О признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; обязании включить в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях



Дело № 2-1482/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.

с участием прокурора Блиновой Т.В.

при секретаре Чевтаевой Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 05 сентября 2011 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах Бусовой С.А. к администрации муниципального района «Печора» о включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда и предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Бусовой С.А. с иском к администрации муниципального района «Печора» о признании незаконным отказа администрации муниципального района «Печора» в предоставлении Бусовой С.А. жилого помещения по договору социального найма и включении ее в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда; обязании включить в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях; обязании предоставить вне очереди Бусовой С.А. благоустроенное жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование требований указал, что истец является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней было закреплено жилое помещение, которое в настоящее время признано непригодным для проживания, иного жилья она не имеет. Соответственно, имеет право на предоставление жилья по договору социального найма вне очереди.

В судебном заседании прокурор настаивал на иске.

Представитель отдела опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию исковые требования поддержал.

Дело рассматривается в отсутствие истца, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика - администрации МО МР «Печора», извещенного о времени и месте судебного заседания, представившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Из письменного отзыва, представленного в суд, следует, что исковые требования ответчик не признает в связи с невозможностью исполнения.

Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании было установлено:

Бусова С.А. родилась **.**.**.

Отец истицы - Б.А.А. умер **.**.**. Мать истицы –Б.Л.Я. решением Печорского городского суда от **.**.** была лишена родительских прав в отношении истицы, а **.**.** умерла.

Бусова С.А. являлась воспитанницей Детского ********** (ранее школа-интернат №...)

На основании постановления главы администрации ********** за Бусовой С.А. было сохранено право пользования квартирой, расположенной по адресу: **********.

На основании договора на передачу квартир в собственность граждан от **.**.** ********** в ********** была приватизирована на Бусову С.А. и ее сестру Б.А.А. по ? доле в праве собственности за каждой.

Актом Городской межведомственной комиссии №... от **.**.** было установлено, что ********** в ********** не пригоден для проживания, ремонт экономически нецелесообразен.

Актом Городской межведомственной комиссии №... от **.**.** было установлено, что ********** в ********** является аварийным и подлежит сносу.

По сведениям администрации МО МР «Печора» Бусова С.А. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состояла и не состоит.

В **.**.** года истец окончила обучение в Профессиональном училище №... **********, после окончания учебы жилым помещением не была обеспечена.

В настоящее время истец проживает по адресу: **********.

По данным ОУФМС России по РК в г.Печоре Бусова С.А. зарегистрирована по адресу ********** (Детский **********)

Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (Печорский отдел) следует, что за Бусовой С.А. числится ? доля в праве собственности на ********** в **********.

По сведениям Печорского отдела Управления Росреестра по ********** за Бусовой С.А. объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Приказом Агентства РК по социальному развитию от **.**.** №... Бусовой С.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории дети - сироты и дети, оставшиеся без попечении родителей по причине непредставления полного пакета документов, подтверждающих аварийность закрепленного жилого помещения. Таким образом, истец не была включена в список нуждающихся в получении жилых помещений по формальному основанию (недостаточность представленных документов), а не в связи с отсутствием права на постановку на учет.

Исходя из ответов администрации МО МР «Печора» от **.**.** в адрес директора НПО Профессиональное училище №... и от **.**.** в адрес главы администрации Семейкинского сельского поселения, Бусова С.А. не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилых помещений в связи с тем, что за ней закреплено приватизированное жилое помещение, находящееся в муниципальном жилищном фонде, а согласно Закону Республики Коми от 22.11.2010 года № 139-РК жилые помещения предоставляются лицам, имеющим закрепленное ветхое жилье частного жилищного фонда, к которым, по мнению ответчика, истица не относится.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз.3 ч.1 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 13 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ.

На основании Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года № 229 «О некоторых вопросах, связанных с реализацией на территории Республики Коми законодательства в области опеки и попечительства и жилищного законодательства» Агентство Республики Коми по социальному развитию определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по выполнению с **.**.** полномочий в области опеки и попечительства.

Согласно подпункту 37 пункта 5 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 11 августа 2009г. № 91, Агентство в соответствии с возложенными на него полномочиями и функциями в установленной сфере деятельности осуществляет принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ведение указанного учета и принятие решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" (далее-Закон) c 01.01.2011 года органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления) были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания (далее - закрепленное жилое помещение), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее- граждане).

Согласно ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, у истца имеется закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда. От того, в каком доме (муниципальном или ином) находится приватизированное (частное) жилое помещение не зависит изменение вида жилищного фонда, к которому относится квартира, закрепленная за истцом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцу необоснованно было отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и она подлежит включению в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения.

Кроме этого, в собственность истца ********** в ********** была предана в **.**.** году, истец в то время была несовершеннолетней, соответственно, поддерживать в надлежащем состоянии свою квартиру она не имела возможности, следовательно, ее вины в приведении жилого помещения в непригодное для проживания состояние не имеется. Также, первоначально указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания в **.**.** году, т.е. до достижения истцом совершеннолетия.

Соответственно, истец имеет право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как по окончании образовательного учреждения истица жилым помещением обеспечена не была, закрепленного жилья истец также не имеет.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Закона жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.

Суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на администрацию муниципального района «Печора».

Таким образом, жилое помещение должно быть предоставлено истцу в г.Печоре Республики Коми, должно быть благоустроенным применительно к условиям г.Печора.

При этом, общая площадь предоставляемого жилого помещения, с учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенной в постановлении от 11.07.2011 года, должна быть не менее социальной нормы - 33 кв.м.

Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ администрации муниципального района «Печора» в предоставлении Бусовой С.А. жилого помещения по договору социального найма и включении ее в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

Обязать администрацию муниципального района «Печора» включить Бусову С.А. в льготный список граждан – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда.

Обязать администрацию муниципального района «Печора» предоставить вне очереди Бусовой С.А. в г. Печора Республики Коми на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Печоры Республики Коми, по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий О.Г. Порохина

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2011 года