Дело № 2-193/12г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Печорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Бош Н.А. при секретаре Черняевой Ю.А. с участием прокурора Ишиной Ю.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 14 февраля 2012 года дело по иску П. в интересах Денисовой В.А. к "Ц", "А" о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности восстановить в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, П. обратился в интересах Денисовой В.А. в суд с иском к "Ц" "А" о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности восстановить в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая, что Денисова В.А. ****, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в "Б". Занимаемое Денисовой В.А. жилое помещение в виде комнаты не отвечает признакам благоустроенной квартиры, в нем отсутствует прямой доступ к помещениям общего пользования, предназначенным для удовлетворения бытовых нужд. В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Ишина Ю.С. и истец Денисова В.А. настаивали на иске. Представитель ответчика "Ц" Королева Т.Н. иск не признала. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей "А" и "Б" Суд, заслушав объяснения прокурора, сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Статьей 28.2 указанного Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Законом Республики Коми от 7декабря2011года N147-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» (далее – Закон) с 1 января 2012 года органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем следующих категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005, в том числе, инвалидов. В соответствии с ч.2 ст.1 Закона РК от 07.12.2011г. № 147-РЗ предоставление гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. "А" является органом исполнительной власти ****, осуществляющим контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий (ст.2 указанного Закона). До вступления в силу Закона РК от 07.12.2011г. № 147-РЗ (01.01.2012г.) действовал Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливал форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с пунктом 1 части 1 Закона Республики Коми № 69-РЗ (ред. от 12.02.2010) формой обеспечения жильем граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010г. № 58 утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (далее – Порядок). В соответствии с Порядком единовременные денежные выплаты предоставляются инвалидам. Предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 1,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», формируется "А" по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Для получения единовременных денежных выплат граждане (их представители) после получения извещения "А", указанного в пункте 6 настоящего Порядка, представляют или направляют посредством почтового отправления в "А" через центры по предоставлению государственных услуг по месту жительства граждан заявления по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку с приложением документов, определенных указанным приложением. Решение о предоставлении единовременных денежных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается "А" в течение одного месяца со дня поступления заявлений граждан с документами в "Ц" (п.7 Порядка). Согласно п.15 Порядка решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат. В ходе судебного разбирательства установлено следующее. Денисова В.А**** (л.д.32). Постановлением главы "В" от **.**.** №... Денисова В.А. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготную очередь «Л» с датой постановки на учет **.**.** Основание постановки на учет: пп. «б» п.8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в **********, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999г. № 190, - проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям (л.д.15). Постановлением **** "Б" №... от **.**.** Денисовой В.А. предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: **********, **********, площадью **** кв.м на состав семьи 1 человек (л.д.19). **.**.** между "Д" "Б" и Денисовой В.А. был заключен договор №... найма жилого помещения в общежитии, в соответствии с которым жилое помещение предоставляется на основании решения "Б" для временного проживания в нем (л.д.38-39). Постановлением **** "Б" - **** от **.**.** №... жилой дом по адресу: **********, ********** исключен из числа общежитий (л.д.68). В соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Из представленных в суд документов видно, что в период с **.**.** года по **.**.** год истец проживала в неблагоустроенной квартире, расположенной на **** этаже **** дома с печным отоплением по адресу: **********. Дом, **.**.** года постройки, по состоянию на **.**.** имел износ **** %. С **.**.** года и по настоящее время Денисова В.А. проживает в общежитии, расположенному по адресу: ********** Согласно статьи 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. В силу ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Жилое помещение в общежитии предоставлено Денисовой В.А. для временного проживания. Истец проживает в комнате в доме, который имел статус общежития, являлся общежитием коридорного типа. Реконструкция дома не производилась. Места общего пользования в указанном доме не соответствуют санитарным нормам: душевая комната рассчитана на четырех человек, не оборудована сантехническим оборудованием, нет холодной и горячей воды, туалет рассчитан также на 4-х человек, в помещениях требуется проведение косметического ремонта; приготовлением пиши Денисова В.А. занимается в своей комнате. Таким образом, занимаемое истцом жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, не оборудовано инженерными системами, поэтому Денисова В.А. нуждается в улучшении жилищных условий. Согласно ст.55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп.1,3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Поскольку истец проживает в жилом помещении, не отвечающем требованиям ст.15 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что истец сохранила право стоять в очереди на улучшение жилищных условий как инвалид. В силу статьи 31 Федерального закона № 181- ФЗ при наличии несколько нормативно установленных форм реализации одного и того же права инвалидом определяется та или иная форма по его выбору. Порядок обеспечения жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ не препятствует инвалиду на реализацию права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном в субъекте Российской Федерации. Законодатель определил право граждан категории, к которой относится истец, на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, а обязанность соответствующих органов по реализации этого права определена специальным законом. На основании изложенного суд приходит к выводу, что отказ "А" в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения не основан на законе. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным приказ "А" от **.**.** №... «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Денисовой В.А.». Обязать "А" восстановить Денисову В.А. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с датой постановки на учет **.**.** года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: судья Бош Н.А. Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2012 года.
У С Т А Н О В И Л: