Дело № 2-1625/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2010 года п. Никель
Печенгский районный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Сытенко А.А.,
при секретаре Михайловской К.С.,
с участием:
- помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Дышина О.А.,
- представителя ответчика, администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области, Сосиной Т.М., действующей на основании доверенности * от * г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области о признании незаконным Распоряжения главы муниципального образования Печенгский район № 166а-Л от 28.05.2010 г. о приеме на работу первым заместителем главы муниципального образования Печенгский район Бородина А.В.,
установил:
прокурор Печенгского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области, в котором просит признать незаконным Распоряжение главы муниципального образования Печенгский район Шелковниковой Н.А. № 166а-Л от 28.05.2010 г. о приеме на работу Бородина А.В. на должность первого заместителя главы муниципального образования Печенгский район Мурманской области.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной службе при поступлении граждан на муниципальную службу, ее прохождении и прекращении.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статей 6, 9 Закона Мурманской области «О муниципальной службе в Мурманской области» № 860-01-ЗМО от 29.06.2007, пункта 1 Квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в муниципальном образовании Печенгский район, утвержденных Постановлением главы данного муниципального образования № 25 от 26.02.2008, Бородин А.В., не имея стажа муниципальной (государственной) службы не менее 5 лет или стажа работы по специальности не менее 6 лет, был принят на работу на должность первого заместителя главы муниципального образования по Распоряжению № 166а-Л от 28.05.2010 г., относящуюся к группе высших должностей муниципальной службы.
Из представленных Бородиным А.В. документов следовало, что он имеет квалификацию врача-лечебника по специальности «лечебное дело», подтвержденную дипломом Санкт-Петербургского государственного Медицинского университета им. академика И.П.Павлова от 22.06.1994 г., и осуществлял трудовую деятельность с * г. по * г. в должности начальника маркетинга ОИНПП «Медхимфарм», с * г. по * г. - в должности заместителя директора ООО «Росстрансэкспедиция», с * г. по * г. - в должности генерального директора ЗАО «Росстрансэкспедиция».
В судебном заседании помощник прокурора Печенгского района Мурманской области Дышин О.А. исковые требования полностью поддержал по доводам, изложенным в описательной части решения. Дополнил, что прием на работу Бородина А.В. был осуществлен при отсутствии у него не только стажа работы, но и других необходимых документов (трудовой книжки, анкеты, справок о доходах, медицинского заключения, копий военного билета, оценочного листа к диплому, пенсионного страхового свидетельства, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства).
Полагает, что даже при включении в стаж муниципальной (государственной) службы периодов прохождения Бородиным А.В. военной службы, отраженной в его отзыве на иск, и обучения в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова с * г. по * г., необходимого стажа работы для назначения его на высшую должность муниципальной службы тот не имеет.
Представитель ответчика, администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области, Сосина Т.М. в судебном заседании с иском прокурора полностью согласилась и пояснила, что принятие Бородина А.В. на должность первого заместителя главы муниципального образования действительно являлось нарушением требований вышеприведенных норм Закона и муниципального акта, поскольку из представленных документов следовало, что он не имеет требуемого стажа работы по муниципальной или государственной службе и стажа работы по специальности.
Привлеченный по определению суда от 15.07.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица Бородин А.В. в суд не явился, был извещен надлежащим образом и своевременно о дате и месте судебного заседания л.д.118), просил рассмотреть дело без его участия л.д. 114).
Как следует из его отзыва на иск л.д.115), он не согласен с исковыми требованиями, так как не усматривает нарушений действующего законодательства Российской Федерации при приеме его на работу. Считает, что в его стаж государственной службы подлежали включению периоды прохождения военной службы по призыву с * г. по * г. и обучения в ВМА им. С.М. Кирова с * г. по * г.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Бородин А.В. на основании личного заявления, в соответствии с трудовым договором *, Распоряжением главы муниципального образования Печенгский район Мурманской области Шелковниковой Н.А. № 166а-Л от 28.05.2010 г. был принят на работу на должность первого заместителя главы муниципального образования Печенгский район л.д.10).
По Распоряжению № 208-Л действие его трудового договора было прекращено и 28.06.2010 г. он был уволен в связи с досрочным прекращением исполнения полномочий главы муниципального образования Шелковниковой Н.А. л.д.100).
Как указано в преамбуле Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Статьей 42 данного Федерального закона установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется настоящим федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Правовые основы муниципальной службы, как и основы муниципальной службы в Мурманской области, в соответствии со статьями 3 того же Федерального закона и Закона Мурманской области «О муниципальной службе в Мурманской области» № 860-01-ЗМО от 29.06.2007, составляют Конституция Российской Федерации, настоящие законы, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Уставы Мурманской области и муниципальных образований, иные нормативные и муниципальные правовые акты.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
При этом статьей 44 Устава муниципального образования Печенгский район Мурманской области л.д.22-66), статьей 41 Новой редакции Устава л.д.80-90) определено, что муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования Печенгский район устанавливаются в соответствии с реестром муниципальных должностей в Мурманской области, утвержденным Законом Мурманской области.
Подразделом 2 Реестра должностей муниципальной службы в Мурманской области (Приложение 1 Закона Мурманской области № 860-01-ЗМО от 29.06.2007) и статьей 42 Новой редакции Устава муниципального образования Печенгский район Мурманской области, установлено, что должность первого заместителя главы муниципального образования отнесена к группе высших должностей муниципальной службы.
Из требований статьи 9 Закона Мурманской области № 860-01-ЗМО от 29.06.2007 следует, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Указанные квалификационные требования устанавливаются муниципальным правовым актом, принимаемым главой соответствующего муниципального образования на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются настоящим Законом (приложение № 3) в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Постановлением главы муниципального образования Печенгский район Мурманской области № 25 от 26.02.2008 утверждены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в муниципальном образовании Печенгский район л.д. 17).
Согласно подпункту 1 пункта 1 Приложения к указанному Постановлению для высших должностей муниципальной службы граждане, претендующие на должности муниципальной службы в муниципальном образовании Печенгский район, обязаны иметь высшее профессиональное образование, стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее пяти лет или стаж работы по специальности не менее шести лет л.д.18-19).
Таким образом, для замещения Бородиным А.В. высшей должности муниципальной службы, т.е. должности первого заместителя главы муниципального образования Печенгский район, он должен обладать высшим профессиональным образованием, иметь стаж муниципальной (государственной) службы не менее 5 лет или стаж работы по специальности не менее 6 лет, установленные вышеприведенным муниципальным правовым актом.
Как видно из копии диплома л.д.9), Бородин А.В. с * г. имеет высшее профессиональное образование, является врачом-лечебником по специальности «лечебное дело».
Вместе с тем, из копии его трудовой книжки следует, что у него отсутствует требуемый стаж муниципальной (государственной) службы или стаж работы по специальности для замещения должности первого заместителя главы муниципального образования Печенгский район.
Так, в соответствии с копией его трудовой книжки л.д.11-12), Бородин А.В. работал на руководящих должностях в ОИНПП «Медхимфарм» в период с * г. по * г., в ООО «Росстрансэкспедиция» с * г. по * г., в ЗАО «Росстрансэкспедиция» с * г. по * г.
Указанная трудовая деятельность Бородина А.В. не относится к работе муниципальной или государственной службы, не может расцениваться как работа по специальности врача-лечебника, определенная его дипломом о высшем образовании.
Из сведений, отраженных в анкете, принятой от Бородина А.В. после приема его на работу, т.е. 22.06.2010 г. л.д.13-14), видно, что он указал свою работу в Государственном комитете по реализации проектов восстановления Республики Южная Осетия, *, в должности начальника департамента ТЭК в период с ноября 2008 г. по июнь 2009 г., а также - в ГУП Дирекция по реализации приоритетных национальных проектов Республики Южная Осетия, *, в должности заместителя директора в период с июня по ноябрь 2009 г.
Однако его работа в указанных Комитете и государственном унитарном предприятии не отражена в его трудовой книжке, и документов, подтверждающих эти обстоятельства, он при приеме на работу не представил.
При таких обстоятельствах оснований для включения этих периодов работы в его стаж государственной службы не имеется.
Из представленной в ходе судебного разбирательства информации Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург) от 30.06.2010 * следует, что Бородин А.В. проходил обучение в данной академии на факультете подготовки врачей для Военно-Морского Флота с * г. по * г.
Данный период обучения в высшем учебном заведении подлежит включению в стаж государственной службы и в стаж работы по специальности, однако составляет 2 года 7 месяцев 16 дней и не достигает 5 и 6 лет соответственно.
При этом его доводы о включении в стаж периода прохождении военной службы по призыву с * г. по * г., изложенные в отзыве на иск л.д.115), ни чем не подтверждены и копии военного билета при приеме на работу он не представлял.
Перечень документов, которые не были представлены Бородиным А.В. при поступлении на муниципальную службу в муниципальное образование Печенгский район Мурманской области, изложен в рапорте помощника прокурора Печенгского района Дышина О.А. л.д.8). Оснований ставить под сомнение приведенные данные не имеется, поскольку они не оспариваются представителем ответчика.
Поскольку у Бородина А.В. отсутствовали документы, подтверждающие наличие у него требуемого стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности, у главы муниципального образования Печенгский район Шелковниковой Н.А. отсутствовали основания для принятия его на работу для замещения высшей должности муниципальной службы, т.е. должности первого заместителя главы муниципального образования.
Приведенные обстоятельства, требования законов и правовых актов являются основанием для удовлетворения иска прокурора и признания оспариваемого Распоряжения главы муниципального образования незаконным.
Прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. Несмотря на то, что его исковые требования признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, с ответчика, как с органа местного самоуправления, в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ (в ред. от 27.12.2009 № 374-ФЗ) государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Печенгского района Мурманской области удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение главы муниципального образования Печенгский район Мурманской области Шелковниковой Н.А. от 28.05.2010 г. № 166а-Л о приеме на работу Бородина А.В. на должность первого заместителя главы муниципального образования Печенгский район Мурманской области.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение десяти дней.
Судья А.А. Сытенко