** проинформировать Министерство о принятых мерах (л.д.54).
Из сообщения ответчика1 от **.**.** на обращение истца следует, что монтаж системы отопления по дому ********** был проведен жильцами дома без соблюдения норм и технической документации, с нарушениями в выборе диаметров труб подачи и обратки, то есть выполнено самовольно, без согласований.
Из сообщения Государственной жилищной инспекции Республики Коми от **.**.** №... следует, что по обращению истца **.**.** и **.**.** были проведены проверки. Установлено, факты, изложенные в заявлении, подтвердились. Обслуживающей организации выдано предписание на устранение выявленных нарушений. Контроль по исполнению предписания остается за Госжилинспекцией (л.д.27).
**.**.** комиссией ответчика1 в составе старшего диспетчера и двух слесарей-сантехников был составлен акт б/н в том, что **.**.** в **** диспетчер организации ответчика2 передал о том, что в **** час. перекрыли теплотрассу по адресу: ********** для устранения утечки по теплотрассе. Вечером того же дня в **** отопление на дом открыли. **.**.** в **** час. организации ответчика2 перекрыло повторно указанную теплотрассу для устранения утечки. **.**.** в **** час. теплотрассу открыли. На момент проверки службой АДС – отопление есть в квартире №.... В квартиры №... №... не попали (дом с печным отоплением). (л.д.46).
**.**.** комиссией организации ответчика1 в составе старшего диспетчера и двух слесарей-сантехников был составлен акт №... о том, что **.**.** в **** час.**** мин. поступила заявка по адресу: **********. По сообщению жильца квартиры №... в квартире №... прорвало отопление. В **** час.**** мин. заявка передана слесарям-сантехникам по рации. На момент прибытия аварийной бригады было выявлено, что жильцы с квартиры №... в квартире не живут. Ключ от квартиры оставили в квартире №.... В результате разморожено отопление в квартире №... и в квартире №... – радиатор и коллектор отопления. Сразу в коридоре на выходе отопление (трубы) не утеплены вообще. Трубы лежат на голом полу. Отопление в квартире №... на момент проверки есть, в квартире №... отопления нет вообще (печное отопление). Во всех квартирах есть печное отопление (л.д.45).
**.**.**, с целью принятия конкретных мер по восстановлению теплоснабжения в жилом доме **********, рабочая группа управляющей организации ответчика1 в составе начальника производственно-технического отдела, начальника ремонтно-эксплуатационного участка ****, провела обследование причин нарушения работы системы печного отопления указанного жилого помещения и пришла к выводу: для восстановления нормальной работы системы печного отопления в квартире ********** необходимо проведение следующих видов работ: проведение очистительных работ в системе дымоотвода, частичная перекладка печной трубы с заделкой швов и оштукатуриванием цементным раствором; частичная перекладка кирпичной кладки печных очагов с заделкой швов и последующим оштукатуриванием цементным раствором. От производства работ по прочистке дымохода и капитальному ремонту печных очагов в зимний период Старкова Л.П. отказалась (л.д.55).
Судом установлено, что постановлением главы администрации г.Печоры от **.**.** года №... унитарному муниципальному предприятию «****» временно, на период строительства теплотрассы к жилому дому №... по ********** и жилому дому №... по **********, предоставлен земельный участок площадью **** кв.м. Заказчику необходимо согласовать проектную документацию в установленном порядке, до начала строительства получить письменное разрешение на производство работ в инспекции Госархстройнадзора г.Печоры (л.д.142).
Из сообщения МУ «Управление архитектуры и градостроительства по г.Печоре» от **.**.** №... следует, что разрешение на производство работ в инспекции Госархстройнадзора г.Печоры получено не было (л.д.141).
Согласно ответу на запрос ответчика2 от **.**.** №... теплотрасса к жилому дому №... по ********** смонтирована самими жильцами, без проекта, с нарушениями технологии прокладки, имеет большую протяженность - 171 метр и находится в аварийном состоянии. Тепловых сетей, находящихся на балансе ответчика2, нет. Все сети арендуются у администрации МР «Печора». Теплотрасса к жилому дому 10 по ********** не числится в договоре аренды между администрацией МР «Печора» и ответчиком2. Каких-либо документов при передаче теплотрасс в аренду, на теплоснабжение данного дома в организации ответчика2 представлено не было (л.д.89).
Принимая полномочия по управлению многоквартирным домом **********, управляющая организация ответчика1 приняла техническую документацию по данному дому, соответственно, должна была знать о том, что отопление к данному дому было проведено неправильно, теплотрасса была смонтирована самими жильцами.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от **.**.** №... (далее - Правила), обслуживающая организация обязана немедленно устранять неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования).
Согласно п.5.2.9. указанных Правил обнаруженные неисправности систем отопления должны заноситься в журнал регистрации. Вид проведенных работ по устранению неисправностей отмечается в журнале с указанием даты и фамилий персонала, проводившего ремонт. Выявленные дефекты в системе отопления должны учитываться при подготовке системы к следующему отопительному сезону.
В соответствии с п.9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.** №... (далее – Правила), при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пп. «д» п.49 Правил исполнитель обязан устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п.60 Правил при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением №... к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п.64 Правил).
Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (подпункт «а» пункта 70 Правил).
Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги (п.71 Правил).
Согласно пп.«а» п.74 Правил период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67-69 настоящих Правил.
Актом организации ответчика2 от **.**.** на основании заявления Старковой Л.П. установлен факт предоставления жилищно-коммунальных услуг несоответствующего качества и несоблюдения сроков их оказания на объекте, расположенном по адресу: **********, 2. Причиной некачественной поставки услуг явилась авария на внутридомовых сетях продолжительностью **** суток. Бухгалтерии поручено произвести расчет – с **.**.** по **.**.** снятие оплаты за отопление ****% (л.д.115).
Актом организации ответчика2 от **.**.** на основании заявления Старковой Л.П. установлен факт предоставления жилищно-коммунальных услуг несоответствующего качества и несоблюдения сроков их оказания на объекте, расположенном по адресу: **********, 2. Причиной некачественной поставки услуг явилась авария на внутридомовых сетях. Бухгалтерии поручено произвести расчет - с **.**.** до момента восстановления теплоснабжения квартир снятие оплаты за отопление ****%.
Истец просила возложить обязанность на ответчика1 по перерасчету платы за техническое обслуживание и ремонт общего имущества с **** по **** в сумме ****, на ответчика2 - по перерасчету платы за отопление с **** по **** в размере ****.
В соответствии со ст.548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п.1 ст.539 ГК РФ).
Таким образом, возможность заключения договора энергоснабжения закон связывает с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Несмотря на отсутствие договора между управляющей организацией ответчика1, на которую законом возложена обязанность заключить договор на поставку тепловой энергии, и теплоснабжающей организацией ответчика2, именно ответчик1 является абонентом отпущенной тепловой энергии в жилой дом **********.
Однако, учитывая, что плата за услугу по теплоснабжению начисляется и взимается ответчиком2, истец заявил указанное требование к ответчику2, суд приходит к выводу, что перерасчет стоимости услуги по теплоснабжению за период ее отсутствия обязана производить именно эта организация.
Таким образом, на ответчика1 возлагается обязанность произвести Старковой Л.П. перерасчет платы за техническое содержание и ремонт общего имущества с **.**.** по **.**.** в сумме ****, на ответчика2 возлагается обязанность произвести перерасчет платы за отопление за период с **.**.** по **.**.**, освободив Старкову Л.П. от уплаты задолженности перед ответчиком2 за услуги по отоплению по состоянию на **.**.** в сумме ****. (л.д.118,28).
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Возмещение морального вреда предусмотрено ст.15 Закона «О защите прав потребителей», производится при нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством, и при наличии вины исполнителя.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч.4 ст.30 ЖК РФ).
В результате действий ответчика 1 истцу причинены физические и нравственные страдания. В связи с отсутствием отопления истец не может вести нормальный образ жизни, замерзает. Вынуждена во всем себя ограничивать.
Учитывая характер и степень причиненных истцу страданий, степень вины ответчика, обязанность истца по поддержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика1 в пользу истца денежной компенсации морального вреда в сумме ****.
В иске к ответчику2 о взыскании денежной компенсации морального вреда следует отказать в связи с отсутствием вины ответчика в непредоставлении коммунальной услуги.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Расходы на оплату услуг представителей относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела (ст.94 ГПК РФ).
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Расходы истца на оплату услуг представителя в сумме **** подтверждаются распиской Коваленко А.В. от **.**.** и включают в себя подготовку иска, представление интересов в суде.
С учетом обстоятельств дела, степени вины ответчика, разумности пределов возмещения расходов, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика 1 в пользу истца **** возмещение расходов на оплату услуг представителя.
С ответчика 1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в сумме **** (**** + **** по требованию неимущественного характера).
Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать ответчика1 восстановить теплоснабжение в квартире **********, собственником которой является Старкова Л.П..
Обязать ответчика1 произвести Старковой Л.П. перерасчет платы за техническое содержание и ремонт общего имущества с **.**.** по **.**.** в сумме ****.
Обязать ответчика2 произвести Старковой Л.П. перерасчет платы за отопление за период с **.**.** по **.**.**, освободив Старкову Л.П. от уплаты задолженности перед ответчиком2 за услуги по отоплению по состоянию на **.**.** в сумме ****.
Взыскать с ответчика1 в пользу Старковой Л.П. денежную компенсацию морального вреда в сумме **** и расходы на оплату услуг представителя в сумме ****
Взыскать с ответчика1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме ****
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: С.Н.Шахтарова
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2011 года.