О возложении обязанности обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения, соответствующей гигиеническим нормативам СанПин 2.1.4.1074-01



Дело № 2-1920/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.

при секретаре Сапегиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 24 ноября 2011 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Г» и "А" о возложении обязанности обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории г.**********, соответствующей гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»,

У С Т А Н О В И Л:

"П" была проведена проверка по факту нарушения законодательства о защите прав потребителей на территории ********** района на качество питьевой воды. По результатам данной проверки выявлены нарушения требований санитарных норм и правил на территории ********** района в части подачи питьевой воды жителям города **********.

"П" обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Г» и "А" о возложении обязанности обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории г.**********, соответствующей гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», указывая, что ответчиками не соблюдаются требования санитарного законодательства Российской Федерации, что создает условия для угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.

Заявлением от **.**.** прокурор уточнил требование. Просил возложить обязанность на МУП «Г» и "А" обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории г.**********, соответствующей гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до **.**.** (л.д.242).

В судебном заседании помощник прокурора Коровенко А.В. уточнил требования. Просил возложить обязанность на МУП «Г» обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории г.**********, соответствующей гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок в **** год с момента вступления решения суда в законную силу. Требований к "А" не заявил.

Представитель ответчика МУП «Г» Гудзоватый Д.И. иск не признал.

Представитель ответчика "А" Гамлий О.С. иск не признала, пояснив, что проблема обеспечения подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН существует на протяжении длительного времени на территории всего "М" в связи с ветхим состоянием сетей водоснабжения, износ которых составляет более ****. Решение данной проблемы возможно только в рамках реализации долгосрочной муниципальной целевой программы.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя третьего лица – "У"

В предварительном судебном заседании представитель третьего лица Кузина Л.А. требования прокурора поддержала.

Выслушав объяснения помощника прокурора, представителей ответчиков, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п.1 ст.19 указанного Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ).

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

На основании соглашения, заключенного **.**.** между муниципальным образованием "М" и муниципальным образованием "Н" о передачи части полномочий, "Н" передает "М" осуществление части полномочий по вопросам местного бюджета, в том числе, организацию в границах поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Срок действия соглашения – с **.**.** по **.**.** (л.д.198-203 т.1).

В соответствии с п.**** Устава муниципальное унитарное предприятие Г («Предприятие») создано в соответствии с постановлением руководителя "А" №... от **.**.** (л.д.233-241, т.1).

Основной целью деятельности Предприятия является наиболее качественное и полное удовлетворение потребностей населения и организаций города в жилищно-коммунальном обслуживании, выполняемом Предприятием в соответствии с Уставом, и получение прибыли (п.**** Устава).

Для достижения целей, указанных в п.**** Устава, Предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия):

- оказание населению, предприятиям, организациям и учреждениям города и района услуг водоснабжения и отведения стоков;

- обеспечение сохранности, эксплуатации инженерных сетей, сооружений и прочих объектов, их обслуживание, проведение текущего и капитального ремонта;

- производство химических и бактериологических анализов питьевой воды и сточных вод;

- строительство зданий и сооружений для выполнения целей Предприятия (п.**** Устава).

По сообщению "У" от **.**.** №... в соответствии с протоколами исследований питьевой воды, проведенных в рамках социально-гигиенического мониторинга, вся исследуемая вода (периодичность отбора один раз в месяц) с речного водозабора (после резервуаров чистой воды со станции обезжелезивания) за период **.**.**.г. не соответствует требованиям гигиенических нормативов по содержанию железа, марганца, цветности, мутности, что также подтверждается результатами исследований в мониторинговых точках по адресу: ************.**.**. мониторинговая точка заменена на колонку по ул.**********); за период **********.г. вода с железнодорожного водозабора (мониторинговая точка колонка по **********) не соответствует требованиям гигиенических нормативов по содержанию железа, марганца, цветности, мутности.

Причинами, послужившими несоответствию качества питьевой воды по санитарно- химическим показателям, послужили: природное высокое содержание железа, марганца, повышенная мутность и цветность в исходной воде (вода, извлекаемая из подземных источников путем эксплуатационных артезианских скважин); отсутствие эффективных очистных сооружений для водозабора речной и железнодорожной частей города; ветхое состояние водопроводных сетей **********, в результате чего происходит вторичное загрязнение воды, прошедшей водоподготовку по химическим показателям; ветхое состояние внутренних водопроводных сетей жилых домов, в результате чего происходит вторичное загрязнение воды, прошедшей водоподготовку, как по химическим, так и микробиологическим показателям (л.д.9-10).

Судом установлено, что в **.**.** годах в "У" неоднократно поступали обращения граждан, проживающих в **********, по поводу неудовлетворительного качество водопроводной воды, проводились проверки с отбором проб питьевой воды. Во всех случаях отобранные пробы воды не соответствовали требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям: цветности, мутности, содержанию железа и марганца. За выявленные нарушения в отношении МУП «Г» выносились предписания, принимались меры административного воздействия, что подтверждается материалами дела. Кроме того, при проведении внеплановых проверок по проверке выполнения предписаний было установлено их невыполнение в указанные сроки, также принимались меры административного воздействия.

Кроме того, постановлением Главного государственного санитарного врача по ********** от **.**.**. № №... установлено, что источник централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения ********** (верхнечетвертичный – современный аллювиальный водоносный горизонт) характеризуется повышенным содержанием железа и марганца; на протяжении ряда лет в ********** сохраняется проблема обеспечения населения питьевой водой гарантированного качества, подаваемой Речным и Железнодорожным водопроводами; существующая система водоподготовки и технологическая схема обработки воды, запроектированная и введенная в эксплуатацию в **.**.**-х годах прошлого века, явилась несовершенной в части обезжелезивания и не предусматривала удаление из воды повышенных концентраций соединений марганца.

МУП «Г» является юридическим лицом (п.**** Устава).

Согласно ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение; содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения; содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека. Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам (запах, привкус, цветность, мутность), а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды. Не допускается присутствие в питьевой воде различимых невооруженным глазом водных организмов и поверхностной пленки. Радиационная безопасность питьевой воды определяется ее соответствием нормативам по показателям общей альфа- и бета- активности.

Постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2011 года № 267 утверждена долгосрочная республиканская целевая программа «Чистая вода в Республике Коми (**.**.** годы), цель которой – обеспечение населения в Республике Коми питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности, установленным санитарно- эпидемиологическими правилами.

Постановлением "А" от **.**.** года № №... утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории "М" (**.**.** годы)» (приложение) (л.д.12, 13-22, т.1).

Постановлением "А" от **.**.** №... в постановление от **.**.** №... внесены изменения: приложение к постановлению «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории "М" (**.**.** годы)» изложено в новой редакции (приложение) (л.д.23, 24-34).

Указанная долгосрочная муниципальная целевая программа разработана на основании оценки работы жилищно-коммунального хозяйства города, недостаточного бюджетного финансирования капитальных ремонтов объектов жилищно-коммунальной сферы и, как следствие этого, невыполнении определенных видов работ, направленных на качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, а также экономически обоснованных расчетов стоимости выполнения работ.

К основным задачам программы относятся, в том числе:

- реконструкция станции обезжелезивания МУП «Г» в ********** - **** комплекса;

- замена ветхих сетей водопровода и канализации на территории "М" - **** м.п.; внедрение ультрафиолетового обеззараживания МУП «Г» - **** комплекс (п.2.2 приложения к программе).

Доводы представителя "А" Гамлий О.С. о том, что решение проблемы обеспечения подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН, на территории всего "М" возможно только при выполнении указанной программы, судом не могут быть приняты, поскольку программа долгосрочная, срок ее реализации установлен **.**.**. Граждане имеют право на безопасную в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредную по химическому составу питьевую воду в настоящее время.

Довод представителя ответчика МУП «Г» о том, что для решения проблемы подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН, у предприятия недостаточно собственных и выделяемых средств, судом также не могут быть приняты.

МУП «Г» является юридическим лицом, предприятие осуществляет свою деятельность самостоятельно. Для достижения целей деятельности предприятие обеспечивает проведение текущего и капитального ремонта инженерных сетей, сооружений и прочих объектов (п.**** Устава МУП «Г»).

В соответствии с п.2 ст.19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Таким образом, ответчик МУП «Г» должен строить свою деятельность таким образом, чтобы не причинять вред потребителям услуг.

Факт нарушения требований санитарных норм и правил на территории ********** в части подачи питьевой воды жителям города ********** ответчиками не оспаривается, подтверждается протоколами исследований проб питьевой воды и экспертными заключениями, имеющимися в материалах дела.

На основании изложенного суд приходит к выводу о возложении на МУП «Г» обязанности обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории **********, соответствующей гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок один год с момента вступления решения суда в законную силу.

С ответчика МУП «Г» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования "М" в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать МУП «Г» обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории ********** **********, соответствующей гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001г. № 24, установив срок исполнения – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МУП «Г» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования "М" в сумме 200 рублей (Двести рублей).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.Н.Шахтарова

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2011 года.