Дело № 2-1342/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Печорский городской суд Республики Коми В составе председательствующего судьи Порохиной О.Г. при секретаре Балашовой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 01 сентября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению ГОУ ВПО «ВК» Министерства обороны Российской Федерации к Киричанскому В.В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, У С Т А Н О В И Л: ГОУ ВПО «ВК» Министерства обороны Российской Федерации обратилась в суд с иском к Киричанскому В.В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку в размере **** рублей **** копеек, расходов по оплате государственной пошлины в сумме **** рублей **** копеек, указывая, что c **.**.** по **.**.** Киричанский В.В. проходил военную службу по призыву, с **.**.** по **.**.** по контракту, на 5 факультете ВК по специальности «Применение средств инженерно-криптографического анализа» в воинском звании «рядовой» на воинской должности курсанта. **.**.** Киричанский В.В. добровольно заключил с Министерством обороны Российской Федерации контракт о прохождении военной службы на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания. Приказом начальника ВК от **.**.** №... (по строевой части) Киричанский В.В. был отчислен от обучения в академии в связи с невыполнением условий контракта (по нежеланию учиться). Приказом начальника ВК от **.**.** №... (по строевой части) Киричанский В.В. с **.**.** был исключен из списков личного состава академии. В настоящее время Киричанский В.В. уволен с военной службы по истечению установленного срока прохождения военной службы по призыву (1 год) и направлен для постановки на воинский учет в Военный комиссариат г. Печора Республики Коми, по месту жительства до призыва. Дело рассматривает в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя истца, ответчика Киричанского В.В., извещенных о времени и месте судебного заседания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В письменном отзыве ответчик Киричанский В.В. исковые требования не признал, не согласился с размером взыскиваемой суммы. В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Константинова Н.В. возражала против удовлетворения заявленных требований истца. Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований истца. В судебном заседании было установлено: Согласно выписке из приказа от **.**.** Киричанский В.В. был зачислен на первый курс в ВК (л.д.11). **.**.** Киричанский В.В. заключил с Министерством обороны Российской Федерации контракт о прохождении военной службы на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания (л.д.14). Приказом начальника ВК от **.**.** №... (по строевой части) Киричанский В.В. был отчислен от обучения в академии в связи с невыполнением условий контракта (л.д.12). Приказом начальника ВК от **.**.** №... (по строевой части) Киричанский В.В. с **.**.** был исключен из списков личного состава академии (л.д.13). Согласно представленному истцом расчету, размер стоимости средств, затраченных на военную или специальную подготовку Киричанского В.В. составляет **** рубля **** копейки (л.д.9). В судебном заседании представитель ответчика суду пояснила, что ответчик проходил обучение в ГОУ ВПО «ВК» Министерства обороны РФ. **.**.** с ним был заключен контракт на прохождение военной службы. **.**.** действие контракта прекращено, в связи с тем, что ответчик перевелся в другое образовательное учреждение. В период с **.**.** по **.**.** он проходил службу по призыву, что прямо указано в иске. Соответственно, спорные правоотношения возникают с **.**.**, со дня заключения контракта. Согласно ч. 4 ст. 32 ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части. В данном случае контракт заключен с **.**.**, а требования звучат с **.**.**, что является незаконным. Фактически контракт действовал 2 месяца, а расчет произведен чуть меньше, чем за 2 года. Расчет должен быть произведен пропорционально за 2 месяца. С **.**.** Киричанский В.В. поступил учиться, был курсантом. Он считался проходящим службу по призыву и 2 года проходил службу до заключения контракта, то есть до **.**.** Часть 7 ст. 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает порядок взыскания расходов по контракту. При службе по призыву расходы государства не подлежат возмещению. Возможно, ответчик закончил бы обучение, но понял, что это не его специальность. Он был уволен со службы именно по своему желанию, нарушений правил внутреннего распорядка не было. Киричанский В.В. был отчислен не за виновные действия. Считает, что требования в таком размере предъявлены необоснованно. В письменном возражении на отзыв ответчика представитель истца не согласился с доводами о том, что период взыскания с ответчика средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку начинается с **.**.**, а не с периода прохождения Киричанским В.В. военной службы по призыву. Пояснил, что возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку осуществляется с ответчика Киричанского В.В. за период **.**.** по **.**.** включительно, так как на момент зачисления его в ВК он был несовершеннолетним и только **.**.** им был подписан контракт о прохождении военной службы, в котором он взял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере **** руб. 00 коп. за один год. В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовским профессиональном образований» граждане Российской Федерации свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином Российской Федерации военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32,34,35, пункт 10 статьи 38). Следовательно, взыскание средств осуществляется не за обучение и не за службу по призыву, а за военную или специальную подготовку за весь период обучения. В соответствии с п.7 ст.35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е», и «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ N 402 от 25 июня 2007 года утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования (далее - Методика). При этом в Методике дано определение военной или специальной подготовки, а именно: военная или специальная подготовка является составной частью основной профессиональной образовательной программы, определяемой в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, квалификационными требованиями, предъявляемыми к военно-профессиональной подготовке выпускников по соответствующим специальностям и специализациям. В соответствии с п.2-7 Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований, перечень которых перечислен. Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав вышеуказанных расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений. Период, на который определяются данные расходы, составляет один финансовый год. Порядок заключения контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования предусмотрен ст.35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В соответствии с п.2 ст. 35 указанного Федерального закона граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования заключают новый контракт о прохождении военной службы. Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в указанные образовательные учреждения заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения. Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования. Согласно Федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 352, система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и(или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 129-О-О п. 7 ст.35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства. Согласно Методикам расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России, утвержденным приказом Министра обороны РФ N 434 от 08 августа 2008 года, сумма подлежащих взысканию с Киричанского В.В. денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку, составляет **** рубля **** копеек. При этом суд уточняет сумму, которая подлежит взысканию с ответчика, так как размер суммы, указанной в иске рассчитан неверно, т.е. по формуле ТЗ = **** рублей*(1+11/12) = **** рублей -сумма, подлежащая ко взысканию. Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что взыскание сумм за бесплатное образование недопустимо, судом не принимаются, так как взысканию подлежат денежные средства, затраченные не в целом на обучение, а на военную или специальную подготовку, которая является частью учебной программы. При этом, Методикой предусмотрено взыскание сумм из расчета всего периода обучения (с момента зачисления), а не с момента заключения контракта. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ГОУ ВПО «ВК» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании с ответчика Киричанского В.В. денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по делу, состоящие из суммы госпошлины, уплаченной истцом, суд возлагает на ответчика. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с Киричанского В.В. в пользу ГОУ ВПО «ВК» Министерства обороны Российской Федерации средства, затраченные на военную или специальную подготовку в размере **** рубля **** копеек. Взыскать с Киричанского В.В. в пользу ГОУ ВПО «ВК» Министерства обороны Российской Федерации уплаченную государственную пошлину в размере **** рублей **** копеек. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий О.Г. Порохина Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2011 года.