Дело № 2-329/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Печорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Шахтаровой С.Н. при секретаре Сапегиной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 9 февраля 2012 года дело по иску П. в интересах Филимоновой Л.С. к "Ц", "С" о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности восстановить в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: П. обратился в интересах Филимоновой Л.С. в суд с иском "Ц" "С" о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности восстановить в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая, что Филимонова Л.С. является ****. С **.**.** она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в "М" В льготную очередь «"О"» Филимонова Л.С. была переведена с **.**.** в соответствии с постановлением **** "Г". Филимоновой Л.С. на праве собственности принадлежит жилое помещение: квартира **********. В доме ********** она зарегистрирована по месту жительства. Однако согласно акту от **.**.** №... и акту от **.**.** №... городской межведомственной комиссии указанные дома являются аварийными и подлежат сносу. В настоящее время Филимонова Л.С. не снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; благоустроенное жилое помещение ей не предоставлено. Приказом "С" №... от **.**.** Филимоновой Л.С. было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения со ссылкой на то, что документы, приложенные к заявлению от **.**.**, не подтверждают ее право на получение ЕДВ; в настоящее время нуждаемость Филимоновой Л.С. определяется ст.51 Жилищного кодекса РФ. Данным приказом Филимонова Л.С. исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Судом для участия в деле в качестве соответчика привлечена "М" В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Ишина Ю.С. и истец Филимонова Л.С. настаивали на иске. Представитель ответчика "Ц" Королева Т.Н. иск не признала. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей ответчиков – "С" и "М" Из письменного отзыва ответчика следует, что "С" иск не признает. Выслушав объяснения прокурора, сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению. Из обстоятельств дела следует, что Филимонова Л.С. является **** (л.д.26). Постановлением **** "Г" от **.**.** №... Филимонова Л.С. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в льготную очередь «"О"» составом семьи 1 человек с **.**.**. Основание постановки на учет: пп. «б» п.8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999г. № 190, - проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным нормам и требованиям (л.д.76). Филимонова Л.С. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ********** ********** **********. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Филимоновой Л.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом **** ****. **.**.** (л.д.32, 58). Согласно акту городской межведомственной комиссии от **.**.** №... жилой дом ********** является аварийным и подлежит сносу (л.д.37-38). Постановлением **** "М" от **.**.** №... Филимоновой Л.С. разрешен снос индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ********** (л.д.89). Судом установлено, что Филимоновой Л.С. принадлежит также на праве собственности квартира ********** на основании постановления о бесхозном жилом фонде, что подтверждается регистрационным удостоверением от **.**.** (л.д.55, 29). Согласно акту городской межведомственной комиссии от **.**.** жилой дом ********** является аварийным и подлежит сносу (л.д.34-35). Согласно ст.55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Согласно ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Из учетного дела Филимоновой Л.С. следует, что в момент постановки на учет нуждающейся в жилом помещении истец проживала в ветхом доме, списанном, неблагоустроенном, с печным отоплением, что подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий заявителя от **.**.**, справками "З" от **.**.**, от **.**.** Согласно договорам краткосрочного коммерческого найма жилого помещения, заключенным ООО «****» и Филимоновой Л.С., ей передано за плату во временное владение и пользование жилое помещение по адресу: **********. В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп.1,3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Таким образом, за истцом сохранилось право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Статья 28.8 указанного Федерального закона предусматривает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Согласно ч.11 ст.28.2 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки. Законом Республики Коми от 7декабря2011года N147-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» (далее – Закон) с 1 января 2012 года органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем следующих категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005, в том числе, инвалидов. В соответствии с ч.2 ст.1 Закона РК от 07.12.2011г. № 147-РЗ предоставление гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. "С" является органом исполнительной власти **********, осуществляющим контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий (ст.2 указанного Закона). До вступления в силу Закона РК от 07.12.2011г. № 147-РЗ (01.01.2012г.) действовал Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с пунктом 1 части 1 Закона Республики Коми № 69-РЗ (ред. от 12.02.2010) формой обеспечения жильем граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» являлось предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010г. № 58 утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (далее – Порядок). Уполномоченным органом исполнительной власти ********** по предоставлению в порядке, определенном федеральным законодательством, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат являлось "С" В соответствии с Порядком единовременные денежные выплаты предоставляются инвалидам. Предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 1,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», формировался "С" по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Установлено, что в соответствии с представленным "М" в "С" Списком ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, Филимонова Л.С. встала на учет в льготную очередь инвалидов **.**.** Согласно п.7 Порядка для получения единовременных денежных выплат граждане (их представители) после получения извещения "С", указанного в пункте 6 настоящего Порядка, представляют или направляют посредством почтового отправления в "С" через центры по предоставлению государственных услуг по месту жительства граждан заявления по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку с приложением документов, определенных указанным приложением. Согласно п.15 Порядка решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат. В судебном заседании установлено, что приказом "С" от **.**.** №... **** Филимоновой Л.С. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Основание: документы, приложенные к заявлению от **.**.**, не подтверждают право Филимоновой Л.С. на получение единовременной денежной выплаты (л.д.68-70). Из приказа следует, что документы, подтверждающие основание нуждаемости на момент постановки Филимоновой Л.С. на учет, не представлены. В настоящее время согласно представленным документам нуждаемость Филимоновой Л.С. определяется ст.51 ЖК РФ. Указанным приказом Филимонова Л.С. исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Поскольку истец на момент рассмотрения "С" ее заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения не была обеспечена жилым помещением, отвечающим требованиям ст.15 Жилищного кодекса РФ, и в настоящее время не обеспечена, суд приходит к выводу, что истец сохранила право стоять в очереди на улучшение жилищных условий ****. Законодатель определил право граждан категории, к которой относится истец, на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, а обязанность соответствующих органов по реализации этого права определена специальным законом. На основании изложенного суд приходит к выводу, что отказ "С" в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения не основан на законе. На "С" возлагается обязанность восстановить истца в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Признать незаконным приказ "С" от **.**.** №... «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Филимоновой Л.С.». Обязать "С" восстановить Филимонову Л.С. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с датой постановки на учет **.**.** года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: С.Н.Шахтарова Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2012 года.