Дело № 2-1788/2011 о признании членом семьи



Дело №2-1788/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,

при секретаре Колбаскиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре

20 декабря 2011 года дело по иску Мальцевой С.В. к "А" :

-о признании членом семьи **** Мальцевой О.Н., **.**.** года рождения;

-о признании обоснованно включенной в списки граждан, имеющих право на переселение по категории «инвалиды», с даты постановки на учет – **.**.**;

-об оспаривании распоряжения "А" №...**** от **.**.**,

-о признании права на участие в программе «В» на **.**.** год,

У С Т А Н О В И Л: Первоначально Мальцева С.В. обратилась в суд с иском к "А" о признании членом семьи **** Мальцевой О.Н., **.**.** года рождения. В обоснование своих требований истица указала, что с **.**.** она, как ****, состоит в "А" на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья для переселения из районов **********. Зарегистрирована по месту жительства с **** и **** Б по одному адресу: **********, ведут совместное хозяйство. Мальцева С.В. нуждается в постороннем уходе. Признание членом семьи дочери необходимо для получения дополнительной субсидии на приобретение жилого помещения (л.д.4-5). В ходе рассмотрения гражданского дела **.**.** от истицы поступили дополнительные исковые требования, она просила признать ее обоснованно включенной в списки граждан, имеющих право на переселение по категории «****» со дня постановки на учет – **.**.** (л.д.74-75). В дальнейшем **.**.** истица дополнила перечень своих исковых требований, она просила признать незаконным распоряжение "А" №...**** от **.**.** о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов ********** и приравненных к ним местностей (л.д.107-108). Мальцева С.В. просила также признать за собой право на участие в подпрограмме «В» на **.**.** год. Дело слушается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствии истца, извещенного о дате и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Представитель истца Мальцева О.Н. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель ответчика – "А" Холод М.А. исковые требования не признала. Дело слушается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствии представителя третьего лица "М", извещенного о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, просившего рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. В своем отзыве "М" в удовлетворении иска просил отказать (л.д.86-89).

Третье лицо Мальцева О.Н. исковые требования матери поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете на переселение в органах местного самоуправления северных городов и районов, за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон), и Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

Порядок предоставления государственных жилищных сертификатов (субсидий) гражданам регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 (далее именуются - Правила). В статье 1 Федерального закона №125-ФЗ и подпункте «з» пункта 5 Правил установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Статьей 2 Федерального закона определена очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В пунктах 2 и 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 (далее - Положение), определено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Законом Республики Коми от 6 октября 2005 г. № 103-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья» установлено, что прием и проверка документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации (далее - граждан), имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; постановка на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, и обеспечение свободного доступа к ним граждан осуществляется в Республике Коми органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В пункте 9 Положения №879 установлено, что для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, предоставляет в соответствующий орган местного самоуправления пакет документов, в перечень которых входят: заверенные копии документов, подтверждающие трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, заверенные копии пенсионного удостоверения - для пенсионеров, справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства. В пункте 17 Положения определено, что одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме, определенной постановлением Правительства Российской Федерации, по следующим категориям граждан: а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; б) пенсионеры; в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящими на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; г) работающие граждане. В пункте 18 Положения предусмотрено формирование списков граждан, переселяющихся из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций. В соответствии с пунктом 19 Положения органы местного самоуправления, ежегодно утверждают указанные в пунктах 17 и 18 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ("М").

"М" на основании представленных органами местного самоуправления городских округов и муниципальные районов списков формирует общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) для приобретения жилья в связи с переселением из районов ********** и приравненных к ним местностей, по пяти очередям, определенным Федеральным законом, по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно Правилам, граждане, состоящие на учете на переселение, добровольно принимают решения об участии в подпрограмме «Выполнений государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» и подают в органы местного самоуправления соответствующие заявления. В пункте 19, 21, 22 Правил №153 установлено, что для участия в подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, а которых они состоят на учете в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1 к Правилам, к которому прилагают пакет документов, включая: выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г. Органы местного самоуправления организуют работу по проверке документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти. В пункте 24 Правил установлено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в Минархстрой Республики Коми. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В пункте 26 Правил определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Минархстрой Республики Коми) на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на соответствующий год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.

В соответствии с п.17 Постановления применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.

Согласно статье 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность

В ходе судебного разбирательства установлено следующее: Мальцева С.В. проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: **********. Указанная квартира принадлежит на праве собственности ее **** – Мальцевой О.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **.**.** (л.д. - 20). В данной квартире также зарегистрированы по месту жительства и проживают: Мальцева О.Н. –**** истицы, Б- **** истицы, Мальцева С.В. – истица (л.д. -4).

Решением **** городского суда ********** от **.**.** Б признан членом семьи Мальцевой С.В. (л.д. -90).

Из представленного "А" учетного дела следует, что предварительная заявка на получение жилищной субсидии на строительство или приобретение жилья для переселения из районов ********** и приравненных к ним местностей была подана Н **.**.** на состав семьи: Н и Мальцева О.Н. (****). В заявлении Мальцева С.В. (жена Н) как член семьи не заявлена (л.д. – 61-63). В качестве домашнего адреса Н и Мальцевой О.Н. указан адрес: **********.

Н и Мальцева С.В. на дату **.**.** являлись пенсионерами. Так, Мальцевой С.В. пенсия по возрасту была назначена с **.**.** и пожизненно, что подтверждено пенсионным удостоверением (л.д.60). Супруги состояли в зарегистрированном браке с **.**.** до дня смерти Н. Брак не расторгался.

Истица на дату **.**.** была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ********** (л.д.23),поэтому в предварительной заявке, поданной Н,отсутствовала.

Из информации представленной "Ц" №... от **.**.** Мальцева С.В. была зарегистрирована по следующим адресам (л.д. 23):

********** **.**.** по **.**.**;

********** **.**.** по **.**.**;

********** **.**.** по **.**.**;

**********А, ********** **.**.** по **.**.**;

********** **.**.** по настоящее время.

Н умер **.**.**, о чем составлена запись акта о смерти №... от **.**.** (л.д. -121).

В соответствии с пунктом 21 Положения от 10 декабря 2002года №879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в случае:

«г» неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;

«з» смерти.

**.**.** Мальцева С.В. оформила заявление на имя **** МР «****», в котором указала: «В связи со смертью моего супруга Н прошу считать заявителем меня Мальцеву С.В.. Состою на учете по переселению….. с **.**.**» (л.д.-65). В соответствии с указанным заявлением истицы было издано распоряжением "А" №...**** от **.**.**. Согласно данного распоряжения Мальцева С.В. является заявителем и состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретения жилья для переселения из районов **********, в очереди «Пенсионеры» с **.**.**(л.д.125).

**.**.** Мальцева С.В. оформила заявление на имя **** МР «****», в котором указала: «Прошу перевести меня из категории «Пенсионеры» в категорию «****». В очереди на переселение состою с **.**.**» (л.д.-126 оборотная сторона). К заявлению приложена справка МСЭ №... от **.**.**, подтверждающая, что с **.**.** Мальцевой С.В. впервые установлена **** на срок до **.**.** (л.д. -127). По данному заявлению "А" было принято распоряжение от **.**.** №...****согласно которого Мальцева С.В. переведена из очереди «Пенсионеры» в очередь «****» и состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретения жилья для переселения из районов **********, в очереди «Пенсионеры», с **.**.** (л.д. -70).

В соответствии с пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002года №879, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления ) либо они подлежат снятию с учета.

Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

**.**.** Мальцева С.В. оформила заявление на имя **** МР «****», в котором указала: «Прошу выделить мне, Мальцевой С.В., паспорт ****, выдан **.**.** **********, государственный жилищный сертификат выпуска **.**.** года на состав семьи **** человека, для приобретения жилого помещения на территории ********** (л.д. -130) Этой же датой истица оформила заявление о включении ее, **** и **** в состав участников подпрограммы «В» (л.д. -131). На основании заявления истица была признана участником подпрограммы составом семьи **** человека.

Распоряжением "А" от **.**.** №...**** истица составом семьи **** человека, снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в связи с переселением из районов ********** и приравненных к ним местностей, на основании п.п. «г» п. 21 Постановления Правительства от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет» (л.д. -134).

"М" по запросу суда представил списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов ********** («пенсионеры») по состоянию: на **.**.**, на **.**.**, на **.**.**, на **.**.** (л.д.-142-144). В указанных списках на **.**.** значится Н с женой Мальцевой С.В., дата постановки на учет **.**.** ; на **.**.** значится Н с женой Мальцевой С.В., дата постановки на учет -**.**.**; на **.**.** –информация та же; на **.**.** значится Мальцева С.В. с датой постановки на учет **.**.**. Анализ вышеуказанных республиканских списков, порядок их формирования позволяет суду сделать вывод, что Мальцева С.В. значилась в составе семьи Н при его жизни (смерть Н**.**.** года). Письменных документов, на основании которых истица была включена в состав семьи своего супруга, в ходе рассмотрения гражданского дела не найдено.

"А" были предъявлены списки по состоянию на **.**.** (л.д.150). В указанных списках Н значился вместе со своей **** Мальцевой О.Н.В списке по состоянию на **.**.** (л.д. 151) Н также значился вместе с **** Мальцевой О.Н. В списке по состоянию на **.**.** в качестве члена семьи Н указана жена Мальцева С.В.(л.д.152). В списке по состоянию на **.**.** в списке стоит Мальцева С.В. (л.д.153).

В судебном заседании представитель ответчика Холод М.А. показала, что в списке по состоянию на **.**.**, куда вошла истица, была допущена техническая ошибка. О наличии технической ошибки "А" стало известно после получения письма "М" от **.**.** (л.д.57).

"А" в связи с рассматриваемым гражданским делом была проведена проверка документов. Согласно справки (л.д.162) от **.**.** №... с **.**.** по **.**.** в отдел **** "А" от заявителя Н соответствующего заявления о включении в состав семьи Мальцевой С.В. не поступало.

В то же время учетное дело Мальцевых предъявлено ответчиком в суд в ненадлежащем виде: не подшито, не пронумеровано, без описи. Возможность утраты документов не исключена.

В исковом заявлении (л.д.107,оборот) Мальцева С.В. указала, что когда она была зарегистрирована вместе с супругом по адресу **********, то её муж неоднократно устно и письменно сообщал сотрудникам "А" о том, что в состав его семьи входит Мальцева С.В. (жена). С этой целью он предоставлял уточненные справки о составе семьи. Муж писал заявление о включении в состав семьи жены. Куда делось указанное заявление истице неизвестно, но в компьютерной базе данных по линии "А" по утверждению истицы, она была занесена как член семьи заявителя, имеющая право на получение социальных выплат. Специалисты "А" разъясняли мужу, что в случае смерти Н очередь на переселение сохранится за супругой и ****. Указанную информацию подтвердила представитель истца Мальцева О.Н.

Свидетель П - сотрудник **** в своих пояснениях указала, что проверила поступление входящей документации за **.**.** год, заявления и справки от Н не обнаружила. Фактически все документы учетного дела были разрознены, хранились в различных коробках. На сегодняшний день **** процентов документов приведено в порядок. Свидетель предположила, что раньше переучет проводился на основании устных заявлений граждан. С **.**.** года ведется электронный реестр входящей корреспонденции, он также был проверен, документы не найдены. На основании, каких документов Мальцева О.Н.(****) исключена из списков, свидетель пояснить не смогла.

В то же время по сведениям о регистрации по месту жительства матери и **** следует, что на **.**.** Мальцева С.В. была зарегистрирована по месту жительства вместе с супругом по адресу: **********53.Мальцева О.Н. (**** ) была зарегистрирована по другому адресу: ********** **********. Таким образом, супруга вошла в состав семьи Н,а информация о дочери Мальцевой О.Н. из состава семьи отца была исключена.

Из анализа материалов гражданского дела суд полагает, что Мальцева С.В.,как член семьи своего супруга, могла войти в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, по состоянию на **.**.**, то есть при жизни Н Смерть Н в **.**.** году не могла являться основанием для исключения её из указанного списка, поскольку истица с **.**.** года являлась пенсионеркой. В дальнейшем в связи с установлением **** у истицы изменилось основание, в соответствии с которым она была поставлена на учет ( переведена из категории «пенсионеры»в категорию «****»). Ошибочные действия сотрудников "А" не могут ухудшать правовое положение истицы применительно к рассматриваемому гражданскому делу.

С учетом изложенного суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным распоряжение "А" №...**** от **.**.** о снятии Мальцевой С.В. составом семьи **** человека, с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов **********.

Признать право Мальцевой С.В. на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов ********** по категории «****» с даты постановки на учет -**.**.**.

Признать Мальцеву О.Н., **.**.** года рождения, членом семьи Мальцевой С.В., **.**.** года рождения, уроженки **********. **********, проживающей по адресу: **********.

Признать право Мальцевой С.В. на участие в подпрограмме «В» на **.**.** год.

Решение может быть обжаловано в кассационном или апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд : в кассационном порядке- в течение 10 дней, в апелляционном порядке- в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья М.В.Бородулина

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2011 года.