Дело № 2-573/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.
при секретаре Сапегиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 28 марта 2011 года дело по иску Калгановой О.М. к ответчику1, ответчику2 о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Калганова О.М. обратилась в суд с иском к ответчику1 о предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи три человека как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, указывая, что жилое помещение за ней не закреплялось, в собственности жилья не имеет. В настоящее время проживает вместе с двумя малолетними детьми в однокомнатной квартире попечителя ****.
В судебном заседании истец и ее представитель адвокат Лотарев Л.Л. на иске настаивали.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ответчиков.
Выслушав объяснения истца, ее представителя, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Из обстоятельств дела следует, что Калганова О.М. родилась **.**.** (л.д.21).
**.**.** умерла мать истца – **** (л.д.16). **.**.** умер отец истца – **** (л.д.17).
Родители истца были лишены родительских прав в отношении истца и ее брата – близнеца ****.
На основании решения исполнительного комитета ********** Совета народных депутатов от **.**.** №... несовершеннолетние **** и Калганова О.М. были определены в детское государственное учреждение. В п.2 решения указано, что ввиду того, что родители собственного жилья не имеют, детей по окончании пребывания в детском учреждении обеспечить вне очереди благоустроенным жильем в ********** на основании п.31 постановления 872 Совета Министров СССР от 31.07.1987г. (л.д.10).
До **** года Калганова О.М. воспитывалась, обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ «****» **********.
На основании постановления главы администрации г.Печоры от **.**.** №... **** была назначена опекуном над несовершеннолетней Калгановой О.М. (л.д.11).
В **** году истец окончила **** классов средней общеобразовательной школы №... в г.Печоре.
С **** года по **** года истец обучалась в Профессиональном лицее №... г.Печоры (л.д.22).
Истец проживает и зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: ********** (л.д.29). Истец была вселена в данное жилое помещение опекуном **** в **** году.
В настоящее время в однокомнатной квартире проживают и зарегистрированы по месту жительства пять человек: ****, ее супруг ****, Калганова О.М., ее малолетние дети: ****, **** года рождения, и ****, **** года рождения.
По данным ПМФ ГУП РК «РБТИ» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми за Калгановой О.М. в г.Печоре и муниципальном районе «Печора» недвижимого имущества не числится (л.д.34,38).
Калганова О.М. не имеет закрепленного жилого помещения.
Из показаний свидетеля **** в судебном заседании следует, что в **** году она была назначена опекуном над Калгановой О.М., привезла ее в г.Печору и вселила в жилое помещение по адресу: **********, в котором проживала с супругом по договору найма. Данное жилье является для истца временным, поскольку свидетель знала, что Калганова О.М. состоит на учете для получения жилья в ********** и должна получить жилое помещение. Истец была зарегистрирована по месту жительства в указанном жилом помещении, поскольку другого жилья не имела.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Таким образом, квартира бывшего опекуна (попечителя) по адресу: ********** является местом временного пребывания Калгановой О.М.
Статья 5 Федерального закона также устанавливает, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ.
Законом Республики Коми № 139-РЗ от 22.11.2010г. органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Положения части 1 статьи 2 указанного Закона предусматривают, что жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.3 ст.9 Закона РК № 139-РЗ от 22.11.2010г. жилые помещения предоставляются гражданам согласно списку.
В судебном заседании установлено, что Калганова О.М. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации сельского поселения «****» с **.**.** по настоящее время вместе с братом – **** на основании решения райисполкома от **.**.** №..., р.V п.36 Указа Главы Республики Коми «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми» от **.**.** №..., в списке сирот за №....
Решением **** районного суда Республики Коми от **.**.** (дело №...) в иске Калгановой О.М. к **** и ответчику2 о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в ********** отказано. Решение суда вступило в законную силу.
Основанием для отказа в иске явилось то обстоятельство, что местом жительства Калгановой О.М. является город Печора.
В судебном заседании установлено, что Калганова О.М. в Министерство образования и высшей школы Республики Коми, к ответчику2 для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми не обращалась.
В организации ответчика1 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, Калганова О.М. не включена.
В судебном заседании истец пояснила, что в отделе опеки и попечительства ей сказали, что, поскольку она состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации МО МР «****», то она должна получить жилое помещение в **********. При обращении в МО МР «****» ей было рекомендовано обратиться с иском в суд. После отказа в иске она обращалась к ответчику1 с вопросом о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако ей было разъяснено об отсутствии ее права состоять на учете в связи с достижением возраста 23 лет.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании представленных доказательств суд приходит к выводу, что истец имеет право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, поскольку является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма.
Право истца на внеочередное предоставление жилого помещения не реализовано, требует судебной защиты.
В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик1 обязан предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи один человек.
При определении размера жилого помещения, которое следует предоставить истцу, суд руководствуется решением Совета муниципального района «Печора» №3-28/399 от 28 марта 2006 года, которым установлена норма предоставления жилого помещения – не менее **** квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать ответчика1 предоставить вне очереди Калгановой О.М. на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее **** квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: С.Н.Шахтарова
Мотивированное решение изготовлено 1 апреля 2011 года.