о признании несоответсвующим закону и недействующим решения



Дело № 2-1761/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.

при секретаре Сапегиной Н.В.

с участием прокурора Пустаханова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 2 ноября 2011 года дело по заявлению Мартыновой Л.Н. к "С" о признании не соответствующим закону и недействующим решения "С" от **.**.** года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования ****

У С Т А Н О В И Л:

Мартынова Л.Н. обратилась в суд с заявлением к "С" о признании не соответствующим закону и недействующим решения "С" от **.**.** года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "А", указывая, что решением "С" от **.**.** года были внесены изменения в Устав, касающиеся структуры, полномочий и порядка избрания органов местного самоуправления, в частности, проведена отмена всенародных выборов главы "А" – руководителя администрации, введены новые должности руководителя органа местного самоуправления, назначаемого по конкурсу. При принятии оспариваемого решения было проигнорировано мнение более ****, обратившихся в "С" с открытым письмом, возражающих против лишения их права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, против изменения структуры и полномочий действующих органов местного самоуправления. Публичные слушания по проекту правового акта были проведены с заведомым лишением возможности активных, трудоспособных **** участвовать в их проведении, так как мероприятие было назначено на рабочее время, доступ в зал для населения был ограничен, места заняты действующими сотрудниками "А" и подчиненных ей учреждений. Таким образом, решение, ограничивающее избирательные права граждан, было принято вопреки выраженному мнению большинства **** без выяснения мнения населения путем проведения референдума, о чем поступило обращение ****.

В судебном заседании заявитель настаивала на требовании.

Представитель "С" и "А" Осипчик О.В. требование не признала.

Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованных лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к выводу, что требование не основано на законе и не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из обстоятельств дела следует, что решением "С" от **.**.** №... «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "А" внесены в Устав МО "А" изменения и дополнения согласно приложению (л.д.23, 24-30). Данное решение опубликовано в газете «П» от **.**.** (л.д.31-32).

В соответствии с изменениями и дополнениями глава "А" - председатель "С" избирается представительным органом – "С" из своего состава на первом заседании на срок полномочий "С", а глава "А" назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы "А".

Согласно ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Согласно п.п.1 п.3 данного Закона на публичные слушания должен выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

В соответствии с п.3 ст.16 Устава муниципального образования "А" решение о проведении публичных слушаний должно приниматься не позже чем за 20 дней до даты рассмотрения соответствующим органом или должностным лицом проекта муниципального правового акта муниципального района. Решение о проведении публичных слушаний и проект соответствующего муниципального правового акта подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 7 дней до проведения слушаний. Публичные слушания проводятся не позже чем за 7 дней до дня рассмотрения проекта. Решение о назначении публичных слушаний должно быть опубликовано (обнародовано) совместно с проектом муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, и информацией о месте и времени проведения публичных слушаний не позднее чем через 5 дней после его принятия. Результаты публичных слушаний должны быть опубликованы (обнародованы) не позднее чем через 5 дней после проведения публичных слушаний.

В судебном заседании установлено, что в газете «П» от **.**.** было опубликовано распоряжение главы "А" от **.**.** №...-р «О проведении публичных слушаний по проекту правового акта» совместно с проектом решения "С" «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "А" Также были опубликованы Порядок учета предложений по проекту Устава МО "А" по проекту решения "С" о внесении изменений и дополнений в Устав МО "А" утвержденный решением Совета народных депутатов муниципального образования «****» от **.**.** №... «О принятии устава муниципального образования "А" и Порядок участия граждан в обсуждении проекта Устава МО "А" проекта решения "С" о внесении изменений и дополнений в Устав МО "А" утвержденный решением Совета народных депутатов муниципального образования «****» от **.**.** №... «О принятии устава муниципального образования "А"

Согласно данному распоряжению были назначены публичные слушания на **.**.**.

Публичные слушания по проекту решения "С" «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "А" состоялись **.**.** в 15 часов в сессионном зале "А"

Согласно протоколу публичных слушаний участниками публичных слушаний являлись **** "С" должностные лица "А" руководители предприятий и организаций, представители общественных организаций и объединений, представители средств массовой информации. Всего зарегистрировалось **** участников (л.д.48).

В соответствии с п.4.6 Порядка участия граждан в обсуждении проекта Устава МО "А" проекта решения "С" о внесении изменений и дополнений в Устав МО "А" утвержденный решением Совета народных депутатов муниципального образования «****» от **.**.** №... «О принятии устава муниципального образования "А" предложения к проекту решения "С" о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования включаются в итоговый документ публичных слушаний.

Итоговый документ – заключение по результатам публичных слушаний не является нормативным документом и носит рекомендательный характер. Итоговый документ принимается путем открытого голосования и считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины от числа зарегистрированных участников публичных слушаний.

По результатам публичных слушаний **.**.** было принято заключение: согласиться с предложенным проектом решения "С" «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "А" и внести в представительный орган – "С" для рассмотрения и принятия в установленном законом порядке решения "С" «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "А" Голосовали: «за» - **** «против» - ****, «воздержались» - **** (л.д.48).

Доводы заявителя о том, что публичные слушания должны были быть назначены на нерабочее время, в выходной день, судом не принимаются, поскольку были проведены в соответствии с порядком, установленным Уставом МО "А" Дата и время проведения публичных слушаний были опубликованы за **** дней до дня проведения слушаний. Заявлений от граждан о переносе времени слушаний не поступало. Суду не представлены доказательства отсутствия свободного доступа для жителей муниципального образования к проведению публичных слушаний.

В судебном заседании установлено, что **.**.** в "С" поступило «Открытое письмо в защиту всенародных выборов главы ****», в котором поставили подписи **** человек (л.д.22).

Согласно п.6 Порядка учета предложений по проекту Устава МО "А" по проекту решения "С" о внесении изменений и дополнений в Устав МО "А" утвержденный решением Совета народных депутатов муниципального образования «****» от **.**.** №... «О принятии устава муниципального образования "А" жители муниципального образования, которые не смогли принять участие в обсуждении проекта решения "С" о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования на собраниях, подают свои аргументированные предложения непосредственно в рабочую группу не позднее **** дней до даты проведения публичных слушаний.

Открытое письмо жителей "А" поступило после проведения публичных слушаний.

**.**.** и **.**.** на совещаниях при председателе и заместителе председателя "С" обсуждался вопрос поступления Открытого письма и сбора подписей.

Согласно ст.20 Устава муниципального образования "А" граждане имеют право на коллективные и индивидуальные обращения в органы местного самоуправления "А". Должностные лица местного самоуправления "А", наделенные соответствующей компетенцией, должны дать письменный ответ по существу обращения граждан в органы местного самоуправления в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии со ст.26 Устава муниципального образования "А" к исключительной компетенции "С" относится принятие Устава "А", внесение в него изменений и (или) дополнений.

Согласно ст.27 Устава муниципального образования "А" (ред. от **.**.**) по вопросам своей компетенции "С" принимает правовые акты в форме решений. Правовые акты "С" принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.

Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории "А", принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов "С".

Решения "С" о принятии устава, внесении изменений и (или) дополнений принимаются большинством голосов – не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов "С".

Согласно протоколу второго дня второго очередного заседания "С" от **.**.** на заседании присутствовало **** депутатов. Установленное число депутатов – ****. Избрано депутатов – ****. За принятие решения о внесении изменений и дополнений в Устав голосовали «за» - **** депутат, «против» -**** (л.д.33-36).

Согласно ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральным законом от 29.11.2010 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ дополнена абзацем следующего содержания: «Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

В результате изменений и дополнений, внесенных в Устав муниципального образования "А" решением "С" от **.**.**, произошло перераспределение полномочий между главой муниципального образования и руководителем администрации. Изменения Устава не касались структуры органов местного самоуправления.

То обстоятельство, что глава "А" после внесения изменений в Устав МО "А" не является главой администрации "А" избирается из состава представительного органа, не свидетельствует об изменении структуры органов местного самоуправления.

Порядок проведения местного референдума установлен Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми».

Таким образом, обжалуемый нормативный акт соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решение "С" от **.**.** года №... «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "А" принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий. Порядок проведения публичных слушаний был соблюден. Суду не представлены доказательства нарушения прав граждан при проведении публичных слушаний.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Мартыновой Л.Н. к "С" о признании не соответствующим закону и недействующим решения "С" от **.**.** №... «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "А" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.Н.Шахтарова

Мотивированное решение изготовлено 7 ноября 2011 года.