О возложении обязанности выдать индивидуальную программу реабилитации



Дело № 2-1117/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.

при секретаре Сапегиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 30 июня 2011 года дело по иску Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Мамарасулова Д.А. к ФГУ «...» о возложении обязанности выдать индивидуальную программу реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Печорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах Мамарасулова Д.А. к Филиалу ФГУ «...» о возложении обязанности выдать индивидуальную программу реабилитации, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения в ФКУ ИК-... ГУФСИН России ... законодательства о социальной защите инвалидов из числа осужденных было установлено, что в отношении осужденного Мамарасулова Д.А. нарушено право на социальную защиту. В период с **.**.**** по **.**.**** Филиалом г.... ФГУ «...» Мамарасулову Д.А., ..., была повторно установлена ... группа инвалидности, бессрочно. При установлении инвалидности Мамарасулову Д.А. ответчик не разработал и не выдал ему индивидуальную программу реабилитации, в связи с чем инвалид длительное время был лишен возможности получать реабилитационные мероприятия, разработанные компетентными специалистами. В настоящее время указанное нарушение не устранено, у Мамарасулова Д.А. отсутствует индивидуальная программа реабилитации.

В судебном заседании прокурор Дяченко А.В. уточнил исковые требования, просил обязанность по выдаче Мамарасулову Д.А.индивидуальной программы реабилитации возложить на ФГУ «...».

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон.

Из письменного отзыва ответчика ФГУ «...» следует, что он иск не признает как ненадлежащий ответчик, не являющийся правопреемником ранее существовавших бюро (л.д.20).

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.

...

Первичное освидетельствование Мамарасулова Д.А. во МСЭК было проведено с **.**.**** по **.**.****., по результатам которого составлен акт освидетельствования . Установлена ... группа инвалидности на срок до **.**.**** года, с очередным переосвидетельствованием в ... года.

В период с **.**.**** года по **.**.**** года Мамарасулов Д.А. был повторно освидетельствован во ВТЭК, составлен акт освидетельствования . Установлена ... группа инвалидности до **.**.**** года, с очередным переосвидетельствованием в **.**.**** года.

В период с **.**.**** года по **.**.**** года Мамарасулов Д.А. прошел переосвидетельствование в бюро МСЭ, о чем был составлен акт освидетельствования . Установлена ... группа инвалидности на срок до **.**.**** года, с переосвидетельствованием в **.**.**** года.

По результатам переосвидетельствования в период с **.**.**** по **.**.**** года в бюро МСЭ Мамарасулову Д.А. была установлена ... группа инвалидности бессрочно. По итогам данного переосвидетельствования был составлен акт освидетельствования от **.**.****., ...

Судом установлено, что Печорским бюро МСЭ Управления по социальным вопросам ..., установившим Мамарасулову Д.А. ... группу инвалидности бессрочно, индивидуальная программа реабилитации инвалидов разработана не была.

Из письменного отзыва ответчика следует, что ФГУ «...» создано на основании постановления Правительства РФ от **.**.**** «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» и функционирует с **.**.****, в связи с чем истцу необходимо обратиться в бюро Учреждения для освидетельствования с целью разработки индивидуальной программы реабилитации. Данные доводы ответчика судом не могут быть приняты.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 в действующей редакции, определяя государственную политику в области социальной защиты инвалидов, гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10).

В соответствии со статьями 1, 8 указанного Федерального закона, осуществление медико-социальной экспертизы, установление инвалидности и разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов возложена на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

Аналогичные функции возлагались ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции от 23.10.2003 на упраздненную Государственную службу медико-социальной экспертизы (ст. ст. 8 - 11).

В силу статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Во исполнение положений названного Федерального закона Правительством РФ принято Постановление N 95 от 20.02.2006 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", которым утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила), а Министерством здравоохранения и социального развития РФ вынесен Приказ N 379н от 04.08.2008, которым утвержден Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее - Порядок).

Так, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных (п. 2 Правил и п. 4 Порядка).

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий (п. 16 Правил).

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации (пункты 34, 36 Правил, пункты 7, 10 Порядка).

Аналогичный порядок признания граждан инвалидами и разработки программы реабилитации устанавливался утратившим силу Постановлением Правительства РФ N 965 от 13.08.1996.

Статьей 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Пунктом 1 Порядка, утвержденного Приказом Министерством здравоохранения и социального развития РФ N 379н от 04.08.2008, предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2347-р от 30.12.2005, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Таким образом, как усматривается из положений указанных выше нормативных актов, обязанность федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, к которым относится ответчик, по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов не связана с необходимостью подачи инвалидами соответствующих заявлений.

В соответствии с установленными по делу обстоятельствами, истец признан инвалидом бессрочно в установленном законом порядке. Необходимость повторного прохождения инвалидом медико-социальной экспертизы в связи с реорганизацией в системе учреждений медико-социальной экспертизы, законом не предусмотрена.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет (п.9 Порядка).

На основании изложенного суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика ФГУ «...» выдать истцу индивидуальную программу реабилитации.

С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме ... рублей.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать ФГУ «...» выдать Мамарасулову Д.А., являющемуся инвалидом ... группы бессрочно, индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Взыскать с ФГУ «...» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме ....

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.Н.Шахтарова

Мотивированное решение изготовлено 8 июля 2011 года.