Дело № 2-1812/2011 о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1812/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«22» декабря 2011 года г. Печора

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи М.В. Гусаровой

при секретаре судебного заседания Н.Б. Зубаревой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бартиневой О.С. к "А", "Б" о предоставлении благоустроенного жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Бартинева О.С. обратилась в суд с иском к "А" "Б" о предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование иска указала, что проживает с семьей по адресу: ********** **.**.** года, квартира находится в ее собственности. Дом деревянный, **.**.** года постройки, состояние ветхое, на **.**.** износ составлял ****%. Актом городской межведомственной комиссии №... от **.**.** указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Истица просит обязать ответчика предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенную двухкомнатную квартиру общей площадью не менее ранее занимаемой, на состав два человека, взыскать судебные расходы.

Истица, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебном заседании не участвовала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании **.**.** на исковых требованиях настаивала. Суду пояснила, что спорную квартиру она приобрела в **.**.**. До покупки спорной квартиры истица проживала по адресу: **********, была собственником **** части квартиры. После смерти матери родственники оформили наследство, квартиру продали, от продажи квартиры ей дали **** тыс. руб. на которые она купила квартиру в доме ********** Когда покупала квартиру, ей показалось, что она в нормальном состоянии, т.к. был сделан косметический ремонт, но через два месяца появился грибок, гниль, влажность. В данный момент в квартире жить невозможно, все поражено гнилью и грибком. В квартире она проживает с дочкой, которая болеет ****, иного жилья не имеет. С иском о расторжении договора купли-продажи спорной квартиры к продавцу она не обращалась. В очереди на улучшении жилищных условий истица в "А" не состоит, сразу обратилась с иском в суд.

Представители ответчиков "А" "Б" надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали, представили письменные отзывы (л.д.29, 45), в которых исковые требования не признали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Жилищный кодекс РФ относит к полномочиям органов государственной власти РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; делегирует Правительству РФ полномочия по установлению порядка признания и подлежащим сносу или реконструкции (ст.ст.12,13,32).

В соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно пункту 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с п. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В судебном заседании установлено, что квартире ********** зарегистрированы по месту жительства: истица Бартинева О.С., ее н/л дочь В., **.**.** г.р. (л.д.6)

По данным "У" жилое помещение по адресу: ********** принадлежит на праве собственности Бартиневой О.С. (л.д.53)

Согласно справке "А" Бартинева О.С. зарегистрированная по адресу: **********, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит (л.д.47).

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).

Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В соответствии с пунктами 42-48 Положения комиссия проводит оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) помещения установленным требованиям, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными (непригодными) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Проанализировав вышеприведенные нормы законы, суд приходит к выводу, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Согласно акту городской межведомственной комиссии и заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания №... от **.**.**, жилой дом по адресу: **********, ********** является аварийным и подлежащим сносу (л.д.12-13).

По данным "Ф", дата последней инвентаризации дома ********** производилась **.**.**, процент износа на эту дату составлял ****%. Обследование дома производилось межведомственной комиссией с участием работника **** **.**.**, после чего процент износа составил ****%, на **.**.** износ составил **** % (л.д.69, 98).

Из договора купли-продажи от **.**.** следует, что покупатель Бартинева О.С. приобрела квартиру по адресу: ********** у **** Согласно п.5 указанного договора покупатель удовлетворен качественным состоянием квартиры, установленным путем внутреннего осмотра квартиры перед заключением данного договора, и не обнаружил при осмотре каких-либо дефектов и недостатков, о которых ему не сообщил продавец.(л.д. 7)

Суд, проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу, что требования истца не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Частью 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что отношения по предоставлению жилья собственникам жилых помещений, признанных в установленном законом порядке непригодными для проживания, регулируются статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой определена процедура решения данного вопроса.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Порядок обеспечения собственников жилых помещений в многоквартирном доме в случае признания в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не предусматривает предоставление собственнику жилого помещения другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

В данном случае при решении вопроса о предоставлении собственнику иного жилого помещения следует руководствоваться положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, органом местного самоуправления, на территории которого находится спорный жилой дом, каких-либо решений о сносе дома, переводе его в нежилой фонд, о проведении капитального ремонта данного жилого дома либо мер по расселению жильцов и изъятии земельного участка "А" в связи с признанием спорного дома ********** непригодным для проживания не принималось.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Таким образом, Бартинева О.С. как собственник спорного жилого помещения, вправе претендовать на предоставление жилья по договору социального найма при наличии условий, закрепленных в части 1 статьи 57 или в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (далее - среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в ********** в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, определен в ********** Законом РК от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми».

Судом установлено, что Бартинева О.С. не имеет статуса малоимущей семьи.

Таким образом, поскольку семья истца не признана малоимущей и фактически не является малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, не принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации также не возникла обязанность предоставить истице и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма. Кроме того, истица приобрела спорное жилое помещение в **.**.** г. уже в аварийном состоянии. Таким образом, требования истицы к "А" "Б" о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не подлежат удовлетворению.

В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и оснований иска.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бартиневой О.С. к "А" "Б" о предоставлении благоустроенного жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в кассационном порядке в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения, либо в апелляционном порядке в течение 1 месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено «27» декабря 2011 года.

Председательствующий судья М.В. Гусарова