Об обязании привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства РФ водоотведение посёлка.



Дело №2- 1511 /2011года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

В составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,

При секретаре Басовой С.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре

03 октября 2011года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «П» и Администрации сельского поседения «Ч» об обязании привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства РФ водоотведение поселка **********,

У С Т А Н О В И Л:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации муниципального района «П» и Администрации сельского поседения «Ч» об обязании привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства РФ водоотведение поселка **********. В обоснование своих требований прокурор указал, что **** природоохранной межрайонной прокуратурой совместно с представителями **** территориального управления Феде­рального агентства РФ по ****, специалистами **** город­ского комитета по **** и территориального отдела Управления Федеральной службы в **** (****) по РК в ********** по обращению гражданина К.О.М. по факту сброса неочищенных сточных (кана­лизационных) вод с жилых домов ********** была прове­дена проверка. Проведенной проверкой установлено, что хозяйственно-бытовые сточные воды с трех жилых домов, расположенных по ********** в **********, сбра­сываются без очистки и обеззараживания на рельеф местности, на расстоя­нии 15-20 метров от уреза воды правого берега реки **** в пре­делах территории геологического заказника республиканского значения «С». Канализационная насосная станция №..., расположенная по ад­ресу **********, в аренду сторонней организации не передавалась, и до настоящего времени числится на балансе администрации МО МР «П».

Проведенной проверкой установлено, что хозяйственно-бытовые сточные (канализационные) воды от жилых домов №... по ********** не проходят необходимую механическую и биологическую очистку и через канализационные колодцы попадают в водоохранную зону ********** территорию геологического заказника республиканского значения «С».

В связи с изложенным прокурор просил:

1. Обязать администрацию муниципального образования муниципаль­ного района «П» в срок до **.**.** произвести финансирование работ по строительству станции обеззараживания (обезвреживания) сточных вод, обеспечивающей качество очистки хозяйственно-бытовых стоков (канализационных вод) от жилых домов №... по **********, а также финансирование работ по строительству (реконструкции) канализа­ционной насосной станции, расположенной по адресу: **********­ная, **********, обеспечивающей подачу хозяйственно-бытовых стоков на стан­цию обеззараживания (обезвреживания).

2. Обязать администрацию муниципального района сельского поселе­ния «Ч» в срок до **.**.** организовать водоотведение от жилых домов №... по ********** в соответствии с нормами при­родоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

3. Обязать администрацию муниципального образования муниципаль­ного района «П» в срок до **.**.** заключить договор со сторонней организацией на обслуживание канализационной насосной станции №..., рас­положенной по адресу: **********А., а также введенной в эксплуатацию станции обеззараживания (обезвреживания) хозяйственно- бытовых сточных вод.

В ходе рассмотрения гражданского дела с учетом требования суда прокурор изменил свои исковые требования.

В измененных исковых требованиях (л.д.92-94) прокурор просил обязать Администрацию муниципального образования муниципального района «П» в срок до **.**.** выполнить в полном объеме следующие мероприятия:

-обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды при сбросе хозяйственно-бытовых стоков (канализационных вод) от жилых домов №... по ********** в ********** в реку **** на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды ;

-произвести строительство станции обеззараживания (обезвреживания) сточных вод, обеспечивающих качество очистки хозяйственно-бытовых стоков (канализационных вод) от жилых домов №... по ********** в **********,а также строительство (реконструкцию) канализационной насосной станции, расположенной по адресу:**********обеспечивающей подачу хозяйственно-бытовых стоков на станцию обеззараживания (обезвреживания),исключив воздействие на водный объект реки **** сверх установленных нормативов. Кроме этого прокурор просил обязать администрацию сельского поселения «Ч» в срок до **.**.** организовать водоотведение от жилых домов №... по ********** в ********** в соответствие с нормами природоохранного и санитарно –эпидемиологического законодательства (л.д.94).

В судебном заседании пом. прокурора Макарова Н.С. измененные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МР «П» Гамлий О.С. исковые требования не признала.

Дело слушается в отсутствии представителя ответчика администрации СП «Ч» в порядке ст.167 ГПК РФ.

Предстаивтель третьего лица Печорского городского комитета по **** Верхорубов А.А. исковые требования поддержал.

Предстаивтель третьего лица ООО «Т» Малышева Н.М. исковые требования прокурора не поддержала.

Дело слушается в отсутствии третьего лица территориального отдела Управления **** в РК в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. По общему правилу формулирование требований по иску – это обязанность стороны истца. При этом решение суда должно быть законным, обоснованным Решение суда не должно вызывать затруднений при его исполнении.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее: ранее жилой фонд, включающий три жилых 60-квартитрных дома и 72-квартирное общежитие военного городка №... войсковой части №...,канализационная насосная станция №...,сети водоснабжения протяженностью493 метра, сети канализационные протяженностью 551 метр использовались войсковой частью №....

Распоряжением Правительства РФ от 09.12.1999 №2053-р был утвержден перечень объектов, передаваемых из федеральной собственности в государственную собственность Республики Коми.

На основании распоряжения Главы Республики Коми от 29 марта 2000 года №415-р указанные объекты были переданы в муниципальную собственность от **** КЭЧ района и поставлены на учет в казну МО МР «П».

Проведенной проверкой установлено,что хозяйственно-бытовые сточные воды с трех жилых домов, расположенных по **********, сбра­сываются без очистки и обеззараживания на рельеф местности, на расстоя­нии 15-20 метров от уреза воды правого берега реки ****, в пре­делах территории геологического заказника республиканского значения «С».

Аварийное состояние системы канализации п. ********** и сброс неочищенных сточных вод происходит в течение продол­жительного периода времени, что подтверждается экспертным заключением от **.**.** (л.д.8), актом №... проведения мероприятий по государственному контролю от **.**.** (л.д.10),предписанием №... от **.**.** (л.д.14),другими письменными доказательствами, не оспаривается сторонами.

В соответствии с договором аренды имущества №... от **.**.**, заключенного между Комитетом по **** муниципального района «П» и обществом с ограниченной ответственностью «Т», в аренду последнему передано муниципальное недвижимое имущество- сеть канализационная, 551 п.м., пст. **********(дл.д.28).Канализационная насосная станция №..., расположенная по ад­ресу ********** в аренду сторонней организации не пе­редавалась, и до настоящего времени числится на балансе администрации МОМР «П».

В соответствии со ст.ст. 3, 39 Водного кодекса РФ использование вод­ных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируе­мые ими очистные сооружения.

Согласно п. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, количество веществ и микро­организмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очи­стке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допус­тимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов (п.п. 1 п. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ).

Согласно п. 3.1 Методических указаний МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утвержденных Глав­ным государственным санитарным врачом РФ 27.12.1999г., сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окру­жающей среды, в т.ч. поверхностных пресных и морских вод, подземных во­доносных горизонтов, питьевой воды и почвы, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций с фекально - оральным механизмом передачи.

Пункт 3.2 Методических указаний МУ 2.1.5.800-99 относит к наиболее опасным в эпидемическом отношении хозяйственно-бытовые сточные воды, отличающиеся высоким уровнем микробного загрязнения на фоне значи­тельной концентрации взвешенных частиц и органических веществ. А имен­но могут содержать патогенные микроорганизмы - возбудители таких ин­фекций, как холера, брюшной тиф, паратиф А и В, сальмонеллезы, дизенте­рия, вирусные гепатиты А и Е, полиомиелиты 1-3 типов и другие энтерови- русные и аденовирусные заболевания, амебиаз, лямблиоз, лептоспироз, бру­целлез, туляремия, туберкулез, гельминтозы, кампилобактериозы.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используе­мые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунк­тов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологиче­ских, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биоло­гических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанав­ливаются санитарными правилами.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засо­рения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации согласованные с органами, осуществляющими государственный са­нитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (ч. 4 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на­селения»).

В соответствии с п. 63 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. №167, запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены пре­дельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.

Согласно пункту 4.1. и 4.1.2. Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов 2.4-.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000 г., в целях охраны водных объектов от загряз­нения не допускается: сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно - бытовые, поверхностно - ливневые и т.д.), которые могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обезза­раживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сель­ском хозяйстве. Не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод: в черте населенных пунктов.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 24 ФЗ «Об особо охраняемых при­родных территориях», собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных за­казников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны. Так согласно п. 5 Положения «О государ­ственном природном заказнике республиканского значения «С», утвержденного Постановлением Совета Министров РК от **.**.** №..., на территории заказника запрещается хозяйственная и иная деятель­ность, если она противоречит целям создания заказника, в том числе запре­щается сброс сточных и дренажных вод в р. ****.

В соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации са­моуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения по­селения относится организация в границах поселения водоснабжения населе­ния, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно пункту 4 статьи 8 Устава муниципального образования сель­ского поселения «Ч» к вопросам местного значения относится орга­низация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Водоотведение –это технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей их передачей на очистные сооружения канализации(л.д.14).

Система коммунального водоотведения – это комплекс инженерных сооружений для сбора, транспортировки, очистки, обработки сточных вод и последующего отведения очищенных сточных вод в водные объекты(л.д.141).

Сточные воды-это воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые, сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического,горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций)-л.д.137.

Обеззараживание сточных вод-это обработка сточных вод с целью удаления из них патогенных и санитарно –показательных микроорганизмов (л.д.138).

Судом допрошен в качестве специалиста заместитель руководителя по производству ООО Т» В.В.А.,который показал(л.д.123),что на сегодняшний день в п.********** имеются канализационные сети, приемные колодцы самотечные. Все самотеком течет в водный объект. Канализационные сети заканчиваются за поселком, а далее все течет ручьем. Канализационная насосная станция есть. Она представляет собой стакан высотой 8-10 метров, находится в полуразрушенном состоянии. О герметичности стакана говорить не приходится, так как его никогда не использовали. КНС не вводилась в эксплуатацию, сети канализации не заведены на КНС. Сооружение КНС-пустое, оборудование там никогда не ставилось.КНС не имеет фундамента. Военные планировали строить этот объект, но ничего сделано не было.

Начальник производственного отделу МУП «Г» Э.И.Г., допрошенный в качестве специалиста,показал,что жилой комплекс в п.********** не канализован.Необходимо соблюдение определенной технологии: канализационные колодцы, канализационная станция, очистные сооружения, система обеззараживания, после сброс в объекты. Очистка сточных вод -это обязательное условие перед сбросом их в водоем.

Технический паспорт на здание канализационной насосной станции в поселке ********** размещен на л.д. 73-74.

Согласно Долгосрочной муниципальной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории муниципального района «П» (2011-2015 года» исполнителем программы является Отдел по муниципальному хозяйству и промышленности администрации МР «П». В качестве целевых индикаторов (показателей) программы указаны, в частности, строительство очистных сооружений (приобретение установок СБО,КОС);строительство (реконструкция канализационных сетей(л.д.77). Конкретные населенные пункты в программе не отражены.Объемы и источники финансирования-это бюджетные средства МР «П», средства республиканского бюджета и средства предприятий,организаций.Посокльку КНС в разрушенном состоянии, но имеется собственник имущества, в соответствии со ст.ст.209-210 ГК РФ и вышеуказанной долгосрочной программой вышеуказанный собственник обязан обеспечить строительство указанного муниципального объекта. В этой части требования прокурора являются законными и обоснованными.

Обеззараживание сточных вод осуществляется различными способами ( механическая очистка, биологическая очистка и т.д.) При обсуждении вопроса о строительстве станции обеззараживания (обезвреживания) сточных вод участники процесса пришли к мнению, что необходимо обеспечить строительство канализационных очистных сооружений(КОС) в поселке **********, как указано в долгосрочной муниципальной целевой программе «Охрана окружающей среды на территории муниципального района «**********» (2011-2015года)».В программе применен термин КОС (канализационные очистные сооружения).В связи с изложенным суд полагает необходимым уточнить требования, заявленные прокурором, возложив на администрацию МР «П» обязанность по обеспечению строительства канализационных очистных сооружений в **********.

По пункту 1 измененных исковых требований суд полагает :обязать Администрацию МР «П» совместно с Администрацией сельского поселения «Ч» в двенадцатимесячный срок с даты вступления в законную силу решения суда разработать и обеспечить в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства выполнение комплекса мероприятий по приему сточных вод от жилых домов №... по ********** в ********** Коми, транспортировку указанных сточных вод, их очистку (обеззараживание), обработку сточных вод и последующее отведение очищенных сточных вод в водные объекты. На Администрацию МР «П» указанная обязанность возлагается как на собственника (весь жилой фонд находится в ведении Администрации МР «П») в соответствии со статьями 209-210ГК РФ. На администрацию СП «Ч» указанная обязанность возлагается, поскольку вопросы водоотведения относятся к компетенции поселений.

Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию МР «П» совместно с Администрацией сельского поселения «Ч» в двенадцатимесячный срок с даты вступления в законную силу решения суда разработать и обеспечить в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства выполнение комплекса мероприятий по приему сточных вод от жилых домов №... по ********** в **********, транспортировку указанных сточных вод, их очистку ( обеззараживание), обработку сточных вод и последующее отведение очищенных сточных вод в водные объекты.

Для выполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в области водоотведения обязать Администрацию МР «П» в срок до **.**.**:

-обеспечить строительство канализационных очистных сооружений в **********;

-обеспечить строительство канализационной насосной станции в **********.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья М.В.Бородулина

Мотивированное решение суда изготовлено на ПК 5 октября 2011года