Дело № 2-443/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Печорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Шахтаровой С.Н. при секретаре Сапегиной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 20 февраля 2012 года дело по заявлению ООО «Т» об оспаривании представления П об устранении нарушений трудового законодательства от **.**.**, У С Т А Н О В И Л: ООО «Т» обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления П от **.**.** № **** об устранении нарушений трудового законодательства, указывая, что не согласно с выявленным нарушением, заключающемся в том, что должностные оклады в ООО «Т» ниже минимального размера оплаты труда, основанным на неправильном толковании ст.ст.133,135 Трудового кодекса РФ. Заявитель просил отменить представление П. В судебном заседании представитель заявителя Филиппов А.П. на требовании настаивал. Представитель прокуратуры Коровенко А.В. требование не признал. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). В силу статьи 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Из обстоятельств дела следует, что по заявлению работников **** ООО «Т» в П по поводу установления оклада в размере **** рубля, что меньше минимального размера оплаты труда, который с **.**.** составляет **** рублей, была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ООО «Т» на **.**.**. По результатам проверки вынесено представление от **.**.** № **** **** ООО «Т» об устранении нарушений трудового законодательства (л.д.8-10). Представление прокурора – акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. В судебном заседании установлено, что ООО «Т» начало свою деятельность с **.**.** При принятии на работу в **.**.**. **** был установлен оклад в сумме **** рублей. С **.**.** был установлен оклад в сумме **** рубля. С **.**.** заработная плата была увеличена на ****%. Из представления П следует, что в нарушение норм трудового законодательства (ст.ст.2, 22, 133 ТК РФ, ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») приказами о приеме на работу и трудовыми договорами, заключенными ООО «Т» с работниками Б., К., Е., Р., И., З., А., оклады указанным работникам установлены в размере **** руб. в месяц. Указанные выше нарушения трудового законодательства у ООО «Т» допущены по причине ослабления контроля со стороны руководства организации, а также недобросовестного исполнения работниками предприятия возложенных должностных обязанностей. Выявленные нарушения законодательства о труде являются недопустимыми, поскольку противоречат гарантиям трудовых прав и свобод граждан. Согласно пункту 2 представления П требует в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. В судебном заседании прокурор пояснил, что ООО «Т» на основании данного представления должна установить работникам оклады не ниже минимального размера оплаты труда. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ст.132 ТК РФ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С **.**.** также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ). Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133-1 ТК РФ). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч.2 ст.146 ТК РФ труд работников, занятых в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Повышенная оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями обеспечивается с помощью применения районных коэффициентов и надбавок к заработной плате. Согласно ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7 Конституции РФ). Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. По смыслу приведенных конституционных положений институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130), повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему норм труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Нормы главы 50 Трудового кодекса РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Согласно Положению об оплате труда ООО «Т», утвержденному **.**.**, в Обществе устанавливается **** тарифная сетка оплаты труда работников (п.2.5). Размер месячной заработной платы с учетом всех стимулирующих и компенсационных выплат любого, в том числе неквалифицированного работника Общества, полностью отработавшего норму рабочего времени в нормальных условиях труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации (п.2.7 Положения). В Обществе применяется повременно-премиальная система оплаты труда, при которой работнику оплачивается то время, которое он фактически отработал, а также начисляются премии по результатам работы за месяц, при этом труд работников Общества (сумма заработной платы за фактически отработанное время) оплачивается исходя их установленного оклада (п.2.8 Положения). В разделе 3 Положения об оплате труда перечислены гарантийные и компенсационные выплаты работникам ООО «Т». Из лицевых счетов по заработной плате работников ООО «Т» следует, что их заработная плата при норме рабочего времени за месяц, без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составляет не менее минимального размера оплаты труда. Таким образом, требование П установить работникам ООО «Т» оклад в размере не менее минимального размера оплаты труда, является необоснованным. Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Признать недействительным и отменить представление П от **.**.** № **** об устранении нарушений трудового законодательства, внесенное **** ООО «Т». Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: С.Н.Шахтарова Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2012 года.