Дело № 2-1079/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Печорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Шахтаровой С.Н. при секретаре Сапегиной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 8 июля 2011 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «...» о возложении обязанности обустроить защитную противопожарную полосу, У С Т А Н О В И Л: Администрация городского поселения «...» зарегистрирована в качестве юридического лица. В ходе проведенной Печорской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере предупреждения и тушения пожаров в поднадзорных муниципальных образованиях установлено, что администрацией муниципального образования городского поселения «...» длительное время не устраняются нарушения требований пожарной безопасности. Особую озабоченность вызывает близкое расположение к лесонасаждениям жилых домов в пгт.... в районе ... и отсутствие противопожарного разрыва. Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «...» о возложении обязанности обустроить в районе пер.... в п.... защитную противопожарную полосу шириной 50 м в срок до **.**.****. Судом для участия в деле в качестве третьих лиц привлечены Отдел надзорной деятельности г.... по ... и ГУ ... «...». В судебном заседании прокурор Х. на иске настаивал, уточнил срок обустройства защитной противопожарной полосы - 30 дней с момента вступления решения в законную силу. Представитель ответчика администрации городского поселения «...» Ш. иск не признала. Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению. В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно п.15 ст.69 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. В соответствии с ч.1 ст. 53.1Лесного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ) предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос (п.3 ч.2 ст.53.1 Лесного кодекса РФ). Проведенной проверкой установлено близкое расположение к лесонасаждениям жилых домов в п.... в районе пер.... и отсутствие противопожарного разрыва. Данный факт подтверждается актом проверки №, составленным заместителем главного государственного инспектора г.... по пожарному надзору и государственным инспектором г.... по пожарному надзору **.**.****. Из материалов дела следует, что **.**.**** в Печорской межрайонной прокуратуре состоялось межведомственное совещание по вопросам состояния законности в сфере лесопользования и пожарной безопасности в лесах на территории МО МР «...». После данного совещания по устному распоряжению и.о. главного лесничего- руководителя ГУ «...» лесничим Левобережного участкового лесничества совместно с представителем администрации городского поселения «...» было проведено обследование участков, на которых необходимо создание противопожарных разрывов, на предмет принадлежности данных участков к землям лесного фонда. В результате обследования выяснилось, что из всех участков только один входит в состав земель лесного фонда, а именно участок, расположенный около домов № и № по пер. ... в пгт..... По данным обследования указанного участка лесничим Левобережного участкового лесничества были определены объемы древесины на участке, предназначенном для создания противопожарного разрыва шириной 15 метров. При повторном осмотре указанного участка, по поручению суда от **.**.****, проведенном Отделом надзорной деятельности *** в присутствии лесничего Левобережного участкового лесничества, параметры участка были уточнены в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, то есть ширина определена в размере 50 метров. Учитывая важность создания противопожарных разрывов, минерализованных полос вокруг населенных пунктов, Комитет лесов *** разработал «Порядок организации работ по созданию противопожарных разрывов на лесных участках, примыкающих к границам населенных пунктов», согласно положениям которого Комитет лесов *** по проверенным перечням населенных пунктов муниципальных образований муниципальных районов, с указанием линейных параметров объектов противопожарного обустройства по каждому населенному пункту, дает указание руководителям лесничеств организовать отвод лесных участков для разрубки просек и противопожарных разрывов, при условии оплаты работ по отводу администрациями МО МР. Лесничества, в свою очередь, по материалам отвода готовят материалы для выставления на аукцион. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 4(3) Закона Республики Коми от 27.12.2006 № 136 « О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» (в ред. Закона РК от 16.04.2009 N 30-РЗ) к исключительным случаям осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений на неарендованных лесных участках относятся, в том числе, заготовка древесины при проведении санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий. Согласно ч.1 ст.77 Лесного кодекса РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса. Судом установлено, что **.**.**** руководителем администрации городского поселения «...» в адрес ГУ ... «...» было направлено письмо исх. № с просьбой разъяснить возможные действий со стороны администрации для решения вопроса вырубки древесины на землях лесного фонда в связи с необходимостью устройства противопожарной полосы между лесным массивом и объектами жизнедеятельности населения. Поскольку на момент получения данного письма еще не был определен порядок организации работ по созданию противопожарных разрывов на лесных участках, примыкающих к границам населенных пунктов, ГУ «...» рекомендовало администрации городского поселения «...» для решения данного вопроса обратиться в Комитет лесов .... Из ответа Комитета лесов Республики Коми от 18.03.2011г. № 04/1220 следует, что для организации аукциона и оформления лесного участка, выставляемого на аукцион, администрация городского поселения «Кожва» предоставляет в Комитет лесов Республики Коми обоснованную заявку и документацию на создание противопожарной полосы. Противопожарное расстояние должно соответствовать «Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности». Организация и проведение аукционов, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений осуществляется в соответствии со ст.ст.75-80 Лесного кодекса РФ. Юридическое лицо, заключившее по результатам аукциона договор купли- продажи лесных насаждений, производит вырубку леса и устройство противопожарной полосы (л.д.23). Таким образом, для предотвращения перехода огня в пожароопасный период с леса на жилые дома жителей пгт.... администрации городского поселения «...» необходимо в районе пер.... пгт.... обустроить защитную противопожарную полосу шириной 50 метров. Указанные нарушения противопожарных требований могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории муниципального образования городского поселения «...» .... Нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного Правилами пожарной безопасности в РФ, или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также документами, содержащими требования пожарной безопасности, создает угрозу жизни и здоровью людей. В соответствии с п.9 ст.9 Устава муниципального образования городского поселения «Кожва» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (л.д.12). Доводы представителя ответчика о том, что к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, а в данном случае участок, на котором должна быть произведена вырубка леса, не находится в границах пгт...., судом не принимаются, поскольку противопожарные разрывы должны быть обустроены для пгт.... Установлено, что аукцион на вырубку леса на участке объявлен на **.**.****. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности обустроить в районе переулка ... в пгт.... защитную противопожарную полосу шириной 50 метров в срок до **.**.****. На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию городского поселения «...» в срок до **.**.**** обустроить в районе переулка ... в пгт.... г.... ... защитную противопожарную полосу шириной 50 метров. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий: С.Н.Шахтарова Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2011 года.