О признании незаконным бездействия должностного лица по неисполнении решения суда.



Дело № 2-690/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.

при секретаре Сапегиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 30 марта 2011 года дело по заявлениям Гусевой В.А., Гусева М.А., Гусева В.А. к ответчику о признании незаконным бездействия, возложении обязанности внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного документа,

У С Т А Н О В И Л:

На основании решения Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** ответчик был обязан предоставить вне очереди Гусевой В.А., Гусеву М.А., Гусеву В.А. по договору социального найма на состав семьи три человека, благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, - общей площадью не менее **** квадратных метров.

Определением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** изменены способ и порядок исполнения решения суда. С ответчика в пользу Гусевой В.А., Гусева М.А., Гусева В.А. взыскана рыночная стоимость квартиры в сумме ****

**.**.** определение суда вступило в законную силу, исполнительные листы были высланы взыскателю для предъявления к исполнению.

Определением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** в постановочную часть определения суда от **.**.** внесены уточнения: с ответчика в пользу Гусевой В.А., Гусева М.А., Гусева В.А. взыскано по **** рублей каждому. Исполнительный лист о взыскании **** был отозван.

**.**.** определение суда от **.**.** вступило в законную силу, исполнительные листы были направлены взыскателям для предъявления к исполнению.

Гусева В.А., Гусев М.А., Гусев В.А. обратились в суд с заявлениями к ответчику о признании незаконным бездействия, возложении обязанности внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного документа, указывая, что на основании определения суда в период с **.**.** по **.**.** должником было перечислено ****. На основании п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов за счет казны муниципального образования производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. При этом исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные решением о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (п.5 ст.242.2 БК РФ). Это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования – при наличии к тому оснований является не только правом, но и его обязанностью, которая не исполнялась. При отсутствии или недостаточности в бюджете ассигнований на исполнение судебных решений за счет казны муниципального района «Печора» Управление финансов муниципального района «Печора» должно было своевременно уведомить об этом главу администрации и Совет муниципального района «Печора», которые, в свою очередь, обязаны были обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ – в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.

В судебном заседании заявители Гусева В.А. и Гусев В.А. на требованиях настаивали.

Представитель заинтересованного лица Гамлий О.С. требования не признала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие заявителя Гусева М.А.

Выслушав объяснения заявителей, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Согласно ст.37 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями (ст.41 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно п.5.1 Положения об администрации муниципального района «Печора» администрация имеет в собственности финансы, имущество, находящееся в муниципальной собственности и переданное ей в оперативное управление, и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, смету расходов и доходов.

Финансовой основой администрации являются средства бюджета муниципального образования муниципального района и внебюджетных фондов, а также финансовые ресурсы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.

Средства бюджета муниципального образования направляются на финансирование образования, здравоохранения, социально-культурных мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, других расходов, предусмотренных расходной частью бюджета (пункты 9.1, 9.3 Положения).

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с п.2 ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ (ред.от 30.04.2010) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения – должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

В судебном заседании установлено, что **.**.** Финансовым управлением Министерства финансов Республики Коми в г.Печоре в адрес ответчика было направлено уведомление №... о поступлении исполнительных листов, выданных Печорским городским судом Республики Коми **.**.**. Исполнительные листы были возвращены взыскателю **.**.** без полного исполнения по личному заявлению.

**.**.** финансовым управлением Министерства финансов Республики Коми в г.Печора в адрес ответчика было направлено уведомление №... о поступлении исполнительного документа, выданного **.**.** Печорским городским судом Республики Коми.

Согласно п.3 ст.242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

В судебном заседании установлено, что ответчиком в адрес **** **.**.** было направлено ходатайство об изменении бюджетных ассигнований главного распорядителя, распорядителя и получателя денежных средств бюджета муниципального образования муниципального района «Печора». Кроме этого, **.**.** ответчиком в адрес **** было направлено ходатайство о внесении изменений в показатели кассового плана бюджета по кассовым выплатам на **** год.

**.**.** **** был дан ответ о невозможности исполнения ходатайства в связи с отсутствием дополнительных источников финансирования.

При составлении проекта бюджета МО муниципального района «Печора» на **** год расходы на исполнение всех имеющихся судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений были предусмотрены в размере ****. По рассмотрению плановой доходной части бюджета расходы на исполнение судебных актов по денежным обязательствам Советом МР «Печора» были утверждены в размере ****.

В течение **** года в бюджетную смету на **** год дважды вносились изменения в части увеличения бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Первые изменения в бюджетную смету были внесены **.**.**. Расходы на исполнение судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений были увеличены на ****. Последние изменения в бюджетную смету были внесены **.**.**. Расходы на исполнение судебных актов были увеличены на ****.

При составлении проекта бюджета МО муниципального района «Печора» на **** год расходы на исполнение всех имеющихся судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений были предусмотрены в размере ****. По рассмотрению плановой доходной части бюджета расходы на исполнение судебных актов по денежным обязательствам Советом МР «Печора» были утверждены в размере ****. Из объяснений представителя заинтересованного лица следует, что в течение года планируется корректировка указанной суммы в сторону увеличения.

В соответствии с п.2 ст.83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Ссылка заявителей на ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ является необоснованной, так как взыскание денежных средств в пользу взыскателей произведено по обязательствам муниципального бюджетного учреждения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчиком не были нарушены требования бюджетного законодательства, в связи с чем заявления Гусевой В.А., Гусева М.А., Гусева В.А. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного документа не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 191, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявления Гусевой В.А., Гусева М.А., Гусева В.А. к ответчику о признании незаконным бездействия, возложении обязанности внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного документа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.Н.Шахтарова

Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2011 года.