Об обязании разработать прект освоения лесов к договору аренды лесного участка.



Дело № 2-914/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.

с участием прокурора Коровенко А.В.

при секретаре Чевтаевой Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 27 апреля 2011 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ответчику об обязании разработать проект освоения лесов к договору аренды лесного участка,

УСТАНОВИЛ:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику с требованием обязать ответчика разработать проект освоения лесов к договору аренды лесного участка в срок до **.**.**.

В обоснование своих требований прокурор указал, что проведенной проверкой установлено, что ответчик на основании договора аренды участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры №...-АЗ от **.**.** осуществляет пользование лесным участком общей площадью **** га, расположенным в квартале №... ********** участкового лесничества ГУ РК «****», для строительства и бурения уста разведочно-эксплуатационных скважин №...,№... на **** нефтяном месторождении. Так же установлено, что взятые на себя обязательства по договору аренды участки земель лесного фонда за №...-АЗ от **.**.** по своевременному оформлению проекта освоения лесов (с положительным заключением государственной экспертизы) на указанный лесной участок предприятие ответчика надлежащим образом не исполняет. Неисполнение предприятием ответчика указанных требований лесного законодательства, напрямую затрагивает государственные интересы, а также интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как отсутствие у предприятия ответчика проекта освоения лесов влечет невозможность осуществления обществом на арендованном участке лесного фонда мероприятий направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, в том числе мероприятий направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций (таких как лесные пожары) на лесных участках находящихся в аренде общества, что в свою очередь (в случае возникновения ЧС) может повлечь уничтожение государственного лесного фонда, и неизменно приведет к загрязнению атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей среды и неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, а также, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью, имуществу неопределенного круга лиц? каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории МО МР «Печора» Республики Коми.

Дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика , извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Из представленного представителем ответчика отзыва следует, что исковые требования он признает.

Дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица - Комитета лесов Республики Коми, извещенного о времени и месте судебного заседания. Из пояснений, данных представителем третьего лица Артеевым М.А. в предварительном судебном заседании следует, что исковые требования он поддерживает в полном объеме.

В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал.

Суд, выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

В судебном заседании было установлено:

Согласно уставу предприятия ответчика осуществляет деятельность по добыче, переработке и реализации нефти и нефтепродуктов, проведению геологических работ.

В целях осуществления хозяйственной деятельности на территории МО МР «Печора» Республики Коми предприятие ответчика использует лесные участки на основании договоров аренды, заключенных с Комитетом лесов Республики Коми.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для разработки месторождений полезных ископаемых.

Согласно ст. 43 Лесного кодекса РФ, для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса, лицам, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно ст.81 Лесного кодекса РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся в том числе: установление порядка использования лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с п.10 «Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых», утвержденных приказом МПР РФ от 24.04.2007 года № 109, на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно ст. 12 Лесного кодекса, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Из содержания ст.ст.53 и 55 Лесного кодекса РФ следует, что арендаторы лесных участков на основании разработанных проектов освоения лесов выполняют на арендованных лесных участках обязательные мероприятия предусмотренные «Правилами пожарной безопасности в лесах» (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. за № 417) и «Правилами санитарной безопасности в лесах» (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. за №414) требования которых направлены на обеспечение безопасного использования лесов (обеспечение пожарной и санитарной безопасности), охрану, защиту, и воспроизводство лесов.

Согласно Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности. Указанные меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 615 Гражданского кодекса РФ следует, что Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды.

Согласно п.6.4.3. договора аренды участка земель лесного фонда за №...-АЗ от **.**.** заключенного ответчиком с Комитетом лесов РК следует, что арендатор обязан приступить к использованию лесного участка земель лесного фонда после установления границ этого участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право аренды (договор аренды) и наличии проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение экспертизы. Со дня принятия решения о предоставлении лесного участка в аренду в течение 6 месяцев необходимо представить на рассмотрение комиссии проект освоения лесов и зарегистрированный в установленном порядке договор аренды лесного участка.

Проект освоения лесов является документом, содержащим мероприятия, направленные на обеспечение пожарной и санитарной безопасности в лесах, и как следствие, отсутствие данного документа не позволяет лесопользователю рационально осуществлять деятельность на предоставленном в аренду предприятию ответчика участке лесного фонда, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Требования лесного законодательства направлены на охрану, защиту и воспроизводство лесов и лесных ресурсов, на поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды в целом, соответственно у предприятия ответчика имелась как обязанность, так и возможность оформить в соответствии с действующим законодательством проект освоения лесов к договору аренды участков земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры за №...-АЗ от **.**.** Однако, за длительный период времени предприятием ответчика не были приняты все зависящие от него и изложенные выше действия.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из письменных пояснений представителя ответчика следует, что ответчик является владельцем лицензии СЫК №... на право доразведки и добычи углеводородного сырья на **** месторождении. **.**.** между ГУ РК «****» и ответчиком были заключены договора аренды лесных участков №...-АЗ и №...-АЗ. ответчик в связи с отсутствием финансирования не ведет работы по строительству и бурению куста разведочно-эксплуатационных скважин №..., №... **** месторождения, а так же не осуществляет рубку лесных насаждений на арендованных лесных участках. В настоящее время на **** достигнуто соглашение под финансирование программы ГРР с учетом бурения боковых стволов. Ответчик обязуется в срок до **.**.** разработать проект освоения лесов на лесные участки по указанным договорам аренды с ГУ РК «****», а так же в срок до **.**.** обязуется направить разработанный проект освоения лесов на рассмотрение комиссии Комитета лесов РК с целью положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов.

Согласно постановлению заместителя главного государственного инспектора Республики Коми **** №... от **.**.** «О назначении административного наказания» юридическое лицо – предприятие ответчика было признано виновным в нарушениях, предусмотренных ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

При удовлетворении требований прокурора с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района «Печора» в размере **** (ст. 103 ГПК РФ, по двум требованиям неимущественного характера).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ответчика разработать проект освоения лесов на лесной участок земель лесного фонда общей площадью **** га, расположенный в квартале №... **** участкового лесничества ГУ РК «****», для строительства и бурения куста разведочно-эксплуатационных скважин №...,№... на **** нефтяном месторождении в срок до **.**.**.

Обязать ответчика направить разработанный проект освоения лесов к договору аренды №...-АЗ от **.**.** на рассмотрение комиссии Комитета лесов Республики Коми с целью получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов в срок до **.**.**.

Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Печора» в размере ****.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: О.Г. Порохина

Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2011 года