Дело № 2-1211/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Печорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Литвиненко С.К., при секретаре Зубаревой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 12 сентября 2011 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах Чуб Л.М. к Управлению ****, Государственному учреждению ********** «Ц» о признании незаконными действий по отказу в предоставлении Чуб Л.М. скидки 100% на оплату занимаемого жилого помещения, возложении обязанности возместить расходы по предоставлению коммунальных услуг ООО «Т» и ОАО «Э», У С Т А Н О В И Л: Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Чуб Л.М. к Управлению **** о признании незаконными действия Управления **** по отказу в предоставлении Чуб Л.М. с **.**.** года скидки 100 процентов на оплату занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ********** обязать Управление **** возместить расходы по предоставлению коммунальных услуг по **********, организации - ООО «Т» в сумме **** рублей, организации – ОАО «Э» - в сумме **** рублей (т.1. л.д.3-7). Заявлением от **.**.** Печорский межрайонный прокурор изменил исковые требования, просил обязать ГУ РК «Ц» возместить расходы по предоставлению коммунальных услуг по ********** организации ОАО «Э» за оплату потребляемой электроэнергии за период с **.**.** по **.**.** в сумме **** рублей, организации ООО «Т» - в сумме **** рублей в обоснование иска указав, что в соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Чуб Л.М. является педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности. С **.**.** Чуб предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, проживающему в сельском населенном пункте, вышедшему на пенсию и имеющему стаж работы не менее 10 лет в образовательном учреждении, расположенном в сельском населенном пункте. В нарушении требований действующего законодательства (Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, Закона Республики Коми от 12.11.2004г. №55 – РЗ «О социальной поддержке населения РК»), Чуб Л.М. в неполной мере были предоставлены меры социальной поддержки в виде 100% льготы по оплате коммунальных услуг по оплате за электроэнергию за период с **.**.** по **.**.** г. в сумме **** рублей организации ОАО «Э», организации ООО «Т» за теплоэнергию, холодное водоснабжение, отвод ГВС, вывоз ТБО за период с **.**.** по **.**.** в сумме **** рублей, чем нарушаются права Чуб Л.М. на предоставление 100% - ой скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ставит Чуб в неравное положение по сравнению с другими педагогическими работниками, вышедшими на пенсию (т.1 л.д.116-118). В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Блинова Т.В. на измененном иске настаивала. Уточнила сумму подлежащую возмещению в пользу ООО «Т», просила обязать возместить расходы по предоставлению коммунальных услуг по ********** (наниматель Чуб Л.М.) организации ООО «Т» в сумме **** рублей, указав, что при производстве расчетов ошибочно была взята сумма всех начислений, а истец имеет льготу только по отоплению. Представители ответчика Государственного учреждения ********** «Ц» - Куличев Д.А., Королева Т.Н., полномочия которых подтверждены доверенностями (т.2 л.д. 29,62), иск не признали, считают себя ненадлежащим ответчиком на том основании, что ГУ РК «Ц» оказывает меры социальной поддержки данной категории льготников только с **.**.**, а в оспариваемый истцом период данные льготы предоставлялись Управлением ****». Размер сумм расходов, подлежащих возмещению ООО «Т» и ОАО «Э», не оспаривают. Представитель третьего лица ОАО «Э» - Якубинская Л.С., полномочия которой подтверждены доверенностью (т.2 л.д. 28), требования истца поддержала и пояснила, что по ********** (наниматель Чуб Л.М.) за период с **.**.** по **.**.** действительно имеется задолженность по оплате за электроэнергию в сумме **** рублей. Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Агентство ****. Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца – Чуб Л.М. (согласно заявления т.1 л.д.58), ответчика Управления ****, третьих лиц - Агентства ****, ООО «Т», извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (т.2 л.д.59-61). Управление ****», третье лицо - Агентство **** свои доводы изложили письменно (т.1 л.д.64-65, т.2 л.д.38-43). Заслушав пояснения помощника Печорского межрайонного прокурора Блиновой Т.В., представителей ответчиков, 3-го лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Чуб Л.М., проживающая по настоящее время в сельской местности, являясь нанимателем жилого помещения по адресу: **********, имеет стаж педагогической работы образовательного учреждения в поселке ********** более 10 лет, уволена по п.1 ст. 33 КЗоТ РФ по сокращению штатов **.**.** С **.**.** по **.**.** работала санитаркой ********** врача общей практики МУ «П», и данные обстоятельства сторонами не оспариваются (т.1 л.д.8-10, 59-60). В настоящее время Чуб Л.М. продолжает проживать в сельской местности – **********, что подтверждается письменными материалами дела (т.1 л.д. 11-12, 62). Согласно сведений, представленных Печорским УПФР **********, Чуб Л.М. является получателем пенсии по старости с **.**.** На **.**.** размер пенсии Чуб Л.М. составляет **** рублей (т.1 л.д.13, 57). Решением Печорского городского суда от **.**.**, вступившим в законную силу, за педагогическими работниками образовательных учреждений, врачами, провизорами и т.д., работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа ********** РК признано право на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением независимо от размера занимаемого жилого помещения всеми членами семьи (т.2 л.63-64). Решением Печорского городского суда от **.**.**, вступившим в законную силу, на МУП «**********» возложена обязанность произвести Чуб Л.М. перерасчет стоимости коммунальных услуг за период с **.**.**. по **.**.**. с учетом её права на бесплатное жилье и отопление, путем направления в МУ «РС» распоряжения об осуществлении перерасчета (т.2 л.д.65-66). Как следует из отзыва ответчика Управления ****» (т.1. л.д.64-65), Чуб Л.М., как неработающий пенсионер с **.**.** имела меры социальной поддержки в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения и в пределах установленных нормативов потребления на основании Решения Совета ********** от **.**.** №.... С **.**.**, в соответствии с Решением Совета ********** от **.**.** №..., неработающие пенсионеры – педагоги имеют право на 100% освобождение от уплаты за пользование теплоэнергией и электроэнергией и этим право Чуб пользовалась. С **.**.** по **.**.**. меры социальной поддержки Чуб Л.М. предоставлялись в соответствии с законодательными актами, принятыми на муниципальном уровне. Как следует из материалов дела задолженность перед ОАО «Э» за электроэнергию по ********** в ********** (наниматель Чуб Л.М.) за период с **.**.** по **.**.** составляет **** рублей (т.1 л.д.40-45), что сторонами не оспаривается. Из выписки лицевого счета квартиросъемщика Чуб Л.М, предоставленного ООО «Т» за период с **.**.** г. по **.**.** г. по ********** в ********** за теплоэнергию было начислено к оплате **** рублей, предоставлена льгота по оплате за отопление на сумму **** рублей, размер не предоставленной льготы за отопление составляет **** рублей (**** = ****) (т.2 л.д. 67-69). В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. При этом согласно статье 8 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» N 189-ФЗ от **.**.** до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами. Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от **.**.** N 12-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, как указывается в его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, решения задачи приведения системы социальной защиты лиц, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой и обязывает субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, вводить эффективные механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, предоставлять им возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений. Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007г. № 322-О-П отметил, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения. Таким образом, Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не предполагалась отмена льготы, гарантированной статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, - в нем не содержатся положения, препятствующие реализации предоставленного указанным лицам права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения подобного рода ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. В соответствии с ч. 1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением (плата за наем), за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжение (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, электроснабжение и отопление (теплоснабжение). Установленные данной частью меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Указанный Закон Республики Коми направлен на реализацию предписаний Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также иных федеральных законодательных актов, закрепляющих полномочия субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан мерами социальной поддержки в условиях перехода к новой системе социальной защиты населения. При этом, как следует из указанного Закона Республики Коми, закрепляя круг педагогических работников, обеспечиваемых мерами социальной поддержки, органы законодательной и исполнительной власти Республики Коми исходили из того, что на федеральном уровне какие-либо нормативные правовые акты, которые предусматривали бы предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам, осуществлявшим педагогическую деятельность в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа) не принимались. Наряду с указанными нормативно-правовыми актами право педагогических работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением предусмотрено Постановлением Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986г. №203, утвердившего перечень проживающих в сельской местности и рабочих поселках Коми АССР работников просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, которым предоставляются бесплатно коммунальные услуги. Постановлением Правительства Республики Коми от 18.10.2004 года № 177 было признано утратившим силу Постановление Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986г. №203 "О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках". В последующем Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2007 года № 313 внесены изменения в Постановление Правительства Республики Коми от 18.10.2004 №177 и дополнено словами "за исключением третьей колонки приложения №2 к Постановлению в части перешедших на пенсию педагогических работников". В абзаце "д" п. 23 третьей колонки приложения №2 Постановления Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986г. № 203 указано на необходимость распространения на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие подпункта "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255, которым закреплено право указанных работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003г. N 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете. Решением Совета Муниципального района «Печора «О внесении изменений в решение Совета муниципального района «Печора» от 05.07.2007 г. № 4-3/37 «О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселка городского типа муниципального образования муниципального района «Печора» от 28 мая 2010 г. № 4-23/448 были внесены следующие изменения: пункт 2 абзац 4 был изложен в следующей редакции – «Установленные данным пунктом меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками муниципальных образовательных учреждений, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» (т.1. л.д.85-86,97). Федеральным законом от 29.12.2010 г. №439 «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», вступившим в силу в 2011 году, ФЗ «Об образовании» был дополнен положением, согласно которому размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. В целях реализации федерального законодательства, в часть 1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" внесены изменения. Предусматривающие предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений в РК, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, а также вышедшим на пенсию. Учитывая вышеприведенные нормы закона, и принимая во внимание, что Чуб Л.М. продолжает в настоящее время проживать в сельской местности, является получателем пенсии и имеет стаж работы не менее 10 лет в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, ранее пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, суд приходит к выводу о том, что Чуб Л.М. имеет право на меры социальной поддержки применительно к абз. 2 ч. 1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми". Предоставление мер социальной поддержки обусловлено наличием права на них, реализация которых зависит от волеизъявления обладателя этого права. Как следует из материалов дела Чуб Л.М. на протяжении длительного периода времени систематически обращалась в Управление ****, МУП «****», Печорскому межрайонному прокурору и в суд с заявлением о предоставлением мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, и данные меры Чуб предоставлялись, но не в полном объеме, а только в тех размерах, которые были приняты на муниципальном уровне, чем было нарушено федеральное законодательство, дающее истцу право на 100% льготу по оплате жилого помещения, отопления и освещения. В целях восстановления нарушенного права истца Чуб Л.М. на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения по ********** в ********** в полном объеме, как это предусмотрено законом «Об образовании», Печорский межрайонный прокурор просит обязать Государственное учреждение ********** «Ц» возместить расходы по предоставлению коммунальных услуг по ********** (наниматель Чуб Л.М.) организации ОАО «Э» за электроэнергию в сумме **** рублей, организации ООО «Т» за отопление в сумме **** рублей. Размер расходов подлежащих возмещению вышеуказанным организациям представителями ответчика ГУ РК «Ц» не оспаривается. Судом данный расчет проверен и принимается. Доводы ответчика Управления ****», изложенные в отзыве, о том, что поскольку Чуб Л.М. с **.**.** по **.**.** месяцы **.**.**. работала, то данная льгота в этот период времени ей была не положена, судом не принимается, поскольку, Чуб Л.М. с **.**.** является получателем пенсии по старости. Наличие дополнительного дохода, кроме пенсии, не лишает Чуб права пользоваться льготами, предусмотренными для педагогов, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности. Как следует из объяснений представителя ответчика ГУ РК «Ц» Куличева Д.А., с **.**.** данные меры социальной поддержки оказываются Чуб Л.М. в полном объеме их учреждением. В соответствии с подпунктом 16 пункта 5 «Положения об Агентстве ****», Указом Главы РК от **.**.** N 91, Агентство организует в установленном порядке предоставление мер социальной поддержки лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми, гражданам пожилого возраста, ветеранам и инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей, ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семьям, имеющим детей (в том числе многодетным семьям), жертвам политических репрессий, предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий иным категориям граждан в соответствии с законодательством Республики Коми и законодательством Российской Федерации в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению установленных федеральными законами мер социальной поддержки. Доводы третьего лица - Агентства ****, изложенные в отзыве на иск (т.2 л.д.38-43), о том, что данные расходные обязательства были не урегулированы законодательно и частично исполнялись за счет средств местного бюджета и поэтому не могут быть расходным обязательством субъекта РФ за период до **.**.**, а должны быть возложены на органы местного самоуправления, судом не принимаются по вышеизложенной аргументации. Поскольку предметом деятельности Государственного учреждения ********** «Ц» является предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то обязанность возместить расходы по предоставлению коммунальных услуг по ********** (наниматель Чуб Л.М.) организации ОАО «Э» в сумме **** рублей, организации ООО «Т» в сумме **** рублей должна быть возложена именно на данного ответчика. В иске к Управлению ****» следует отказать. При удовлетворении заявленных требований с ответчика ГУ РК «Ц» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме **** рублей (ст. 103 ГПК РФ). Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Государственное учреждение ********** «Ц» возместить расходы по предоставлению коммунальных услуг по ********** (наниматель Чуб Л.М.) организации ОАО «Э» в сумме **** рублей (**** рубля **** копеек), организации ООО «Т» - в сумме **** рублей (**** рубля **** копейки). Взыскать с Государственного учреждения ********** «Ц» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме **** рублей (**** рублей). В иске Печорского межрайонного прокурора к Управлению ****» отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд РК в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий: С.К. Литвиненко. Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2011 г.