Дело № 2-427/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18» марта 2011 года г. Печора
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи М.В. Гусаровой
при секретаре судебного заседания Н.Б.Зубаревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского транспортного прокурора в интересах Паниной Н.В. к ответчику о признании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, возложении обязанности на ответчика предоставить меры социальной поддержки с момента подачи и регистрации заявления о предоставлении мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах Паниной Н.В. к ответчику о признании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, возложении обязанности на ответчика предоставить меры социальной поддержки с момента подачи и регистрации заявления о предоставлении мер социальной поддержки. В обоснование своих требований указал, что Панина Н.В. работала в качестве **** более **** лет. В соответствии со ст. 20.1 Закона от 12.11.2004 г. № 55-РЗ меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные Законом от 12.11.2004 г. № 55-РЗ, а также в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, предоставляются на основании заявления гражданина в орган, осуществляющий предоставление мер социальной поддержки, и согласно правилам, установленным Правительством Республики Коми. Для получения социальной поддержки Панина Н.В. обратилась с заявлением к ответчику, где в предоставлении льгот ей было отказано. Причиной отказа послужило отсутствие достаточного количества стажа работы у Паниной Н.В. в муниципальных образовательных учреждениях. Однако отказ Паниной Н.В. в предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг является нарушением ее прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 12.11.2004 г. № 55 – РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
К участию в деле в качестве соответчика судом было привлечено ГУ РК «****», в качестве третьего лица - Администрация МО МР «Печора».
В судебном заседании прокурор Моисеев С.Ю. исковые требования подержал.
Истец Панина Н.В. в данном судебном заседании не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом судом была извещена. Согласно поступившей телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В предыдущем судебном заседании удовлетворении исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Амонариева Л.А., действовавшая на основании доверенности от **.**.**, иск не признала. Указала, что Панина Н.В. действительно обращалась к ответчику о предоставлении ей льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, как педагогу-пенсионеру, сначала устно в **** г., а затем письменно с заявлением, приложением необходимых документов **.**.**. В этот же день Паниной Н.В. был дан письменный отказ в предоставлении льгот, т.к. детские сады, в которых она работала, не являлись муниципальными, а принадлежали железной дороге. Само заявление Паниной Н.В. не было зарегистрировано, сама Панина Н.В. его забрала обратно, т.к. оригинал заявления не сохранился у ответчика. Кроме того, представитель ответчика считает, что поскольку Панина Н.В. зарегистрирована индивидуальным предпринимателем, она не является педагогом, вышедшим на пенсию, т.к. у нее имеется дополнительный доход кроме пенсии. С **.**.**. предоставлением льгот работающим педагогам и педагогам, вышедшим на пенсию, занимается ГУ РК «****».
Представитель соответчика ГУ РК «****» Куличев Д.А., действовавший на основании доверенности от **.**.**, исковые требования не признал. Указал, что Панина Н.В. с **.**.** по день рассмотрения иска в суде получает у них льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг как ветеран труда. С заявлением о предоставлении ей льгот как педагогу-пенсионеру Панина Н.В. к ним не обращалась по настоящее время. Хотя для этого требуется заявительный характер.
Представитель третьего лица Администрации МО МР «Печора» Осипчик О.В., действовавшая на основании доверенности от **.**.**., с иском не согласилась. Указала, что с **.**.**. ответчик не уполномочен на предоставление льгот педагогам и педагогам-пенсионерам. Кроме того, считает, что Печорский транспортный прокурор не вправе был обращаться в суд с подобным иском, т.к. в компетенцию транспортной прокуратуры это не входит.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Паниной Н.В.
Заслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, 3-го лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Панина Н.В., проживающая по настоящее время в сельской местности, являясь нанимателем жилого помещения по адресу: **********, имеет стаж **** более **** лет.
С **.**.** по **.**.** Панина Н.В. работала дошкольных детских учреждениях строймонтажного поезда Печорстроя Минтрансстроя в различных должностях: с **.**.**. по **.**.**. **** детского сада «****» ст. Кожва; с **.**.** по **.**.** – **** яслей сада №..., №... ст. Кожва Северной железной дороги. Приказом № УН №... от **.**.** Панина Н.В. была уволена по ст.33 п.1 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия.
В настоящее время Панина Н.В. продолжает проживать в сельской местности. Из представленных Межрайонной налоговой службой №... по Республике Коми сведений следует, что Панина Н.В. зарегистрирована в Едином государственном реестре в качестве индивидуального предпринимателя с **.**.**
Согласно сведений, представленных Печорским УПФР Республики Коми, Панина Н.В. является получателем пенсии по старости с **.**.**. Кроме того, Панина Н.В. имеет стаж работы не менее **** лет в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, ранее пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности.
Как следует из обстоятельств дела, дошкольные образовательные учреждения, в которых в период с **.**.** по **.**.** работала в **** Панина Н.В., находились по адресу **********, принадлежали Северной железной дороге.
Из пояснений истицы, данных ею в судебном заседании **.**.**., в период ее работы дошкольном учреждении, принадлежавшем железной дороге, ей предоставлялись меры социальной поддержки в виде **** % освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг. После ее увольнения и ликвидации учреждения предоставление мер социальной поддержки было прекращено. В настоящее время она получает льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг как ветеран труда, а размере **** %, а не **** %. По данному поводу она обращалась устно к ответчикув **** г., а затем письменно с заявлением – **** года. Управление образования ей письменно отказало в предоставлении данных льгот, т.к. она работала не в муниципальном садике, а в железнодорожном.
В материалах дела имеется письменный ответ ответчика №... от **.**.**., направленный в адрес Паниной Н.В., о том, что поскольку ее трудовой стаж Паниной Н.В. проходил в учреждениях, не являющихся муниципальной собственностью, это не дает ей право на льготы, выплачиваемые через ответчика.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. При этом согласно статье 8 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, как указывается в его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, решения задачи приведения системы социальной защиты лиц, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой и обязывает субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, вводить эффективные механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, предоставлять им возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений.
Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 322-О-П отметил, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Таким образом, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ не предполагалась отмена льготы, гарантированной статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, - в нем не содержатся положения, препятствующие реализации предоставленного указанным лицам права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения подобного рода ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
В соответствии с ч. 1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением (плата за наем), за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжение (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, электроснабжение и отопление (теплоснабжение).
Установленные данной частью меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Указанный Закон Республики Коми направлен на реализацию предписаний Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также иных федеральных законодательных актов, закрепляющих полномочия субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан мерами социальной поддержки в условиях перехода к новой системе социальной защиты населения.
При этом, как следует из указанного Закона Республики Коми закрепляя круг педагогических работников, обеспечиваемых мерами социальной поддержки, органы законодательной и исполнительной власти Республики Коми исходили из того, что на федеральном уровне какие-либо нормативные правовые акты, которые предусматривали бы предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам, осуществлявшим педагогическую деятельность в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа) не принимались.
Наряду с указанными нормативно-правовыми актами право педагогических работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением предусмотрено Постановлением Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 №203, утвердившего перечень проживающих в сельской местности и рабочих поселках Коми АССР работников просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, которым предоставляются бесплатно коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Республики Коми от 18.10.2004 года № 177 было признано утратившим силу Постановление Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 №203 "О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках".
В последующем Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2007 года № 313 внесены изменения в Постановление Правительства Республики Коми от 18.10.2004 №177 и дополнено словами "за исключением третьей колонки приложения №2 к Постановлению в части перешедших на пенсию педагогических работников".
В абзаце "д" п. 23 третьей колонки приложения №2 Постановления Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203 указано на необходимость распространения на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие подпункта "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255, которым закреплено право указанных работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Решением Совета Муниципального района «Печора «О внесении изменений в решение Совета муниципального района «Печора» от 05.07.2007 г № 4-3/37 «О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселка городского типа муниципального образования муниципального района «Печора» от 28 мая 2010 г. № 4-23/448 были внесены следующие изменения: пункт 2 абзац 4 был изложен в следующей редакции – «Установленные данным пунктом меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками муниципальных образовательных учреждений, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа».
Учитывая вышеприведенные нормы закона, и принимая во внимание, что Панина Н.В. продолжает в настоящее время проживать в сельской местности, является получателем пенсии и имеет стаж работы не менее **** лет в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, ранее пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, суд приходит к выводу о том, что Панина Н.В. имеет право на меры социальной поддержки применительно к абз. 2 ч. 1 (1) с. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", и доводы ответчиков об обратном являются несостоятельными.
Доводы ответчика о том, что детский сад, в котором работала истец, не является муниципальным учреждением, также не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в предоставлении истцу мер социальной поддержки, поскольку ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" не содержит ограничений по виду собственности образовательного учреждения, педагогические работники которого, вышедшие на пенсию, сохраняют право на получение мер социальной поддержки.
Предоставление мер социальной поддержки обусловлено наличием права на них, реализация которых зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Как следует из пояснений истицы и ответчика Панина Н.В. **.**.** письменно обратилась с заявлением в Управление образования МР «Печора» о предоставлением мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, в связи с чем право на получение мер социальной поддержки у последней возникло с указанной даты и подлежит восстановлению.
Доводы представителя ответчика о том, что поскольку Панина Н.В. зарегистрирована индивидуальным предпринимателем и не может считаться педагогом, вышедшим на пенсию, суд не может принять во внимание, как обоснованные, т.к. Панина Н.В. с **.**.**. является получателем пенсии по старости. Наличие дополнительного дохода кроме пенсии не лишает Панину Н.В. пользоваться льготами, предусмотренными для педагогов, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности.
Суд также не может согласиться с доводами представителя 3-го лица Администрации МО МР «Печора» о том, что Печорский транспортный прокурор не имел права обращаться в суд с данным иском в интересах Паниной Н.В., по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Печорского транспортного прокурора в интересах Паниной Н.В. о признании решения ответчика об отказе Паниной Н.В. в предоставлении мер социальной поддержки, незаконным; возложении на ответчика обязанности предоставить Паниной Н.В. меры социальной поддержки, установленные абз. 2 ч. 1 (1) с. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", с **.**.** (с момента письменного обращения с заявлением к ответчику) с учетом положений ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и отсутствии иного механизма предоставления социальных гарантий и учреждения на уровне субъекта по предоставлению государственных услуг, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в сфере социальной защиты населения.
Закон Республики Коми №14-РЗ от 22.02.11. были внесены изменения в ст. 18 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми», закон вступил в силу с 01.01.11. Согласно данного нормативного акта обязанность по предоставлению льгот педагогам и педагогам, вышедшим на пенсию, проживающим в сельской местности, возлагается на Государственные учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения».
Согласно сведений, представленных ГУ РК «****» Паниной Н.В., **.**.** г.р., зарегистрированной по адресу: ********** предоставляются меры социальной поддержки по категории «Ветеран труда» с **.**.** по настоящее время. По состоянию на **.**.** за предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Педагогические работники муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, вышедшие на пенсию и имеющие стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» Панина Н.В. в Центр не обращалась.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 5 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденному Указом Главы республики Коми от 11.08.2009 № 91, Агентство организует в установленном порядке предоставление мер социальной поддержки, в том числе, иным категориям граждан в соответствии с законодательством Республики Коми и законодательством Российской Федерации в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению установленных федеральными законами мер социальной поддержки.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Панина Н.В. на момент рассмотрения дела в суде не обращалась с письменным заявлением в Государственное учреждение Республики Коми «****» о предоставлении ей льгот по жилищно-коммунальным услугам как педагогу, до настоящего времени является получателем льгот по категории ветеран труда, суд не усматривает оснований по возложению обязанности по предоставлению мер социальной поддержки истице как педагогу, вышедшему на пенсию, на данного ответчика. В связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения требования Печорского транспортного прокурора к ГУ РК «****».
В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение ответчика от **.**.**. об отказе Паниной Н.В. в предоставлении мер социальной поддержки незаконным.
Обязать ответчика предоставить Паниной Н.В. меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми № 55-РЗ от 12.11.2004 «О социальной поддержке населения в Республике Коми» с момента подачи ею заявления о предоставлении мер социальной поддержки, т.е. с **.**.**.
В удовлетворении остальных исковых требований Печорского транспортного прокурора в интересах Паниной Н.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено «23» марта 2011 года.
Председательствующий судья М.В. Гусарова