Дело № 2-261/2012 о признании решения об отказе в присвоении звания `Ветеран труда` незаконным



Дело № 2-261/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.

при секретаре Балашовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 14 февраля 2012 года гражданское дело по заявлению Прилиповой Н.И. о признании решения "А" и письма "Ц" об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконными, обязании "А" принять решение о присвоении звания «Ветеран труда», взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Прилипова Н.И. обратилась в Печорский городской суд с заявлением о признании незаконными решения "А" и письмо "Ц" от **.**.** №... об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании "А" принять решение о присвоении ей звания «Ветеран труда», взыскать с "А" судебные расходы. В обоснование требований указала, что обратилась в "Ц" с заявлением на присвоение ей звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что период работы она была награждена почетной грамотой "М" «За многолетний добросовестный труд в потребительской кооперации и в связи с 50-летием со дня рождения». Письмом от **.**.** №... "Ц" уведомило истицу о том, что "А" приняло решение об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда». Основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» послужило отсутствие в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302, такой награды как почетная грамота "М". С данным решением Прилипова Н.И. не согласна по следующим основаниям:

Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 (ред. от 21.03.2011) «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми» утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда» (Приложение № 2), который не содержит наград в сфере потребительской кооперации. Однако, постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011 года данный Перечень признан не соответствующим Конституции Республики Коми, в той мере, в какой он устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». В соответствии с ч.3 ст. 73 Закона РК от 31.10.1994 № 7-РЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Таким образом, Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 (в ред. от 21.03.2011) не является исчерпывающим и к нему могут быть отнесены и другие ведомственные знаки отличия в труде, в том числе и знаки отличия в труде "М".

Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя "А", представителя "М", извещенных о времени и месте судебного заседания, изложивших свое мнение по существу заявления в письменных отзывах, просивших о рассмотрении дела без участия их представителей.

В судебном заседании заявитель Прилипова Н.И. и ее представитель Константинова Н.В. на требованиях настаивали.

Представитель "Ц" Королева Т.Н. требования не признала.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании было установлено:

Прилипова Н.И., **.**.** г.р. согласно записей в трудовой книжке работает в системе **** с **.**.** года. С **.**.** работает в "Л" ****. Прилипова Н.И. с **.**.** года является получателем трудовой пенсии по старости.

Прилипова Н.И. на основании Постановления "М" от **.**.** года № **** была награждена Почетной грамотой "М" за многолетний добросовестный труд в потребительской кооперации и в связи с 50-летием со дня рождения.

**.**.** Прилипова Н.И. обратилась в "Ц" с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда». К указанному заявлению были приложены необходимые документы, в том числе и Почетная грамота "М".

Приказом "А" №... от **.**.** «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» Прилиповой Н.И. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» ввиду отсутствия оснований согласно представленным документам, которые не отвечают абз. 3 пп.1 п.6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми».

Письмом от **.**.** №... "Ц" уведомило Прилипову Н.И. о том, что "А" ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 22.1. Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ « О социальной поддержке населения в Республике Коми» установлено, что звание «Ветеран труда» присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми: а) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется на основании письменных заявлений граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и документов, подтверждающих основания для его присвоения (далее - письменные заявления и документы).

Письменные заявления и документы подаются лицами, претендующими на присвоение звания «Ветеран труда», в уполномоченный Правительством Республики Коми орган исполнительной власти Республики Коми по месту жительства.

Порядок рассмотрения письменных заявлений и документов, а также перечень документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», и порядок выдачи удостоверений, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда» определяются Правительством Республики Коми.

На основании п. 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 (далее – Положение), которое разработано в целях реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», для граждан, награжденных орденами или медалями либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет настоящего Положения, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие:

1) награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.

Документами, подтверждающими награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, являются наградные удостоверения или другие документы к указанным государственным наградам, учрежденным законодательством СССР, РСФСР или Российской Федерации.

Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

Приложение № 2 к Положению не содержит такую награду как Почетная грамота "М".

Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011 года «По делу о проверке конституционности Приложения № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», по запросу прокурора Республики Коми» Конституционный Суд Республики Коми постановил признать Положение № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», несоответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.

Таким образом, отсутствие в перечне Приложения № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» Почетной грамоты "М" не может являться основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда».

Доводы "А", изложенные в отзыве, о том, что Почетная грамота "М" не является ведомственной наградой, так как "М" не является ведомством, т.е. федеральным органом власти, судом не принимается по следующим основаниям:

В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также федеральных нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Понятие «ведомство» также не имеет легального определения, содержащегося в нормативно-правовых актах. В связи с этим, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой граждане плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняли свои трудовые функции.

Исходя из указанного обстоятельства, определение "А" понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, а равно и отнесение к ведомственным исключительно учреждений, организаций, предприятий, подведомственных (находящихся в ведении) соответствующего федерального органа, как это указано в Положении о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, является противоречащим федеральному законодательству «О ветеранах».

В широком смысле слова «ведомство» означает центральное учреждение, возглавляющее какую-либо отрасль управления в ведении какого-либо официального органа или лица. Ведомство - это орган возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства).

Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Центральный союз потребительских обществ России – союз потребительских обществ России, созданный потребительским обществом для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг (ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 года № 3085-1).

Как следует из положений ст.ст.1, 31 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» Центральный союз потребительских обществ является центральным учреждением по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающим контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер.

Таким образом, потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является "М".

Следовательно, "М" является ведомством, централизованно координирующим деятельность потребительских обществ и их союзов разных уровней.

Соответственно, так как федеральное законодательство не содержит определения понятия «ведомственный знак отличия в труде» или перечня таких знаков, по сущностному признаку – достижение в труде, добросовестный и долголетний труд в отрасли потребительской кооперации – Почетная грамота "М" должна быть признана ведомственным знаком отличия в труде. В силу неопределенности в законодательстве понятия "ведомственные знаки отличия в труде" не должны нарушатся конституционные права граждан.

Кроме этого, ранее Министерством труда Российской Федерации в Обзорах практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда» (письма от 15.09.1997 № 4545-СК и от 07.10.1998 № 5635-КС) к ведомственным наградам были отнесены знаки отличия в труде, выдаваемые территориальными Союзами потребительских обществ («За добросовестный труд в потребительской кооперации», «Отличник советской потребительской кооперации»), а также почетные грамоты других общественных объединений.

Также, как следует из отзыва "М", в **.**.**-е годы "М" неоднократно обращался в Минтруд России по вопросу, связанному с присвоением звания «Ветеран труда». Из Минтруда России были получены многочисленные ответы, которые являлись основанием для получения гражданами России звания «Ветеран труда» в различных субъектах Российской Федерации.

Так, в соответствии письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 № 2026-ВЯ\4176/1-30 к ведомственным знакам отличия в труде относятся: нагрудные знаки и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные звания, почетные грамоты, если награждение производилось от имени министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с ЦК профсоюзов отраслей народного хозяйства. (письмо от 17.01.1996 № 110/106-5).

Знаки, значки, почетные звания и грамоты, врученные Центральными органами общественных организаций бывшего СССР и РСФСР могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде, если ими были награждены работники непосредственно этих общественных организаций, то есть состоящие в штате этой организации и получающие от нее заработную плату (письмо от 22.04.1996 № 110/1502-5).

При таких обстоятельствах заявленные требования Прилиповой Н.И. о признании незаконными решения "А" и письмо "Ц" от **.**.** №... об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании "А" принять решение о присвоении ей звания «Ветеран труда» подлежат удовлетворению.

При удовлетворении требований заявителя с "А" подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя в размере **** рублей (ст. 100 ГПК РФ). Ходатайство представителя "Ц" от имени "А" о снижении взыскиваемых судебных расходов до **** рублей удовлетворению не подлежит, так как сумма **** рублей является разумной, с учетом сложности дела, также является обоснованной. Уплаченная заявителем государственная пошлина при подаче заявления в размере **** рублей взысканию с "А" не подлежит в силу п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным приказ "А" №... от **.**.** «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в части отказа Прилиповой Н.И. в присвоении звания «Ветеран труда».

Признать незаконным письмо "Ц" от **.**.** №... об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» Прилиповой Н.И..

Обязать "А" присвоить Прилиповй Н.И. звание «Ветеран труда».

Взыскать с "А" в пользу Прилиповой Н.И. расходы на оплату услуг представителя в размере **** рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.Г. Порохина

Мотивированное решение изготовлено 24.02.2012 года