О признании незаконным отказа в предоставлении педагогическому работнику мер соц.поддержки; обязании предоставить меры соц. поддержки



Дело№2-1203/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

В составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,

При секретаре Басовой С.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре

19 сентября 2011года дело по иску Ребус М.Г. к ГУ РК «Ц», Агентству **** о признании незаконным отказа в предоставлении Ребус М.Г., как педагогическому работнику, мер социальной поддержки, предусмотренных ст.18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12 ноября 2004года №55-РЗ; обязании предоставить меры социальной поддержки, как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, начиная с **.**.**, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Ребус М.Г. обратилась в суд с иском к ГУ РК «Ц» о признании незаконным отказа в предоставлении ей, как педагогическому работнику, мер социальной поддержки, предусмотренных ст.18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12 ноября 2004года №55-РЗ; обязании предоставить меры социальной поддержки, как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, начиная с **.**.**, взыскании судебных расходов. В обоснование своих требований истица указала, что является педагогическим работником, имеет педагогический стаж с **.**.**, в том числе с **.**.** работает в ООШ №... **********. Зарегистрирована по постоянному месту жительства в ********** с **.**.**. Как педагогический работник до **.**.** получала меры социальной поддержки. С **.**.** в предоставлении указанных мер было отказано, поскольку Ребус М.Г. является гражданкой **********, имеет вид на жительство иностранного гражданина.

Судом в качестве соответчика привлечено Агентство **** (л.д.126).

В судебном заседании дело слушается в отсутствии истицы в порядке ст.167 ГПК РФ. Ранее Ребус М.Г. свои исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель истца адвокат Мартынова Л.Н. настаивала на удовлетворении иска.

Представители ответчика ГУ РК «Ц» исковые требования не признали. Письменный отзыв ответчика размещен на л.д.94-96.

Дело слушается в отсутствии представителя соответчика Агентства **** в порядке ст.167 ГПК РФ. Письменный отзыв Агентства размещен на л.д.145-147.Соответчик исковые требования Ребус М.Г. не признал.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования законными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 14 Договора о создании Союзного государства (от 8 декабря 1999 года) граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства –участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.

В соответствии со статьей 18 Договора (л.д.161) к совместному ведению Союзного государства и государств-участников относятся, в частности:

-развитие науки, образования, культуры;

-согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;

-обеспечение равных прав в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий.

Имеется Договор от 25 декабря 1998 года между Российской Федерацией и ********** о равных правах граждан (л.д.93),однако нормами указанного договора спорные правоотношения не регулируются.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992года №3266-1 в редакции от 18.07.2011года №242-ФЗ Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

2. Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон:

разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

В соответствии со статьей 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12 ноября 2004года №55-РЗ (в редакции от 22.02.2011года №14-РЗ) настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми.

Статья 18 Закона №55-РЗ регулирует меры социальной поддержки специалистов государственных учреждений Республики Коми (образования, культуры, здравоохранения, ветеринарной службы, физической культуры и спорта), а также педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа:

1(1). Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

(в ред. Закона РК от 22.02.2011 N 14-РЗ)

1) оплата в размере 100 процентов за пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций;

(п. 1 в ред. Закона РК от 04.05.2008 N 37-РЗ)

2) оплата в размере 100 процентов указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда;

3) оплата в размере 100 процентов указанным специалистам коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда;

4) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.

Для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - оплата в размере 100 процентов твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости приобретенного твердого топлива для отопления жилого помещения и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива.

Указанные в настоящем пункте меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Установленные данной частью меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.

Из анализа федерального и республиканского законодательства следует, что закон Республики Коми не может ограничивать действие Федерального закона.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее: Ребус М.Г. является гражданином **********. Документом, удостоверяющим её личность, является вид на жительство иностранного гражданина (л.д.18).

Истица работает учителем начальных классов в муниципальном общеобразовательном учреждении «основная образовательная школа №...» ********** в **.**.** по настоящее время (л.д.41).Проживает с семьей в сельской местности. Ребус М.Г. зарегистрирована по месту жительства до **.**.** (л.д.19).Является пенсионеркой, право на пенсию признано в судебном порядке.

На руках Ребус М.Г. имеется удостоверение, выданное ответчиком ГУ РК «Ц»(л.д.13) от **.**.**, согласно которого предъявитель настоящего удостоверения имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

**.**.** Ребус М.Г. обратилась в ГУ РК «Ц» о предоставлении мер социальной поддержки, как педагогический работник, проживающий в сельской местности (л.д.58).

ГУ РК «Ц» обращается в Агентство **** с просьбой разъяснить :имеют ли право на меры социальной поддержки граждане ********** на основании договора между Российской Федерацией и ********** «О равных правах граждан» от 25 декабря 1998года (л.д.59).

Согласно ответа Агентства **** от **.**.** педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, имеющим вид на жительство, являющимся гражданами **********, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не могут быть предоставлены (л.д.61).

До **.**.** меры социальной поддержке истице фактически предоставлялись, что подтверждено материалами гражданского дела.

Согласно справки Печорского отделения ОАО «К» от **.**.** с **.**.** по **.**.** Ребус М.Г. предоставлялась льгота в размере 100% на неё одну, так как она была в списке специалистов ; согласно списку №... от **.**.**, предоставленному МУ «О», Ребус М.Г. переведена из списка специалистов в списки педагогов и предоставлена льгота по оплате э/энергии на всех членов семьи с **.**.**.(л.д.113).

ОАО «Т» предоставляла Ребус М.Г. льготу «работник отдела образования» на основании письма отдела образования, данная льгота предоставлялась с **.**.** по **.**.**, льгота распространялась только на самого льготника (л.д.128).

С **.**.** обязательства на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, будут предоставляться в денежной форме, в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств республиканского бюджета Республики Коми через ГУ РК «Ц» (л.д.135).

Льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг Ребус М.Г. пользовалась по **.**.**, приложены карточки на начисление льгот за **.**.** (л.д.137-140,142).

Спор о праве Ребус М.Г. на меры социальной поддержки возник только после того, как данный вопрос стал относиться к компетенции ГУ РК «Ц».В ходе проверки ответчик пришел к выводу, что право не меры социальной поддержки у Ребус М.Г. не определяется.

Таким образом, из анализа фактических материалов дела, норм права суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований. Закон субъекта РФ не может ограничивать права, предоставленные гражданину федеральным законодательством. Закон РФ «Об образовании» не содержит прямых ограничений в отношении иностранных граждан. Иностранные граждане могут работать в федеральных, республиканских и муниципальных образовательных учреждениях. С учетом того, что ранее на протяжении **.**.** годов истица пользовалась правом на меры социальной поддержки, заработала пенсию в РФ, проживает и продолжает работать в системе образования в сельской местности, имеет соответствующее удостоверение, суд полагает возможным поддержать правовую позицию стороны истца по настоящему гражданскому делу.

ГУ РК «Ц» несет самостоятельную гражданско-правовую ответственность перед Ребус М.Г.,поскольку пользуется правами юридического лица. Предоставление мер социальной поддержки осуществляется непосредственно через ГУ РК «Ц», поэтому в иске к Агентству **** следует отказать.

Агентство **** может нести субсидиарную ответственность при недостаточности денежных средств по неисполненным обязательствам ГУ РК «Ц» (пункт 1.4 Устава -л.д.66).

Судебные расходы подлежат удовлетворению за счет ГУ РК «Ц» в соответствии со ст.98 и ст.100 ГПК РФ, принимаются в размере : **** рублей-составление искового материала, **** рублей- участие адвоката в судебных заседаниях.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ ГУ РК «Ц» в предоставлении Ребус М.Г., как педагогическому работнику, мер социальной поддержки, предусмотренных ст.18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12 ноября 2004года №55-РЗ.

Обязать ГУ РК «Ц» предоставить с **.**.** Ребус М.Г., как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 18 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12 ноября 2004 года №55-РЗ.

В иске к Агентству **** отказать.

Взыскать с ГУ РК «Ц» в доход муниципального образования муниципального района «Печора» расходы по государственной пошлине в размере ****(****) рублей.

Взыскать с ГУ РК «Ц» в пользу Ребус М.Г. судебные расходы в размере **** (**** ) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья М.В.Бородулина

Мотивированное решение изготовлено на ПК 28 сентября 2011года