Дело №2-865/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
В составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,
При секретаре Басовой С.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре
20 апреля 2011 года дело по заявлению генерального директора ООО «****» **** об оспаривании Представления Печорского межрайонного прокурора №... от **.**.** « Об устранении нарушений жилищного законодательства в области раскрытия информации»,
У С Т А Н О В И Л:
Генеральный директор ООО «****» **** обратился в суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным Представления Печорского межрайонного прокурора №... от **.**.** « Об устранении нарушений жилищного законодательства в области раскрытия информации». В обоснование своих требований заявитель указал, что представление прокурора не соответствует предъявляемым требованиям, внесено на некачественно проведенной проверке. Из представления прокурора не усматривается период и место совершения нарушения законодательства в области раскрытия информации. Документы по пункту 9 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, могли быть опубликованы не ранее **.**.**.
В судебном заседании представитель заявителя адвокат Шимлых В.Н. требования заявления поддержала.
В судебном заседании старший помощник прокурора Бельская А.Ю. требование не признала.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает требования заявителя не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 161 ч.10 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности ( в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года №731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Указанный Стандарт вступил в силу 9 октября 2010года. В соответствии с пунктом 2 Постановления №731 от 23 сентября 2010 года организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 ЖК РФ договора управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления ( то есть до 10 декабря 2010 года). Таким образом, Стандарт подлежит обязательному исполнению.
Представление прокурора может быть оспорено в порядке ст.25 ГПК РФ (пункт 3 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
Заявителями по данной категории дел выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций могут выступать не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие те или иные действия, бездействие( пункт 12 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года №2).
Обязанность доказать законность внесенного представления возлагается на Печорского межрайонного прокурора. Сторона заявителя со своей стороны вправе представить доказательства, в соответствии с которыми они считают представление прокурора неправильным и необоснованным.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Печорской межрайонной прокуратурой **.**.** была проведена проверка соблюдения ООО «****», расположенного по адресу: РК **********, жилищного законодательства, направленного на обеспечение свободного доступа граждан к информации об основных показателях деятельности управляющей организации.
По результатам проверки **.**.** было внесено Представление №... об устранении нарушений жилищного законодательства в области раскрытия информации (л.д.8-9).
При проведении проверки на стенде в офисе компании имелась только информация о выборах ( выборы состоялись **.**.**). Остальная информация о деятельности компании была снята со стенда.
В представлении прокуратуры перечислена информация, которая отсутствовала и на сайте, и на стенде в помещении ООО «****».
Из показаний старшего помощника прокурора Бельской А.Ю. следует, что **.**.**, придя в помещение ООО «****», она лично убедилась в отсутствии информации, предусмотренной Стандартом, на стенде. По компьютеру она просмотрела сайт Администрации МР «Печора», раздел ЖКХ, где была опубликована информация о всех управляющих компаниях города. Сопоставив сведения на сайте со Стандартом №..., было установлено, какие документы не были опубликованы ООО «****».После завершения выборной компании Бельская А.Ю. дополнительную проверку не проводила, в офис компании не приходила, документы не составляла.
Статья 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992года №2202-1 в редакции от 07.02.2011 года №4-ФЗ предусматривает, что представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с п.5 Стандарта №731 от 23 сентября 2010 года управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) опубликования на официальном сайте управляющей организации информационно-телекоммуникационной сети Интернет или на официальном сайте органов исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В соответствии с п.8.Стандарта, в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
Исходя из пункта 8 ООО «****» не была опубликована ни на стенде, ни на сайте информация о перечне многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов домов и оснований расторжения договоров управления. Не опубликованы сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организацией с указанием их адресов, наименований, официального сайта в сети Интернет. Не указаны часы приема граждан с сотрудниками управляющей организации.
Пунктом 9 Стандарта установлено, что в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
По пункту 9 Стандарта информация не опубликована ни на сайте, ни на стенде ООО «****». Из показаний представителя заявителя следует, что бухгалтерская отчетность могла быть размещена не ранее **.**.** ( сдача годовой бухгалтерской отчетности).
На **.**.**, то есть на дату рассмотрения дела в суде, финансовая документация за **** год по ООО «****» не размещалась на сайте Администрации МР. За **** год ООО «****» также не посчитало необходимым опубликовать финансовую документацию на сайте.
Пунктом 10 Стандарта установлено, что в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат, в частности, следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
Управляющей компанией ООО «****» не опубликована вышеуказанная информация по пункту 10 Стандарта (л.д.8,оборот-9).
Пунктом 11 Стандарта предусмотрено, что в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов).
По управляющей компании ООО «****» проект договора управления (шаблон) размещен на сайте Администрации МР «Печора». Остальная информация по пункту 11 Стандарта отсутствовала и на сайте, и на стенде.
Пунктом 12 Стандарта предусмотрено, что случае привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Информация по пункту 12 Стандарта ООО «****» не опубликована.
Пунктом 13 Стандарта, установлено, что информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.). Формулировка информации применительно к пункту 13 Стандарта, которую следовало опубликовать, ООО «Горжилфонд» не понятна. По мнению суда, если заявителю что-то непонятно в представлении прокурора, то ему следовало поднять нормативный акт, в нашем случае Стандарт, запросить уточнение документов у прокурора.
Общий недостаток оформления представления прокурором -это то, что указанное представление дублирует текст Стандарта №... от **.**.**, не перечисляет в доступной форме документы, которые обязана опубликовать управляющая компания ООО «****». В этом плане в качестве положительной практики следует признать постановление главного государственного санитарного врача по городу **********, начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в городе Печоре ****. №... от **.**.**. Данным постановлением ООО «****» привлечено к административной ответственности по части 1 ст.14.5 КоАП РФ в виде предупреждения за необеспечение потребителей информации, перечисленной в постановлении прокурора о возбуждении дела. Основанием для возбуждения административного производства и издания постановления явилось оспариваемое представление прокурора. В постановлении по делу об административном правонарушении перечислены нарушения, допущенные ООО «****», с которыми общество согласилось. Указанные нарушения понятны, доступны для понимания.
На представление прокурора ООО «****» ответ предъявить отказалось со ссылкой на то обстоятельство, что представление прокурора оспаривается в судебном порядке. Оспаривание представления прокурора в судебном порядке не влечет приостановление исполнения данного представления №... от **.**.**.
Из анализа материалов дела суд приходит к выводу, что законные основания для удовлетворения заявления, то есть признания его незаконным и необоснованным отсутствуют.
Недостатки, допущенные при оформлении представления прокурора, не являются бесспорным доказательством признания указанного документа незаконным и необоснованным. Нарушения, устраненные обществом в процессе дальнейшей работы, снимаются с контроля.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление генерального директора ООО «****» **** о признании незаконным и необоснованным Представления Печорского межрайонного прокурора №... от **.**.** «Об устранении нарушений жилищного законодательства в области раскрытия информации» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
СУДЬЯ М.В.БОРОДУЛИНА
Мотивированное решение изготовлено на ПК 26 апреля 2011 года