Об оспаривании решения об исключении из списков на получение жилья.



Дело № 2-1035/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.

при секретаре Сапегиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 2 июня 2011 года дело по заявлению Вавиловой Е.В. к администрации ответчику об отмене распоряжения от **.**.** №..., восстановлении в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях,

У С Т А Н О В И Л:

Вавилова Е.В. обратилась в суд с заявлением к ответчику об отмене распоряжения и.о. руководителя администрации от **.**.** №...-р об исключении истца из списка граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, указывая, что с **.**.** она состояла в списке граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, в очереди «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей». Распоряжением от **.**.** №...-р она была исключена из списка в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ). Распоряжение заявитель считает незаконным, так как не имеет закрепленного жилого помещения, не приобрела право пользования каким-либо жилым помещением; квартира, предоставленная ее опекуну (попечителю), не является благоустроенной.

В судебном заседании заявитель и ее представитель Суродеев А.А. на требовании настаивали.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя администрации муниципального района «Печора». В предварительном судебном заседании представитель заинтересованного лица Холод М.А. требования не признала, пояснив, что жилищные условия заявителя улучшены, поскольку ее опекун (попечитель) получила квартиру на состав семьи, включая заявителя. Кроме этого, заявитель пропустила срок для обращения с заявлением в суд.

Выслушав объяснения заявителя, ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требование основано на законе и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Вавилова Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий ответчика по исключению из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, **.**.** (л.д.11).

Письменное извещение о снятии с учета заявителю был направлен **.**.** (л.д.7).

Заявитель суду пояснила, что учится в ****, является студенткой дневной (очной) формы обучения, приехала в г.Печору **.**.**, в связи с чем письменное извещение она не получила своевременно. О снятии с учета узнала при получении ее бывшим попечителем **.**.** копии извещения о снятии с учета (л.д.7).

Указанные обстоятельства подтверждаются проездным документом, справкой **** от **.**.**

Заинтересованным лицом не представлены доказательства, подтверждающие дату получения заявителем письменного извещения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что срок для обращения с заявлением в суд заявителем не пропущен.

Из обстоятельств дела следует, что Вавилова Е.В. родилась **.**.**. Брак родителей заявителя был расторгнут **.**.**.

**.**.** умерла мать заявителя – ****.

На основании решения исполкома Печорского городского Совета народных депутатов от **.**.** №... **** была назначена опекуном над несовершеннолетней Вавиловой Е.В.

После смерти матери заявитель проживала и воспитывалась в семье опекуна. Жилое помещение за ней не закреплялось, поскольку родители жилья не имели.

Решением **** районного суда ********** от **.**.** отец заявителя – **** был лишен родительских прав в отношении дочери (л.д.10).

На основании постановления ответчика от **.**.** №... **** была поставлена на регистрационный учет для получения благоустроенного жилья после окончания пребывания ее в госучреждении на основании п.2 ст.8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

С **.**.** по **.**.** истец обучается в ****.

Истец проживала и была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: ********** Истец была вселена в данное жилое помещение опекуном ****.

В связи с тем, что семья опекуна проживала в неблагоустроенной квартире, на основании ее заявления от **.**.**, **** на состав семьи, включая Вавилову Е.В., было предоставлено полублагоустроенное жилое помещение по адресу: **********, в которое заявитель вселилась и проживает в настоящее время. Данное обстоятельство подтверждается ордером на жилое помещение №... от **.**.**.

В судебном заседании установлено, что с **.**.** заявитель зарегистрирована по месту жительства в жилом доме по адресу: **********, в котором проживают ее дед и дядя. Заявитель в данное жилое помещение не вселялась и не проживает.

По данным ПМФ ГУП РК «РБТИ» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми за Вавиловой Е.В. в г.Печоре и муниципальном районе «Печора» недвижимого имущества не числится.

Вавилова Е.В. не имеет закрепленного жилого помещения. Она была зарегистрирована в жилых помещения в г.********** и с.********** в связи с тем, что другого жилья не имела.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Таким образом, квартира бывшего опекуна (попечителя) по адресу: ********** является местом временного пребывания Вавиловой Е.В.

При предоставлении указанной квартиры опекуну на состав семьи, включая заявителя, Вавилова Е.В. являлась несовершеннолетней, состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях по другому основанию. Вавилова Е.В. указана в ордере в качестве дочери ****, хотя таковой не являлась. Данная квартира не является благоустроенной.

Суд приходит к выводу, что при предоставлении жилого помещения в ********** по адресу: ********** были нарушены жилищные права Вавиловой Е.В., поскольку она не была обеспечена жилым помещением в соответствии с законом как состоящая в очереди «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей».

Статья 5 Федерального закона также устанавливает, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 13 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ.

Законом Республики Коми № 139-РЗ от 22.11.2010г. органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Положения части 1 статьи 2 указанного Закона предусматривают, что жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.3 ст.9 Закона РК № 139-РЗ от 22.11.2010г. жилые помещения предоставляются гражданам согласно списку.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании представленных доказательств суд приходит к выводу, что истец имеет право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, поскольку является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения.

Право заявителя на внеочередное предоставление жилого помещения не реализовано, требует судебной защиты.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что снятие заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан является незаконным, связи с чем распоряжение ответчика от **.**.** №...-р в отношении заявителя подлежит отмене. Вавилова Е.В. подлежит восстановлению в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в организации ответчика

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Распоряжение ответчика от **.**.** №...-р «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Вавиловой Е.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении отменить.

Восстановить Вавилову Е.В. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в организации ответчика в списке «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.Н.Шахтарова

Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2011 года.