Дело № 2-1423/2011 г. Печорский городской суд Республики Коми В составе председательствующего судьи Порохиной О.Г. при секретаре Чевтаевой Е.Е. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 05 сентября 2011 года дело по исковому заявлению Глинянко Ю.А. к ГУ-РО по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за **.**.** год, о возложении обязанности предоставить санаторно-курортную путевку за **.**.** год или выплатить денежную компенсацию стоимости путевки за **.**.** год, взыскании компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Первоначально истец обратился в суд с иском к ГУ - РО по Республике Коми в лице филиала №... об обязании ответчика предоставить путевку на санаторно - курортное лечение за **.**.** год, либо компенсировать стоимость путевки в денежном выражении, для приобретения ее за наличный расчет. В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просил обязать ГУ-РО по Республике Коми, Министерство финансов РФ предоставить санаторно-курортную путевку за **.**.** год или выплатить денежную компенсацию стоимости путевки за **.**.** год, взыскать денежную компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за **.**.** год, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование своих требований истец указал, что является инвалидом по общему заболеванию с **.**.** года. Соцпакет на **.**.** год истец сохранил и предоставил в Филиал №... ГУ-РО по РК справку от участкового врача ЛПУ «Печорская ЦРБ» с медицинскими рекомендациями о необходимости санаторно-курортного лечения. С **.**.** года и до момента обращения в суд с иском путевку на санаторно-курортное лечение не получил. Дело слушается в отсутствии третьего лица ГУ –УПФ РФ в городе Печоре РК в порядке ст.167 ГПК РФ. В судебном заседании истец настаивал на уточненных исковых требованиях, просил их удовлетворить. Представитель ответчика ГУ - РО по Республике Коми Хозяинова С.В. исковые требования не признала. Представитель ответчика Министерства финансов РФ Черепанова О.А. исковые требования не признала. Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично. В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обеспечение санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», производится за счет средств федерального бюджета. В соответствии со статьей 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999года №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги и, в частности, путевки на санаторно-курортное лечение, предоставляемое в целях профилактики основных заболеваний. В соответствии со статьей 6.3 ФЗ учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статьей 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством РФ ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. Отсюда следует, что если санаторно-курортная путевка не была предоставлена гражданину в текущем календарном году и если право на получение льгот сохранялось, это право у гражданина переходит на следующий календарный год. Законом №178-ФЗ право на первоочередное обеспечение какой - либо из льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением не установлено. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют все обозначенные в Законе №178-ФЗ категории граждан в равной степени. Организация предоставления путёвок возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации, который обеспечивает граждан указанной категории путёвками на санаторно-курортное лечение в пределах межбюджетных трансфертов, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год (согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 28.11.2009г. № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»). Приобретение путёвок на санаторно-курортное лечение осуществляется Региональным отделением Фонда в рамках выделенных ассигнований путём проведения процедур в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (открытый конкурс, запрос котировок). Так как финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется исключительно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, соответственно, обязанность по обеспечению отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение является расходным обязательством Российской Федерации (п.1 Порядка финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. №864). Обязательства Фонда социального страхования Российской Федерации в этой части ограничены объемом средств федерального бюджета, предназначенных на эти цели. В целях реализации ст. 6.3. Закона №178-ФЗ приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №328 был утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее — Порядок №328). Согласно п. 3.1. обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В соответствии с пунктами 3.3., 3.6. и 3.7. Порядка №... путевки на санаторно- курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации на основании заявления гражданина и справки для получения путевки по форме №070/у-04, которая утверждена приказом Минздравсоцразвития России от S 22.11.2004г. №256. Предоставление путёвок гражданам-получателям набора социальных услуг _ осуществляется в порядке очерёдности по дате подачи заявления с учётом профиля лечения, указанного в справке для получения путёвки. Одновременно с получением в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных1 документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или - направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта (п.4.3. Порядка №328). В соответствии с абз. 3 п. 1.5. Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004г. №256 (далее - Порядок №256), срок действия справки для получения путевки составляет 6 месяцев. Справка носит предварительный информационный характер и представляется больным вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение по месту предоставления путевки, где и хранится в течение трех лет (абз. 3 п. 1.6. Порядка №256). Из материалов гражданского дела следует, что общий объём ассигнований на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению санаторно-курортного лечения по Региональному отделению Фонда на **.**.** год составил **** рублей. Филиалу №... РО в **.**.** году было распределено 304 путевки, в том числе для льготной категории граждан 235 и 69 сопровождающим лицам. На **.**.** год объем ассигнований на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению санаторно-курортного лечения по РО составил **** рублей (на Республику Коми). На эти средства РО приобретено 1770 путевок. По состоянию на **.**.** выдано 1132 путевки, в том числе 158 путевок для сопровождающих лиц. В РО состоят на учете более 6000 граждан-получателей набора социальных услуг, подавших заявление на предоставление путевки. В филиале №... на **.**.** на учете стоят 664 граждан – получателей набора социальных услуг, которые ожидают путевки, в том числе 405 человек, которые подали заявления до **.**.**. Глинянко Ю.А. является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена бессрочно. **.**.** Глинянко Ю.А. подал заявление на предоставление путевки в **.**.** году по профилю лечения «органы кровообращения» с приложением справки для получения путевки от **.**.** №.... Право на санаторно-курортное лечение имеется у Глинянко Ю.А. и в настоящее время. **.**.** Глинянко Ю.А. подал заявление на предоставление путевки в **.**.** году, датированное **.**.**, с приложением справки из ЛПУ от **.**.**. Исходя из показаний представителя ответчика и материалов гражданского дела, РО не смог предоставить путевку на санаторно-курортное лечение Глинянко Ю.А. в **.**.** году. Требования о предоставлении путевки за **.**.** год преждевременны, так как календарный год еще не закончился, возможно, до конца года путевка будет предоставлена. Гражданам льготной категории, которые не были обеспечены путевками в **.**.** году, в предоставлении путевки на СКЛ не отказано. На **.**.** Глинянко Ю.А. числится в общей очереди федеральных льготников под №..., по профилю лечения «Болезни системы кровообращения» под №.... Ведение внутренней очереди внутри Филиала №... РО по РК нормами действующего законодательства не предусмотрено. При предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение Филиал №... придерживается той очереди, которая существует, то есть по дате подачи заявления. В то же время наличие этой очереди не лишает истца права на обращение в суд с иском о возложении обязанности на ответчика предоставить путевку на санаторно - курортное лечение. Поскольку право на получение санаторно-курортного лечения истцом не утрачено, суд полагает необходимым обязать РО по РК в лице Филиала №... предоставить Глинянко Ю.А. путевку на санаторно-курортное лечение. В этой части требования истца являются законными и подлежат удовлетворению. Из вышеизложенного следует, что количество лиц, имеющих право на получение в **.**.** году санаторно-курортной путевки, значительно превышало количество путевок, приобретенных РО в рамках выделенных ассигнований. Ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение, а также выплата компенсации гражданину за проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 6.3 Закона №178-ФЗ допускается отказ гражданина от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1,1.1 и 2 части 1 ст.6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1,1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона. Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости. Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации является государственным внебюджетным Фондом. В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. №101 (далее - Положение о Фонде), Фонд социального страхования Российской Федерации, исполняя различные функции, управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Положением о Фонде, а также ст. 143, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ установлено, что денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью, денежные средства Фонда социального страхования Российской Федерации не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, изъятию не подлежат и используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о Фонде. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст.38 Бюджетного кодекса РФ). Обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, санаторно-курортным лечением, за счет иных средств, которыми управляет Фонд социального страхования Российской Федерации, противоречит нормам действующего законодательства. По изложенным обстоятельствам требования истца о выплате денежной компенсации взамен предоставления в натуре путевки на санаторно-курортное лечение за **.**.** и за **.**.** год удовлетворению не подлежат. Исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда в связи с с непредоставлением ему путевки в **.**.** году удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. если это предусмотрено законом. Между истцом и РО по РК сложились отношения по предоставлению набора социальных услуг, которые носят имущественный характер. Действующим законодательством не предусмотрено взыскание компенсации морального вреда из отношений, связанных с правом граждан на получение набора социальных услуг. Таким образом, из анализа исследованных материалов гражданского дела суд приходит к выводу, что требования Глинянко Ю.А. подлежат частичному удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Обязать ГУ - РО по Республике Коми предоставить Глинянко Ю.А. путевку на санаторно-курортное лечение. Исковые требования Глинянко Ю.А. к ГУ - РО по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за **.**.** год и за **.**.** год, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий: О.Г. Порохина Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2011 года.