Дело №2- 820/11года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
В составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,
При секретаре Басовой С.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре
20 апреля 2011 года дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчику:
- о признании незаконными действий по эксплуатации опасных производственных объектов: ****, расположенного в ********** ; ****, расположенного в **********; ****, расположенного в **********, в условиях отсутствия Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предприятия (ПЛАРНа);
-об обязании в срок до **.**.** разработать и направить для утверждения в Главное Управление МЧС России по Республике Коми План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предприятия (ПЛАРНа) на находящиеся в эксплуатации ответчика опасные производственные объекты: ****, расположенный в **********; ****, расположенный в **********; участок транспортирования опасных веществ, расположенный в **********,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском с ответчику о признании незаконными действий по эксплуатации опасных производственных объектов: ****, расположенного в **********; ****, расположенного в **********; ****, расположенного в **********, в условиях отсутствия Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предприятия (ПЛАРНа); об обязании в срок до **.**.** разработать и направить для утверждения в Главное Управление МЧС России по Республике Коми Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предприятия (ПЛАРНа) на находящиеся в эксплуатации ответчика опасные производственные объекты: ****, расположенный в **********; ****, расположенный в **********; участок транспортирования опасных веществ, расположенный в **********. В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ответчик в силу специфики хозяйственной деятельности осуществляет эксплуатацию вышеуказанных опасных производственных объектов в условиях отсутствия у Общества разработанного и согласованного в установленном законом порядке Плана но предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предприятия (далее по тексту ПЛАРН). Указанный факт подтверждается информацией начальника Главного управления МЧС России по Республике Коми O.J1. Мануйло №... от **.**.**, согласно которой следует, что ответчик, имея объекты на которых возможны чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефти и нефтепродуктов, до настоящего времени не имеет разработанного и согласованного в установленном законом порядке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; а так же объяснениями и.о. директора ответчика - Васикова В.А., которые были даны им **.**.** в природоохранной прокуратуре при решении вопроса о возбуждении в отношении Общества административного производства по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. Отсутствие плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не позволит эксплуатирующей организации ответчика провести своевременные и достаточные мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов, а при возникновении чрезвычайной ситуации на опасном производственном объекте не позволит Обществу провести своевременные и достаточные мероприятия, направленные на ликвидацию последствий разливов нефти и защиту населения, а так же окружающей среды от негативного воздействия.
В судебном заседании прокурор Антонов П.В. свои исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Малышева Н.М. исковые требования признала частично.
Дело слушается в отсутствии представителей третьих лиц в порядке ст.167 ГПК РФ, которые требования прокурора в представленных письменных отзывах поддержали в полном объеме.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования законными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций: планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; в том числе иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Согласно абзацу второму ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Опасными производственными объектами в соответствии с п. 1 ст. 2 указанного выше Федерального закона являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону (далее - Приложение 1).
В силу подпункта «в» пункта 1 Приложения I к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. №613 «О неотложных мерах по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей среды от их воздействия утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Основные требования).
Абзацем третьим пункта 6 Основных требований предусмотрено, что планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Обязанность организации но планированию мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на эксплуатируемых опасных производственных объектах предусмотрена так же пунктом 2 «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 за №240 и пунктом 5.1 «Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора от 18.10.2002г. за №61-А.
Изложенные выше требования законодательства определяют правовые, экономические, социальные и природоохранные основы, которые направлены на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Материалами проведенной прокуратурой проверки установлено, что предприятие ответчика эксплуатирует опасные производственные объекты в условиях отсутствия у Общества разработанного и утвержденного в установленном законом порядке Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предприятия.
Факт отсутствия ПЛАРНа подтвержден материалами гражданского дела и ответчиком не оспаривается. Действия по эксплуатации опасных производственных объектов следует признать незаконными.
Работа по оформлению документов и устранению нарушений, выявленных в ходе проведения прокурорской проверки, проводится ответчиком
Перечисленные нарушения природоохранного законодательства напрямую затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц (какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории МО MP «Печора» Республики Коми) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, т.е. права граждан, которые в силу ст.ст. 17,18, и 42 Конституции Российской Федерации являются неотчуждаемым, непосредственно действующим, гарантированы и соответственно защищаются действующим законодательством.
Из изложенного следует, что несоблюдение предприятием ответчика указанных выше требований природоохранного законодательства создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и окружающей природной среде в будущем. Ответчику следует разработать и направить для утверждения в Главное Управление МЧС России по Республике Коми ПЛАРН на опасные производственные объекты, описанные выше. Срок для разработки ПЛАРНа установить до **.**.**.
Из анализа материалов гражданского дела суд приходит к выводу о законности требований прокурора и их удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия ответчика по эксплуатации опасных производственных объектов: ****, расположенный в ********** ;****, расположенный в **********; ****, расположенный в **********, в условиях отсутствия Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предприятия (ПЛАРНа).
Обязать ответчика в срок до **.**.** разработать и направить для утверждения в Главное Управление МЧС России по Республике Коми План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предприятия (ПЛАРН) на находящиеся в эксплуатации ответчика опасные производственные объекты:
- ****, расположенный по адресу: **********;
-****, расположенный по адресу: **********;
-****, расположенный по адресу: **********.
Взыскать с ответчика в доход муниципального образования муниципального района «Печора» расходы по государственной пошлине в сумме ****.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья М.В.БОРОДУЛИНА
Мотивированное решение изготовлено на ПК