№2-890/2012 о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленном порядке



Дело № 2-890/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.

при секретаре Волотовской Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 30 мая 2012 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «****» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленном порядке,

У С Т А Н О В И Л:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «****» о возложении обязанности в срок до **.**.** провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленном порядке, указывая, что неисполнение требований законодательства об аттестации рабочих мест может привести к травматизму, причинению вреда здоровью работающих на предприятии граждан и даже их гибели, нарушает права работников предприятия на безопасные условия труда, а также может в последующем нарушить права граждан, которые поступят на работу в ООО «****».

В судебном заседании прокурор Коровенко А.В. на иске настаивал.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.

Согласно ст.209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст.212 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от **.**.** №..., устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п.1 Порядка).

Согласно п.2 Порядка аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

В соответствии с п.3 Порядка результаты аттестации используются в целях:

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

оценки профессионального риска;

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п.4 Порядка).

Согласно п.6 Порядка обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

В соответствии с п.8 Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда регулируется разделом III Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно п.13 Порядка оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; оценку травмоопасности рабочих мест; оценку обеспеченности работников СИЗ; комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации (п.44 Порядка).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

В соответствии с п.45 Порядка после проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что общество с ограниченной ответственностью «****» зарегистрировано в качестве юридического лица **.**.** (л.д.7).

Основной вид экономической деятельности организации – консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники.

Дополнительными видами экономической деятельности являются: деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов; розничная торговля компьютерами, программным обеспечением и периферийными устройствами; техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники; прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; транспортная обработка грузов и хранение; предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества; деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; аудиторская деятельность (л.д.9-11).

Судом установлено, что штатным расписанием ООО «****» по состоянию на **.**.** предусмотрена одна штатная единица инженера (л.д.20).

В нарушение требований трудового законодательства аттестация рабочих мест в организации не проведена.

На основании изложенного суд приходит к выводу о возложении на общество с ограниченной ответственностью «****» обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленном порядке в срок до **.**.** Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «**********» в сумме **** рублей (ст.103 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «****» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до **.**.**.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «****» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «**********» в сумме **** рублей (****).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: С.Н.Шахтарова

Мотивированное решение изготовлено 4 июня 2012 года.