Дело№2-631/2011года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
В составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,
При секретаре Басовой С.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре
8 апреля 2011 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчику о признании незаконными действий ответчика по нарушению прав потребителей, выразившихся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды, об обязании не допускать обусловливания принятия в эксплуатацию приборов учета воды их обязательным платным опломбированием,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику о признании незаконными действий ответчика по нарушению прав потребителей, выразившихся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды, об обязании не допускать обусловливания принятия в эксплуатацию приборов учета воды их обязательным платным опломбированием. В обоснование своих требований прокурор указал, что поводом обращения в суд с иском послужила жалоба Сазоновой О.П., в соответствии с которой в **** года ей, как собственнику помещения в многоквартирном жилом доме **********, было отказано в принятии в эксплуатацию установленного прибора учета горячей воды до тех пор, пока не будет произведена оплата счета за принятие приборов учета в эксплуатацию. В ходе проведения прокуратурой проверки от ответчика была получена информация о том, что принятие в эксплуатацию приборов учета является платной услугой (письмо №... от **.**.**), плата установлена в соответствии с калькуляцией, утвержденной генеральным директором ответчика. Согласно представленной ответчиком калькуляций плата за опломбирование приборов учета горячего водоснабжения для населения речной части города и бюджетных организаций установлена в размере **** при первичной установке и **** при замене приборов учета силами самих жильцов и бюджетных организаций. В стоимость работ включены снятие начальных показаний счетчика, составление акта на установку, инструктаж потребителя о правилах пользования узлом учета и передачи показаний, транспортные расходы и др. Прокурор полагает, что действия ответчика по взиманию с граждан платы за данные услуги являются незаконными.
В судебном заседании прокурор Бельская А.Ю. свои исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Суродеев А.А. исковые требования не признал.
Третье лица Сазонова О.П. исковые требования прокурора поддержала.
Представитель третьего лица ООО «Горжилфонд» Ковалева В.Л. требования прокурора поддержала.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (п. 1 ст. 16).
В соответствии с подпунктом «г» п.52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых),общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее: поводом для обращения прокурора в суд явилась поступившая жалоба потребителя Сазоновой О.П. (л.д.7-9).
Из показаний третьего лица Сазоновой О.П. следует, что она является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру ********** (л.д.27). Силами жильца Сазоновой О.П. через привлеченного ею специалиста в квартире был смонтирован и установлен индивидуальный прибор учета на горячую воду. Ответчик отказался принять в эксплуатацию указанный прибор учета. Одним из оснований отказа послужило отсутствие оплаты за опломбирование указанного прибора учета. К другим причинам отказа отнесены: отсутствуют сведения о персонале, производившем установку приборов учета, несоблюдение инструкции по эксплуатации прибора учета (л.д.12) и другие. По прибору учета холодной воды проблем у Сазоновой О.П. и МУП «Горводоканал» не возникло.
Управляющей компанией по дому ********** является ООО «Горжилфонд».
Услуги по опломбированию приборов учета ГВС осуществляет, в частности, ответчик, как ресурсоснабжающая организация. В помещении организации ответчика размещена информация о том, что указанная организация платно производит опломбирование счетчиков. Данная организация предоставляет услуги по ГВС по **********.
В деле представлена калькуляция на опломбирование приборов учета ГВС для населения речной части города и бюджетных организаций (с транспортными затратами) л.д.14,введенная в действие с **.**.**. Согласно указанной калькуляции в опломбирование приборов учета ГВС включены виды работ, производимые ответчиком:
-пломбирование счетчика, снятие начальных показаний, составление акта на установку, инструктаж о правилах пользования узлом учета и передачи показаний;
-единый социальный налог;
-транспортные расходы без накладных и рентабельности (прием заявки, доставка к месту опломбирования счетчика и обратно);
-выведена графа итоговых затрат.
Итого общие затраты для населения бюджетных организаций при первоначальной установке приборов учета ****, при замене приборов учета силами самих жильцов, бюджетных организаций-****.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, пунктами 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307,определен исчерпывающий перечень платных коммунальных услуг. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Анализ вышеуказанных норм права позволяет суду сделать вывод, что опломбирование прибора учета ГВС в перечень коммунальных услуг не входит. Оказание услуги по опломбированию приборов учета не предусмотрено ни одним нормативных правовым актом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года №167, указанные Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 39 Правил №167 средства измерений на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества питьевой воды или сбрасываемых сточных вод. Задвижки на обводных линиях должны быть опломбированы организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а места их нахождения снабжены указателями, помещенными в доступных и хорошо видимых местах.
В Республике Коми в ряде муниципальных образований разработаны Порядки установки индивидуальных приборов учета воды в жилых помещениях. В частности, разработан Порядок установки индивидуальных приборов учета воды в жилых помещениях (Приложение №1 к Постановлению главы городского округа «Воркута» от 20 января 2009 года №17); имеется Положение о порядке установки, эксплуатации индивидуальных (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды, утвержденное Постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 9 сентября 2010 года №709; Положение о порядке установки, эксплуатации индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, утвержденное Постановлением администрации городского округа «Усинск» от 14 сентября 2010 года №1182.По муниципальному образованию муниципального района «Печора» такое Положение сторонами не представлено, следовательно, оно отсутствует. Устно администрация МР «Печора» отсутствие данной информации подтвердила. Очевидно, жилищно-коммунальными организациями разработка указанного порядка на уровне МР «Печора» не была инициирована. Из анализа вышеперечисленных муниципальных актов следует, что опломбирование приборов учета не является самостоятельной услугой. Она входит в состав услуги - прием в эксплуатацию приборов учета воды. Так на практике приемка прибора учета в эксплуатацию производится комиссионно из представителей собственника (нанимателя) жилого помещения, эксплуатирующей организации и исполнителя работ. При передаче в эксплуатацию установленного прибора учета исполнитель работ обязан передать собственнику (нанимателю) комплект исполнительной документации, а также оформить акт допуска в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды установленного образца. Во время приемки в эксплуатацию приборов учета производится их опломбирование. Услуга по приемке прибора учета воды осуществляется за счет средств собственника (нанимателя) на основании заключенного договора.
В связи с изложенным калькуляция ответчика исключительно на услугу - опломбирование приборов учета ГВС для населения и бюджетных организаций в том виде, в каком она была составлена, требование от потребителей оплаты за опломбирование приборов учета воды является противоправным, нарушает права неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что применительно к городу Печоре распечатки на оплату ГВС ответчик направляет напрямую собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирных домов речной части города, минуя управляющие компании. В железнодорожной части города Печора такой организацией (ресурсоснабжающей организацией) является ОАО «****».
Из показаний третьего лица ООО «Горжилфонд» следует, что договорных отношений между ООО «ГЖФ» и ответчиком не имеется. Денежные средства, собираемые ответчиком за горячее водоснабжение, в управляющую компанию не поступают. Население работает с ответчиком напрямую.
Из анализа материалов дела следует, что опломбирование средств измерения не является оказанием услуг населению и другим организациям, а является текущей работой организаций водопроводно-канализационного хозяйства в рамках услуги - приема в эксплуатацию приборов учета воды (в нашем случае, ГВС). По изложенным обстоятельствам требования прокурора являются законными, поэтому подлежат удовлетворению.
Публикацию решения следует осуществить в общем порядке на сайте Печорского городского суда Республики Коми.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия ответчика в части нарушения прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета горячего водоснабжения.
Обязать ответчика не допускать обусловливания принятия в эксплуатацию приборов учета горячего водоснабжения их обязательным платным опломбированием.
Взыскать с ответчика в доход муниципального образования муниципального района «Печора» расходы по государственной пошлине в размере ****.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья М.В.БОРОДУЛИНА
Мотивированное решение суда изготовлено на ПК 14 апреля 2011года