О признании права на получение сертификата.



Дело № 2-579/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.

при секретаре Сапегиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 26 апреля 2011 года дело по иску Ратиева В.В. к ответчику1, ответчику2, о признании незаконным распоряжения от **.**.** №...-р, признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Ратиев В.В. обратился в суд с иском к ответчику1, ответчику2, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, указывая, что проходил службу в ОВД по г.Печоре с **.**.** по **.**.**. Выслуга лет по состоянию на **.**.** составила в календарном исчислении **** лет **** месяцев **** дня, в льготном исчислении – **** года **** месяцев **** дней. Денежное довольствие в период прохождения службы получал из средств федерального бюджета. Он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в организации ответчика2 и считает, что согласно п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы имеет право на участие в указанной подпрограмме. Письмом ответчика1 от **.**.** истцу сообщено, что он не имеет права на получение государственного жилищного сертификата, так как не определяется необходимый стаж службы, финансируемый за счет федерального бюджета.

**.**.** истец уточнил требования, просил признать незаконным распоряжение главы муниципального района «****» - руководителя администрации от **.**.** №...-р «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», указывая, что Ратиев В.В. был незаконно снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. Истец просил также признать право истца на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения; обязать ответчика2 осуществить предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д.235-236).

В судебном заседании истец и его представитель адвокат Пашина Т.В. на иске настаивали, уточнили требования, просили признать незаконным распоряжение главы муниципального района «****» - руководителя администрации от **.**.** №...-р «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Ратиева В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении; признать право истца на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом состава семьи четыре человека.

Третье лицо на стороне истца Ногина (Ратиева) Е.В. иск поддержала.

Представитель ответчика 2 Гамлий О.С. иск не признала.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов Российской Федерации Черепанова О.А. против требования не возражала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика 1, третьего лица на стороне истца Ратиевой Л.Н., представителя третьего лица ОВД по городу Печоре. Из письменного отзыва ответчика следует, что он иск не признает. В судебном заседании от **.**.** и в письменном заявлении от **.**.** третье лицо Ратиева Л.Н. иск поддержала.

Выслушав объяснения сторон, представителя истца, третьего лица Ногиной Е.В., представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.

Из обстоятельств дела следует, что истец проходил службу в органах внутренних дел. Согласно выписке из приказа ОВД г.Печоры от **.**.** №... л/с старшина милиции Ратиев В.В., ****, с **.**.** уволен по ст.58 пункту «З» Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет по состоянию на **.**.** составила: в календарном исчислении **** лет **** месяцев **** дня, в льготном исчислении **** года **** месяцев **** дней.

В период с **.**.** по **.**.** истец проживал и был зарегистрирован по месту жительства в общежитии по адресу: **********.

На основании постановления главы муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» от **.**.** №... истец был поставлен на учет на получение жилья с **.**.** под №... в общей очереди и под №... в льготной очереди как уволенный в запас офицер.

**.**.** истцу был выдан ордер №... на состав семьи **** человека, включая дочь – ****, **** года рождения, и внука – ****, **** года рождения, на право занятия жилого помещения, жилой площадью **** кв.м, состоящего из **** комнат в отдельной квартире по адресу: **********.

После этого истец продолжал состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений граждан в организации ответчика2.

С **** года Ратиев В.В. является участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы», что подтверждается его заявлением от **.**.**.

Распоряжением главы муниципального района «****» от **.**.** №...-р истец исключен из списка граждан, состоящих на учете в организации ответчика2 на получение жилого помещения по договору социального найма составом семьи четыре человека в связи с улучшением жилищных условий, со ссылкой на ст.56 Жилищного кодекса РФ.

Из письменного ответа истцу от **.**.** следует, что он был снят с учета в связи с тем, что общая площадь занимаемого им жилого помещения на каждого члена семьи превышает учетную норму жилого помещения, установленную решением Совета муниципального района «Печора» от **.**.** №... из расчета 10 кв.м и менее общей площади на одного человека.

Решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** распоряжение главы муниципального района «****» - руководителя администрации от **.**.** №...-р «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Ратиева В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении отменено. Ратиев В.В. восстановлен в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в организации ответчика2

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865 утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года:

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно п.10 Правил в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, при наличии прочих условий обязательным условием для участия в подпрограмме сотрудников органов внутренних дел, увольняемых со службы, и граждан, уволенных из органов внутренних дел, является увольнение со службы из органов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при наличии общей продолжительности службы в этих органах не менее 10 лет.

В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в ОВД по г.Печоре: в должности **** с **.**.**, в должности **** с **.**.**, в должности **** с **.**.**, в должности **** с **.**.**, в должности милиционера **** с **.**.**, в должности **** с **.**.**

Согласно ст.7 Закона РФ от **.**.** №... «О милиции» милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета, а милиция общественной безопасности согласно ст.9 указанного закона финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке, входят в милицию общественной безопасности.

Следовательно, не все подлежащие увольнению и уволенные сотрудники милиции имели право на такую форму обеспечения граждан жильем как предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета.

На основании решения Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** в иске Ратиева В.В. к ответчику1, ответчику2, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат было отказано. Основанием для отказа в иске явилось то, что период службы Ратиева В.В., финансировавшийся за счет средств федерального бюджета, составляет **** лет **** месяцев, что менее требуемого по закону.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от **.**.** решение Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

Судебной коллегией было установлено, что суммарная продолжительность службы истца в органах внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, составляет свыше **** лет (****.). Соответственно, у истца определяется право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от **.**.** №....

Распоряжением главы муниципального района «****» - руководителя администрации от **.**.** №...-р истец снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ) (л.д.195).

В соответствии со ст.6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что истец был исключен из списка граждан, состоящих на учете в организации ответчика2 на получение жилого помещения, в связи с тем, что общая площадь занимаемого им жилого помещения на каждого члена семьи превышает учетную норму жилого помещения, установленную решением Совета муниципального района «Печора» от **.**.** №... из расчета 10 кв.м и менее общей площади на одного человека.

Из отзывов ответчиков следует, что, поскольку истцу **.**.** была предоставлена **** квартира на состав семьи **** человека, с этого времени он с семьей не являлся нуждающимся, так как был обеспечен жилой площадью свыше учетной нормы и, таким образом, по избранному месту жительства (г.Печора) Ратиев В.В. не являлся нуждающимся и подлежал снятию с учета. Кроме этого, Ратиев В.В. добровольно распорядился предоставленным ему от государства жильем и добровольно отказался от приватизации; был уволен со службы с **.**.**, с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «граждане, уволенные с военной службы» в организацию ответчика2 обратился **.**.**, то есть через **** года после увольнения со службы; за истцом по данным ПМФ ГУП РК «РБТИ» числился незавершенный строительством жилой дом (площадь застройки **** кв.м, степень готовности ****%) по адресу: **********, который были продан истцом **.**.**

Суд находит данные доводы несостоятельными.

В Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998г. № 1054 (далее – Правила), устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства граждан и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, приобретенного (построенного) за счет средств федерального бюджета.

Согласно подпункту «и» пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства после увольнения со службы в органах внутренних дел является приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является льготным основанием признания указанных граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, увольняемый с военной службы независимо от места проживания и обеспеченности жилой площадью в период прохождения военной службы при его желании изменить постоянное место жительства после увольнения признается в избранном месте жительства нуждающимся в получении жилых помещений, если он там ее не имеет, или улучшении жилищных условий, если он ее имеет на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилья.

По избранному месту жительства Ратиев В.В. не утрачивает статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, истцом и членами его семьи дано обязательство о сдаче имеющегося в собственности жилья в связи с получением ГСЖ.

Таким образом, истец является нуждающимся в получении жилого помещения, так как после увольнения со службы избрал постоянным местом жительства **********. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями истца, а также его письменными заявлениями о выделении государственного жилищного сертификата.

Доводы ответчиков о намеренном ухудшении истцом жилищных условий судом не принимаются, так как истец, отказавшись от своей доли в приватизации квартиры **********, согласившись с приватизацией квартиры дочерью и внуком, не утратил право пользования указанным жилым помещением.

По данным ПМФ ГУП РК «РБТИ» за Ратиевым В.В. числился незавершенный строительством жилой дом на основании решения исполнительного комитета Печорского городского Совета народных депутатов №... от **.**.** «Об отводе земельного участка Ратиеву В.В. под строительство индивидуального жилого дома в г.Печоре»; договора №... о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности. Постановлением администрации муниципального района «Печора» от **.**.** №... указанному незавершенному строительством жилому дому присвоен почтовый адрес: **********.

Указанный незавершенный строительством жилой дом (площадь застройки **** кв.м, степень готовности ****%), а также земельный участок проданы Ратиевым В.В. на основании договора купли-продажи от **.**.** (л.д.196).

В судебном заседании установлено, что **.**.** истцу **** была предоставлена ссуда в сумме **** сроком на **** лет из ****% годовых. Истец обязался не позднее **.**.** выстроить дом и надворные постройки по ********** (л.д.258-259).

Из объяснений истца в судебном заседании следует, что дом не достроил, так как заемных денежных средств не хватило для строительства дома, других денежных средств у него не было.

Таким образом, доказательств намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий ответчики суду не представили.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что снятие истца с учета нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, связи с чем распоряжение главы муниципального района «Печора» - руководителя администрации от **.**.** №...-р в отношении истца является незаконным и подлежит отмене. Истец подлежит восстановлению в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в организации ответчика2

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», согласно которому статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 2.1, из которого следует, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Таким образом, с 1 января 2011 года военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не выдаются государственные жилищные сертификаты.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:

1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц жилыми помещениями.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

С 23 марта 2011 года вступил в силу Закон Республики Коми от 1 марта 2011 года № 19-РЗ, который устанавливает порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или жилых помещений по договору социального найма и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам Российской Федерации.

Согласно ст.1 Закона Республики Коми предоставление гражданам, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями, и совместно проживающим с ними членам их семей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения осуществляется органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми.

Порядок и условия предоставления гражданам, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями, и совместно проживающим с ними членам их семей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения утверждаются Правительством Республики Коми.

На сегодняшний день Правительство Республики Коми не определило орган исполнительной власти, уполномоченный на предоставление гражданам единовременной денежной выплаты.

В судебном заседании установлено, что семья истца состоит из четырех человек, включая супругу: Ратиеву Л.Н. (л.д.215), дочь – Ногину Е.В. (л.д.216,217), внука – ****, **.**.** года рождения.

Решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** установлено, что **** является членом семьи Ратиева В.В. (л.д.256).

На основании изложенного суд приходит к выводу о признании права Ратиева В.В. на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом состава семьи четыре человека.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Распоряжение главы муниципального района «****» - руководителя администрации от **.**.** №...-р «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Ратиева В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении признать незаконным и отменить.

Восстановить Ратиева В.В. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в организации ответчика2

Признать право Ратиева В.В. на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом состава семьи четыре человека.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.Н.Шахтарова

Мотивированное решение изготовлено **.**.**.