О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в жилом доме.



Дело № 2-707/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Литвиненко С.К.

при секретаре Ишиной Ю.С.

с участием прокурора Коровенко А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 19 апреля 2011 г. дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчику1, ответчику2 о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в жилом доме **********,

У С Т А Н О В И Л:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику1 о возложении обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в жилом доме по адресу: **********. В обоснование требований истец указал, что в период с **.**.** по **.**.** Отделом ГПН г. Печора проведена проверка в отношении ответчика1, в ходе, которой, были выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области пожарной безопасности в жилом многоквартирном доме **********, а именно: пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами, не проводится проверка работоспособности пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, монтаж электрических сетей выполнен с нарушениями требований нормативных документов по энергетике (соединение электрических проводов осуществляется в скрутку, не закрыты корпуса соединительных и ответвительных коробок крышками из несгораемых или трудносгораемых материалов), электрические лампы не закрыты защитными стеклянными плафонами, рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника, не обеспечено свободное открывание дверей эвакуационных выходов, двери чердачного помещения не закрыты не замок, на двери указанного помещения не нанесена информация о месте хранения ключей, допускается складирование горючих материалов на чердаке (мусор), не проведены эксплуатационные испытания наружных ограждений на крыше здания. Истец основывает свои требования на положениях ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)". Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд.

В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Коровенко А.В. на иске настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Судом к участию в деле в качестве соответчика ответчика2, в качестве третьего лица привлечен Отдел ГПН г. Печора.

Представитель третьего лица Отдела ГПН г. Печора Князев А.В. исковые требования поддержал, свои доводы изложил письменно (л.д.115) и пояснил, что устранять выявленные нарушения правил пожарной безопасности в местах общего пользования обязаны, как ответчик1 - организация, эксплуатирующая данное здание, так и ответчик2, как собственник жилого фонда.

Представитель ответчика 1 - Шимлых В.Н., полномочия которой подтверждены доверенностью (л.д.89), требования не признала, пояснила, что прокурор не вправе обращаться с таким требованием, так как круг лиц определен – это лица, зарегистрированные и проживающие в **********. Считает, что те нарушения пожарной безопасности, которые выявлены органами ГПН г. Печоры, должны быть устранены не управляющей организацией, а собственниками жилых помещений, в том числе и ответчиком2

Представитель ответчика 1 – Гамлий О.С., полномочия которой подтверждены доверенностью (л.д. 102), требования не признала, считает, что устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности относится к компетенции общего собрания собственников жилого дома, которое не проводилось. Также считает, что прокурор не вправе обращаться с таким требованием в суд, поскольку это право, ст. 45 ГПК РФ, ему не предоставлено, так как круг лиц, проживающих в д.**********, определен, - это лица, зарегистрированные и проживающие в д.**********

Заслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено.

В соответствии с Договором №... управления многоквартирными домами от **.**.**, заключенным между ответчиками на основании проведенного ответчиком2 открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (протокол конкурса от **.**.**), ответчик1 по отношению к дому №... по ********** является управляющей организацией (л.д.8-26, 91-94).

Деятельность ответчика1, как управляющей организации, регулируется жилищным законодательством, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 с последующими изменениями, по организации технического обслуживания - Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003г. № 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, а также другим действующим законодательством.

Ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 данного Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

П. 91 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (вместе с "ППБ 01-03..."), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 установлено, что пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу.

В соответствии с п. 57 данных Правил проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Согласно п. 60 Правил при эксплуатации действующих электроустановок запрещается:

использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;

обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

Согласно п. 52 Правил двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

На основании п. 53 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

В соответствии с п. 44 Правил двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей.

Согласно п. 40 Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:

использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

Согласно п. 41 Правил наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

П. 5.6.6. данных Правил установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны:

обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации;

обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений;

обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования;

контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности;

при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности.

В судебном заседании установлено, что Постановлением ответчика2 №... от **.**.**, дом ********** исключен из числа «****» на основании ч.2 ст. 92 ЖК РФ (л.д.90).

Представитель третьего лица суду пояснил, что в период времени с **.**.** по **.**.** Отделом ГПН г. Печора была проведена проверка исполнения предписания №... от **.**.** в отношении ответчика2. В ходе проверки было установлено, что нарушения обязательных требований законодательства в области пожарной безопасности в жилом многоквартирном доме **********, не устранены, о чем был составлен акт. Данные нарушения носят длящийся характер, а именно с ****, когда в адрес ответчика1, как управляющей организации, было выдано первое предписание.

В судебном заседании установлено, что в связи с выявленными нарушениями правил пожарной безопасности при эксплуатации жилого ********** в ********** в адрес управляющей организации ответчика1 Отделом ГПН г. Печора были выданы Предписания №... от **.**.**, №... от **.**.** (л.д.103-114).

Как следует из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности №... от **.**.** в жилом многоквартирном доме **********, выявленные ранее нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно: пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами, не проводится проверка работоспособности пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, монтаж электрических сетей выполнен с нарушениями требований нормативных документов по энергетике (соединение электрических проводов осуществляется вскрутку, не закрыты корпуса соединительных и ответвительных коробок крышками из несгораемых или трудносгораемых материалов), электрические лампы не закрыты защитными стеклянными плафонами, рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника, не обеспечено свободное открывание дверей эвакуационных выходов, двери чердачного помещения не закрыты не замок, на двери указанного помещения не нанесена информация о месте хранения ключей, допускается складирование горючих материалов на чердаке (мусор), не проведены эксплуатационные испытания наружных ограждений на крыше здания, остались не исполненными, что представителями ответчиков не оспаривается (л.д. 27-29).

В адрес ответчика 1 должностным лицом Отдела ГПН г. Печора **.**.** выдано очередное Предписание №... об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности и установлен срок их исполнения – **.**.**. Предписание ответчиком 1 обжаловано не было (л.д.31- 53 – 85).

Таким образом, судом установлено, что в жилом доме ********** длительное время продолжают иметь место нарушения Правил пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в данном доме, а также людей временно находящихся в этом здании.

Как установлено в судебном заседании весь жилищный фонд, в том числе и дом ********** находится в собственности муниципального образования муниципального района «Печора», состоит на балансе местной казны, что ответчиками не оспаривается.

Поскольку ответчик 1 на момент выявления нарушений правил пожарной безопасности являлась управляющей организацией дома ********** и в силу вышеназванных норм закона обязана была выполнять требования нормативных документов по соблюдению требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности в виде выполнения следующих видов работ: электрические лампы в местах общего пользования закрыть защитными стеклянными плафонами, рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника, обеспечить свободное открывание дверей эвакуационных выходов, двери чердачного помещения закрыть на замок, на двери помещения чердака нанести информацию о месте хранения ключей, очистить чердак от мусора, провести эксплуатационные испытания наружных ограждений на крыше здания, следует возложить именно на ответчика1. Поскольку в Представлении Отдела ГПН г. Печора №... от **.**.** указан срок их устранения до **.**.**, суд приходит к выводу, что выявленные вышеперечисленные нарушения ответчик1 должен устранить до **.**.**

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Поскольку до **.**.** д.********** имел статус ****, а выявленные нарушения правил пожарной безопасности в местах общего пользования в виде того, что пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами, что предусмотрено конструктивными элементами здания, монтаж электрических сетей выполнен с нарушениями требований нормативных документов по энергетике (соединение электрических проводов осуществляется вскрутку, не закрыты корпуса соединительных и ответвительных коробок крышками из несгораемых или трудносгораемых материалов), то организацию устранения данных нарушений следует возложить на ответчика2, как на собственника данного жилого дома, состоящего на балансе местной казны.

Доводы ответчиков о том, что прокурор не праве обращаться с данным иском в суд, так как круг лиц определен гражданами, зарегистрированными и проживающими в данном доме, судом не принимаются, поскольку в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а как следует из выявленных нарушений правил пожарной безопасности при эксплуатации жилого д.**********, в случае возникновения пожара в данном жилом, из-за нарушений требований пожарной безопасности, существует угроза распространения огня на близлежащие здания и сооружения, в результате чего может пострадать большое количество людей, точное количество которых определить невозможно, также как и не возможно определить и круг лиц, которые могут находиться в данном здании.

Доводы представителя ответчика 2 о том, что обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности следует возлагать на всех собственников жилых помещений данного дома, судом не принимаются, поскольку нарушения правил пожарной безопасности выявлены в местах общего пользования в то время, когда данное жилое помещение имело статус общежития, собственником которого является ответчик2 и поэтому он, как собственник, обязан был устранить данные нарушения.

Доводы представителя ответчика 1 о том, что они выполняют только те работы, которые указаны в Приложении к договору от **.**.** (л.д.92-94), а поэтому устранять выявленные нарушения правил пожарной безопасности они не обязаны, судом не принимаются, поскольку составление усеченного Перечня обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не освобождает управляющую организацию от выполнения требований жилищного законодательства, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003г. № 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 и иных нормативных документов, которыми предусмотрено соблюдение требований пожарной безопасности.

Не принимаются доводы ответчиков о том, что для устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности у них отсутствуют необходимые денежные средства, поскольку отсутствие необходимого финансирования не может служить основанием для освобождения ответчиков от исполнения обязанностей по исполнению требований пожарной безопасности, так как данные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.

При удовлетворении заявленных требований с ответчика 1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме **** (ст. 103 ГПК РФ).

В силу ст. 333.36 НК РФ ответчик 2 освобожден от уплаты государственной пошлины.

Суд принимает решение в пределах заявленных истцом требованиям (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ответчика2 в срок до **.**.** устранить нарушения требований пожарной безопасности путем организации проведения работ по монтажу электрических сетей в местах общего пользования в соответствии с требованиями нормативных документов по энергетике в д.**********.

Обязать ответчика2 в срок до **.**.** устранить нарушения требований пожарной безопасности путем организации укомплектования рукавами и стволами пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода в д.**********

Обязать ответчика1 в срок до **.**.** устранить нарушения требований пожарной безопасности в жилом доме ********** путем выполнения следующих видов работ: электрические лампы в местах общего пользования закрыть защитными стеклянными плафонами, рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника, обеспечить свободное открывание дверей эвакуационных выходов, двери чердачного помещения закрыть на замок, на двери помещения чердака нанести информацию о месте хранения ключей, очистить чердак от мусора, провести эксплуатационные испытания наружных ограждений на крыше здания.

Взыскать с ответчика1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме ****

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течении 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: С.К. Литвиненко

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2011 года.