О признании незаконным решения мэрии и приказа Департамента о снятии с учёта, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий



Дело № 2-1493/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Литвиненко С.К.

при секретаре Зубаревой Н.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 07 сентября 2011 года дело по жалобе Журавлева О.И. о признании незаконным решения мэрии ********** и приказа Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии ********** о снятии Журавлева О.И. и членов его семьи с учета, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства,

У С Т А Н О В И Л:

Журавлев О.И. обратился в суд с жалобой о признании незаконным решения мэрии ********** и приказа Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии ********** (далее ДОС мэрии **********) о снятии Журавлева О.И. и членов его семьи с учета, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в **********. Свои требования заявитель основывает на том, что он и члены его семьи являются участниками программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» с **.**.**. На основании приказа №... от **.**.**, изданного Директором Департамента организации строительства и жилищной политики Мэрии ********** заявитель и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с решением жилищной проблемы по пп. «г» п.26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Данный Приказ и решение городской комиссии от **.**.**, послужившее основанием для снятия заявителя и членов его семьи с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявитель считает незаконным.

В судебном заседании Журавлев О.И., Ж.Т.С.., Ж.Е.О. на жалобе настаивали, доводы, изложенные в жалобе, поддержали.

Дело рассматривается в порядке ст. 257 ГПК РФ в отсутствие представителей мэрии **********, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии **********, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом (л.д.79-82). Отзыв имеется в материалах дела (л.д.50-55).

Суд, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

Журавлев О.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации (л.д.10-14).

Согласно приказа командира **** по личному составу №... от **.**.** майор Журавлев О.И. уволен с военной службы с зачислением в запас по подпункту «А» пункта 1 ст. 51 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службы» (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с правом ношения военной формы одежды) (л.д.97).

Приказом командира ********** по строевой части №... от **.**.** майор Журавлев О.И. с **.**.** исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения, направлен на учет в Печорский ОГВК **********. Календарная выслуга лет составила 27 лет 09 месяцев (л.д.98).

Журавлеву О.И. **.**.** выдано удостоверение на право пользования льготами, предусмотренными Законом РФ «О статусе военнослужащих», Закона РФ «О ветеранах» (л.д.96).

П.14 ст. 15 Закона РФ от 27.05.1998 г. №76 –ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

**.**.** Журавлев О.И. обратился с заявлением к меру ********** о постановке на очередь для получения жилого помещения на основании п.14 ст.15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», как военнослужащего, уволенного с военной службы по возрасту на состав семьи четыре человека и был поставлен на учет (л.д.94-96, 99-103, 107-108).

На момент постановки заявителя в очередь на получение жилья в ********** Журавлев О.И. и члены его семьи проживали в служебном жилом помещении – **********, другого жилого помещения не имели и данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются письменными материалами дела (л.д.99-103).

**.**.**, **.**.** в адрес Журавлева О.И. из ДОС мэрии ********** направлялись извещения о предоставлении определенных документов, которые необходимы при решении вопроса для получения средств федерального бюджета на приобретение жилья (л.д.15,16).

Как установлено в судебном заседании, заявитель и его супруга – Ж.Т.С.., **.**.** приватизировали **********, общей площадью **** кв.м. по 1/2 доле каждый (л.д.29).

Городской комиссией по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» ДОС мэрии ********** от **.**.** принято решение о снятии Журавлева О.И. в составе семьи из трех человек с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с решением жилищной проблемы, в соответствии с подпунктом «г» пункта 26 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы …», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. №1054 (л.д.85).

На основании Приказа директора ДОС мэрии ********** от **.**.** №... Журавлев О.И. и члены его семьи, всего четыре человека, сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с решением жилищной проблемы (л.д.91).

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы заявителя и заинтересованных лиц – Ж.Т.С., Ж.Е.О. о том, что мэрия ********** и ДОС мэрии ********** не имели права снимать их с очереди на получение жилья в **********, так как они встали на учет до **.**.**, их избранным местом жительства является **********, и в том случае, если им будет предоставлено жилое помещение в **********, которое их устроит, то они передадут приватизированную ими **********, администрации, судом не принимаются в силу следующего.

П.8 Правил "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.** N 1054 (ред. от **.**.**, с изм. от **.**.**) установлено, что право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз.

На основании п.12 данных Правил, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

В соответствии подпунктом «г» п. 26 данных Правил, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

г) решения жилищной проблемы.

Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. №76 –ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.

В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания Журавлева О.И. нуждающимся в получении жилья в **.**.** г.

Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от **.**.** N 189-ФЗ (ред. от **.**.**) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.

Доводы заявителя о том, что их избранным местом жительства является **********, что является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, является несостоятельным, так как данное основание рассматривается при постановке военнослужащего и граждан на учет по улучшению жилищных условий (п. 7 Правил).

Постановлением мэрии ********** №... от **.**.** установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 17 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д.109).

Решением Совета МР «Печора» от **.**.** №... установлена учетная норма жилого помещения – 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Норма предоставления жилого помещения – не менее 13 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

Как следует из материалов дела в **********, общая площадь которой составляет **** кв.м., значатся зарегистрированными по месту жительства три человека: Журавлев О.И., Ж.Т.С.., Ж.Е.О. (л.д.68-70). Общая площадь занимаемого семьей Журавлевых жилого помещения превышает учетную норму – 10 кв.м. на одного члена семьи и норму предоставления – 13 кв.м. по **********, а также превышает учетную норму – 12 кв.м. на каждого члена семьи и норму предоставления – 17 кв.м. по **********.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте организации строительства и жилищной политики мэрии **********, принятого Решением Муниципалитета ********** от **.**.** №..., Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии ********** является структурным подразделением мэрии **********, осуществляющим полномочия мэрии ********** по вопросам, связанным с организацией строительства на территории города и жилищными правоотношениями. В соответствии с п.1.2 Положения, Департамент обладает правами юридического лица (л.д.37-41).

Согласно раздела 3 Положения о Департаменте организации строительства и жилищной политики мэрии **********, основными функциями Департамента являются распределение жилые помещения муниципального жилищного фонда; формирует единый городской список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном нормативными правовыми актами **********; организует ведение учета военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также вдов военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений и избравших постоянное место жительства **********; осуществляет функции, связанные с подготовкой необходимых документов для выдачи государственных жилищных сертификатов отдельным категориям граждан (п.п.3.13 – 3.15 Положения л.д.39).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение городской комиссии ДОС мэрии ********** от **.**.** и Приказ ДОС мэрии ********** №... от **.**.** о снятии Журавлева О.И. и членов его семьи (всего четыре человека) с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий приняты уполномоченным органом, в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Оснований для признании их незаконными и подлежащими отмене не имеется.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу Журавлева О.И. о признании незаконным решения мэрии ********** и приказа Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии ********** о снятии Журавлева О.И. и членов его семьи с учета, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.К. Литвиненко.

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2011 года.