Дело № 2-2075/2011 об обязании оборудовать пандусом крыльцо центрального входа в здание



Дело № 2-2075/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» декабря 2011 года г. Печора

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи М.В. Гусаровой

при секретаре судебного заседания Н.Б. Зубаревой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску "П" к "А" "У" об обязании оборудовать пандусом крыльцо центрального входа в здание "Б"

У С Т А Н О В И Л:

"П" обратился в суд с иском к "А" в интересах неопределенного круга лиц с требованием обязать ответчика оборудовать пандусом крыльцо центрального входа в здание "Б" В обоснование иска указал, что в ходе проведенной "П" проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, выявлено нарушение прав детей-инвалидов (использующих инвалидные кресла), на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а именно: доступ в здание "Б" расположенное по адресу: ********** для детей-инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, невозможен, поскольку крыльцо центрального входа в здание не оборудовано пандусом.

Невыполнение "А" требований Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нарушает права детей-инвалидов, проживающих на территории района, поскольку они не могут в полной мере реализовать свои информационные, культурные, образовательные потребности. Истец просит обязать ответчика оборудовать пандусом крыльцо центрального входа в здание "Б"

Судом в качестве соответчика по делу было привлечено "У"

В судебном заседании помощник прокурора Костромин А.В. поддержал исковые требования в полном объеме, дал соответствующие пояснения.

Представитель ответчика "А" надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал, представил письменный отзыв (л.д. 94), в котором исковые требования не признал, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель соответчика - "У" Береснева Т.Н., действующая на основании доверенности №... от **.**.** в судебном заседании исковые требования признала. Указала, что "У" является учредителем "Б" но финансирование деятельности "Б" идет из бюджета МО МР «****». Управление финансируется из республиканского и федерального бюджета, из данных средств осуществляется закупка книжного фонда всех библиотек. Другими функциями "У" не располагает.

Представитель 3-го лица "Б" (далее - **** Васильева Е.А. действующая на основании Устава, заявленные требования поддержала. Дала пояснения согласно письменному отзыву (л.д. 36). Указала, что они планировали работы по установке пандуса, на это были заложены деньги в бюджете МО МР «****», но в **.**.**. с "Б" было снято МО МР «****» **** ****. рублей. На сегодняшний день заказан проект на оборудование крыльца пандусом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика "А"

Заслушав пояснения помощника прокурора, представителя соответчика "У" представителя третьего лица "Б" Васильевой Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлена гарантия каждого на получение социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях.

Целью государственной политики в области социальной защиты
инвалидов в РФ, является обеспечение инвалидам равных с
другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических,
политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26.05.04. и 25.04.05.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 г. №832 и «О государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 г. №175.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются…

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.

Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, к которым и относится здание "Б" расположенное по адресу: **********,

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием; а также лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

В судебном заседании установлено, что здание "Б" расположенное по адресу: **********, числится в реестре имущества МО МР «**** и зарегистрировано на праве оперативного управления за "Б" (л.д.60, 61). Постановлением **** "А" №... от **.**.** было изъято из оперативного управления "У" движимое и недвижимое имущество согласно приложений 1,2 и закреплено данное имущество на праве оперативного управления за "Б" в том числе и встроенное помещение – "Б" по **********.

По сообщению Отдела **** "А" устройство пандуса в здании "Б" возможно, однако протяженность пандуса будет большая, т.к. должен быть соблюден уклон 1:6, 1:8. Пандус можно растянуть вдоль центрального фасада в сторону ближайшего торца, с поворотом и устройством в месте поворота разворотной площадки (л.д. 95).

В материалах дела имеется договор №... от **.**.** заключенный между ООО «****» и "Б" о выполнении проектных работ – «Реконструкция главного входа "Б" по **********».

Постановлением **** "А" №... от **.**.**. утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «****» (**.**.** годы)». Задачами данной программы является обеспечение беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры; содействие деятельности общественных организаций инвалидов. На формирование доступной среды направлены мероприятия… в т.ч. и на установку пандусных съездов в муниципальных учреждениях образования и культуры.

Учитывая положения ст. 210 ГК РФ, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является "А" и именно она обязана организовать работы по оборудованию пандусом крыльца центрального входа в здании "Б" расположенное по адресу: ********** сроком до **.**.**. В связи с чем требования "П" суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 333.36 НК РФ ответчик "А" освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать "А" организовать проведение работ по оборудованию пандусом крыльца центрального входа в здании "Б" расположенное по адресу: **********, в срок до **.**.**

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в кассационном порядке в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения либо в апелляционном порядке в течение 1 месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено «26» декабря 2011г.

Председательствующий судья М.В. Гусарова