Дело № 2-58/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Печорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Шахтаровой С.Н. при секретаре Сапегиной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 13 февраля 2012 года дело по иску Ратиева В.В. к "А" о признании права на использование единовременной денежной выплаты для приобретения жилья в "О", У С Т А Н О В И Л: Ратиев В.В. обратился в суд с иском к "А" о признании незаконными действий, выразившихся в требовании оформить обязательство о сдаче жилья для получения единовременной денежной выплаты в целях приобретения жилья в "К", возложении обязанности оформить обязательство о сдаче жилья для приобретения жилья в "О" за счет единовременной денежной выплаты, указывая, что проходил службу в "Д" с **.**.** по **.**.**. Выслуга лет по состоянию на **.**.** составила в календарном исчислении **** лет **** месяцев **** дня, в льготном исчислении – **** года **** месяцев **** дней. Он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в "А" считает, что согласно п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы имеет право на участие в указанной подпрограмме. Решением **** городского суда **** от **.**.** было удовлетворено его требование о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом состав семьи четыре человека. При этом было установлено, что Ратиев В.В. избрал льготное основание для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства в "О". Однако, **.**.**, при обращении в "А" с заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выбравших обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, ответчик предложил оформить обязательство о сдаче жилого помещения, в котором указано, что единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения предоставляется на территории "К". **.**.** истец уточнил требования, просил признать право с учетом членов семьи на использование единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в "О" (л.д.53-56). В судебном заседании представитель истца адвокат Пашина Т.В. на иске настаивала. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон, третьих лиц: Ратиевой Л.Н., Ногиной Е.В., Ногина В.В., "М", "Р" В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика Гамлий О.С. иск не признала. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не основан на законе и не подлежит удовлетворению. Из обстоятельств дела следует, что истец проходил службу в "Д". Согласно выписке из приказа "Д" от **.**.** №... **** **** Ратиев В.В., **** "Д", с **.**.** уволен по ст.58 пункту «З» Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет по состоянию на **.**.** составила: в календарном исчислении **** лет **** месяцев **** дня, в льготном исчислении **** года **** месяцев **** дней. В период с **.**.** по **.**.** истец проживал и был зарегистрирован по месту жительства в общежитии по адресу: **********. На основании постановления **** "А" от **.**.** №... истец был поставлен на учет на получение жилья с **.**.** под № **** в общей очереди и под № **** в льготной очереди как ****. **.**.** истцу был выдан ордер № **** на состав семьи три человека, включая дочь – Ратиеву Е.В., **.**.** года рождения, и внука – С., **.**.** года рождения, на право занятия жилого помещения, жилой площадью **** кв.м, состоящего из **** комнат в отдельной квартире по адресу: **********. После этого истец продолжал состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений граждан в "А". С **.**.** года Ратиев В.В. является участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы», что подтверждается его заявлением от **.**.**. Распоряжением **** "А" от **.**.** №...**** истец исключен из списка граждан, состоящих на учете в "А" на получение жилого помещения по договору социального найма составом семьи четыре человека в связи с улучшением жилищных условий, со ссылкой на ст.56 Жилищного кодекса РФ. Из письменного ответа истцу от **.**.** следует, что он был снят с учета в связи с тем, что общая площадь занимаемого им жилого помещения на каждого члена семьи превышает учетную норму жилого помещения, установленную решением Совета "А" от **.**.** №... из расчета 10 кв.м и менее общей площади на одного человека. Решением **** городского суда **** от **.**.** распоряжение **** "А" - **** от **.**.** №...**** «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Ратиева В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении отменено. Ратиев В.В. восстановлен в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в "А" Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865 утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Согласно п.10 Правил в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета. На основании решения **** городского суда **** от **.**.** в иске Ратиева В.В. к "М", "А" о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат было отказано. Основанием для отказа в иске явилось то, что период службы Ратиева В.В., финансировавшийся за счет средств федерального бюджета, составляет **** лет **** месяцев, что менее требуемого по закону. Определением судебной коллегии по гражданским делам **** от **.**.** решение **** городского суда **** от **.**.** отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. Судебной коллегией было установлено, что суммарная продолжительность службы истца в органах ****, содержащихся за счет средств федерального бюджета, составляет свыше **** лет (**** лет **** мес. + **** года **** мес.). Соответственно, у истца определяется право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Распоряжением **** "А" - **** от **.**.** №...**** истец снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ). Решением **** городского суда **** от **.**.** распоряжение **** "А" - **** от **.**.** №...**** «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Ратиева В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении признано незаконным и отменено. Ратиев В.В. восстановлен в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в "А" Признано право Ратиева В.В. на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом состава семьи четыре человека. Решение суда вступило в законную силу **.**.**. В судебном заседании установлено, что семья истца состоит из шести человек, включая супругу: Ратиеву Л.Н., дочь – Ногину Е.В., внука – С., **.**.** года рождения, зятя – Ногина В.В., внучку, **.**.** года рождения. Решением **** городского суда **** от **.**.** установлено, что С., **.**.** года рождения, является членом семьи Ратиева В.В. Решением **** городского суда **** от **.**.** Ногин В.А. признан членом семьи Ратиева В.В. В судебном заседании установлено, что **.**.** истец подал в "А" заявление о включении в список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выбравших обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, с приложением требуемых документов. При этом обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения было оформлено Ратиевым В.В. с нарушением требований к его заполнению, слова «"К"» исправлены им на предоставление выплаты на территории "О" (л.д.28). С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», согласно которому статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 2.1, из которого следует, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Таким образом, с 1 января 2011 года военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не выдаются государственные жилищные сертификаты. Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: 1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В части 1 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц жилыми помещениями. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий производится за счет субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Контроль за их исполнением возложен на Росфиннадзор и Минрегион России. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. С 23 марта 2011 года вступил в силу Закон Республики Коми от 1 марта 2011 года № 19-РЗ, который устанавливает порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или жилых помещений по договору социального найма и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона Республики Коми предоставление гражданам, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями, и совместно проживающим с ними членам их семей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения осуществляется органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми. Порядок и условия предоставления гражданам, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями, и совместно проживающим с ними членам их семей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения утверждаются Правительством Республики Коми. Постановлением Правительства Республики Коми от 29 апреля 2011г. № 182 утверждены Порядок и условия предоставления гражданам Российской Федерации, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления в Республике Коми на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, относящимся к категориям, установленным пунктом 2.1 статьи 15, пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», и совместно проживающим с ними членам их семей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее – Порядок). Данным постановлением также определено, что Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по предоставлению указанной категории граждан единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в порядке, определенном настоящим постановлением. Согласно абз.2 ч.1 ст.3 Закона Республики Коми от 1 марта 2011г. № 19-РЗ включение гражданина, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, в список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выбравших обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляется органом местного самоуправления, в котором гражданин принят на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, на основании запроса гражданина, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, поданного им по форме согласно приложению № 2 к настоящему Закону в соответствующий орган местного самоуправления. Согласно п.18 ч.2 Закона к запросу о включении в список на предоставление единовременной денежной выплаты прилагается письменное обязательство гражданина, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, и совершеннолетних членов его семьи об отчуждении в установленном порядке жилого помещения, находящегося в собственности, либо о расторжении в установленном порядке договора социального найма жилого помещения по форме согласно приложению № 3 к настоящему Закону. Форма обязательства утверждена Законом Республики Коми от 1 марта 2011г. № 19-РЗ. Согласно утвержденной форме обязательства предусматривается предоставление гражданам единовременной денежной выплаты на территории Республики Коми. Не допускается внесение изменений (исправлений) в утвержденную форму. Ратиев В.В. с **.**.**. состоит на учете граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в муниципальном районе «****», что в соответствии с законодательством Российской Федерации свидетельствует об избрании им постоянным местом жительства в **** "К". Факт избрания Ратиевым В.В. иного постоянного места жительства на территории **** ("О") в судебном заседании не подтвердился. На основании изложенного суд приходит к выводу, что требование Ратиева В.В. о признании права на использование единовременной денежной выплаты для приобретения жилья в "О" не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В иске Ратиева В.В. к "А" о признании права на использование единовременной денежной выплаты для приобретения жилья в "О" отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: С.Н.Шахтарова Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2012 года.