о предоставлении жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, взыскании судебных расходов



Дело № 2-1629/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«07» ноября 2011 года г. Печора

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи М.В. Гусаровой

при секретаре судебного заседания Н.Б. Зубаревой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатовой Л.Е. к "П" о предоставлении жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Игнатова Л.Е. обратилась в суд с иском к "П", ООО «Г» о предоставлении жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания. В обоснование иска указала, что она зарегистрирована по адресу: **********. Данный дом **.**.** года постройки, по состоянию на **.**.**. имеет 100% износа, имеется акт "Ж" от **.**.** о признании дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. В квартире покосившиеся потолки, местами просевший пол, семья вынуждены пользоваться электронагревательными приборами, т.к. в доме холодно. Полы поражены гнилью и просели, электропроводка неисправна. Дочь истицы страдает бронхиальной астмой из-за проживания в таких условиях. Истица просит обязать ответчика предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение в **********, взыскать понесенные судебные расходы.

Истица, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовала, согласно телефонограмме ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании **.**.** на исковых требованиях настаивала. Дала пояснения согласно исковому заявлению. Указала, что квартиру по адресу: ********** приобрел её муж в **** году, на момент приобретения квартира была в нормальном состоянии. В настоящее время на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в "П" и на учете, как малоимущая, не состоит. Ранее она, как сирота состояла в "П" в очереди на получение жилья, в ****. ей была предоставлена трехкомнатная квартира в **********. Данную квартиру она поменяла на квартиру по адресу: ****. После чего из-за проблем со здоровьем дочери, по совету врачей переехать в деревянный дом, они купили квартиру **********. При осмотре квартира была в нормальном состоянии, они обращались в "Б", где им сказали, что квартира не находится в аварийном состоянии, и что ее можно покупать. В дальнейшем в данной квартире стало невозможно проживать, у дочери развилась бронхиальная астма.

Представитель ответчика "П", надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал. Представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.115).

Третьи лица Игнатов Ю.В., Игнатов Р.Ю. в судебном заседании не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно телефонограмме ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, третьих лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Жилищный кодекс РФ относит к полномочиям органов государственной власти РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; делегирует Правительству РФ полномочия по установлению порядка признания и подлежащим сносу или реконструкции (ст.ст.12,13,32).

В соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно пункту 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с п.3 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В судебном заседании установлено, что по данным "Б" в ********** числится домовладение - **** года постройки, 2-этажное, IV - группы капитальности, на балансе УМП «З», 66% износа по состоянию на **.**.**. (л.д.110). По справке «"Б"» по состоянию на **.**.** дом ********** находится на балансе муниципальной казны (л.д.111).

Согласно акту "Ж" №... от **.**.**, жилой дом по адресу: ********** является аварийным и подлежит сносу (л.д.6-7).

Квартира №... дома ********** зарегистрирована на праве собственности за Игнатовым Ю.В. на основании договора купли-продажи от **.**.** (л.д.94)

Из технического паспорта жилого помещения №... в ********** в ********** следует, что по состоянию на **.**.**. фактический износ составляет 66% (л.д. 95-96).

Согласно п.5 договора купли-продажи от **.**.** покупатель Игнатов Ю.В. удовлетворен качественным состоянием квартиры (№... **********), установленным путем внутреннего осмотра квартиры перед заключением данного договора, и не обнаружил при осмотре каких-либо дефектов и недостатков, о которых ему не сообщил продавец (л.д.105). Из п.3 акта приема-передачи недвижимости по договору купли-продажи следует, что при передаче указанной квартиры осмотрена сантехника, отопительные радиаторы, общее состояние квартиры (потолки, стены, двери, окна, трубы). Техническое состояние жилого помещения – пригодное для проживания. Игнатов Ю.В. к техническому состоянию квартиры претензий не имеет (л.д.106).

В квартире ********** зарегистрированы по месту жительства пять человек: Игнатов Ю.В., Игнатова Л.Е., И.А.Ю., Игнатов Р.Ю., И.Е.М. (**** истицей установлена опека над ней от **.**.**.) (л.д.21)

Истица Игнатова Л.Е. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации муниципального района не состояла и не состоит (л.д.65).

По данным ГУ РК «Ц» Игнатова Л.Е. и члены ее семьи не имеют статуса малоимущей семьи (л.д.66).

Из сообщения "П" следует, что Игнатовой Л.Е., как гражданину, относящемуся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на состав семьи 4 человека, в соответствии с постановлением администрации ********** от **.**.** №... было предоставлено жилое помещение по адресу: **********, общей площадью **** кв.м., жилой площадью **** кв.м. (ордер №... от **.**.**.) (л.д. 117-118). В связи с чем истица была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в "П". Данную квартиру истица продала, приобретя квартиру **********, которую впоследствии также продала, тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия, переехав проживать уже в ветхое жилье по **********.

Согласно справке ФГУП "Б" последняя инвентаризация дома, расположенного по адресу: ********** производилась **.**.** Процент износа на эту дату составлял 62 %. **.**.** производилось обследование дома "Ж" с участием работника "Б", после чего процент износа составил 66%. С **.**.** г. инвентаризация дома не проводилась (л.д.92).

В материалах дела имеется акт №... от **.**.**, составленный "Ж", из которого следует, что жилой дом ********** отнесен к категории непригодных, имеются дефекты, которые не могут быть устранены технически и их устранение экономически нецелесообразно (л.д.108-109).

По сообщению "К" в соответствии с актом "Ж" №... от **.**.** жилой дом, расположенный по адресу: ********** признан непригодным для проживания, решение о сносе данного жилого дома не принималось (л.д.112).

Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с ч.1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Частью 2 ст.7 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что отношения по предоставлению жилья собственникам жилых помещений, признанных в установленном законом порядке непригодными для проживания, регулируются статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой определена процедура решения данного вопроса.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Порядок обеспечения собственников жилых помещений в многоквартирном доме в случае признания в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не предусматривает предоставление собственнику жилого помещения другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

В данном случае при решении вопроса о предоставлении собственнику иного жилого помещения следует руководствоваться положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).

Судом установлено, что решения об изъятии земельного участка, на котором расположен дом **********, а также квартиры №... в данном доме, органом местного самоуправления не принималось. Соглашение о выкупной цене жилого помещения и по другим условиям выкупа между собственником жилого помещения и органом местного самоуправления отсутствует.

Собственник жилого помещения третье лицо Игнатов Ю.В. и истица Игнатова Л.Е. с членами ее семьи права на предоставление другого жилого помещения по договору социального найма, в связи с непригодностью занимаемого жилого помещения, по заявленному основанию не имеют.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Таким образом, Игнатов Ю.В., как собственник жилого помещения, и истица Игнатова Л.Е., как член собственника жилого помещения, право которого является производным от права собственника жилья, вправе претендовать на предоставление жилья по договору социального найма при наличии условий, закрепленных в части 1 статьи 57 или в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (далее - среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, определен в Республике Коми Законом РК от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми».

Из материалов дела следует, что Игнатова Л.Е. и члены ее семьи в установленном законом порядке не были признаны малоимущими, и в "П" не состояли на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, поскольку семья истца не признана малоимущей и фактически не является малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, не принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации также не возникла обязанность предоставить истице и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Поскольку имущественные требования истца оставлены судом без удовлетворения, не подлежат взысканию с ответчика судебные расходы, понесенные истцом при рассмотрении данного дела.

В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и оснований иска.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Игнатовой Л.Е. к "П" о предоставлении жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено «11» ноября 2011 года.

Председательствующий судья М.В. Гусарова