Дело № 2-1509-2010 Изготовлено18 августа 2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Заполярный 13 августа 2010 года
Печенгский районный суд Мурманской области
в составе:
председательствующего судьи Калюжной И.Н.,
при секретаре Богдановой С.Н.,
с участием:
прокурора - помощника прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области Титаренко П.В.,
представителей ответчика ООО «Северуниверсалстрой» ген.директора Сущинского И.Н. и адвоката Шестаковой С.Н., действующей на основании доверенности б/н от *,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Северуниверсалстрой» об обязании провести инвентаризацию образующихся в процессе деятельности отходов производства и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов, и оформить паспорта на образующиеся опасные отходы,
установил:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Северуниверсалстрой» (далее по тексту - ООО «Северуниверсалстрой») об обязании провести инвентаризацию образующихся в процессе деятельности отходов производства и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов, а также оформить паспорта на образующиеся опасные отходы, указав в обоснование иска, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «Северуниверсалстрой» осуществляет деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и иную деятельность, предусмотренную уставом общества. Хозяйственная деятельность осуществляется по адресу: *, где располагаются административно-бытовой корпус, ремонтно-механические мастерские, склад хранения баллонов, а также здание магазина, принадлежащие ООО «Северуниверсалстрой» на праве собственности.
В процессе осуществления предпринимательской деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления 1, 4 и 5 классов опасности, а именно: 3533010013011 - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак; 9120040001004 - мусор от бытовых помещений, организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 1871030001005 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.
В нарушение требований статьи 3, части 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в ООО «Северуниверсалстрой» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, паспорта на образующиеся опасные отходы не составлены, инвентаризация отходов не проведена. Данные факты подтверждаются актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Северуниверсалстрой» от 19 октября 2009 года.
Поскольку ООО «Северуниверсалстрой» осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, это может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Просит обязать ООО «Северуниверсалстрой», в срок до 18 октября 2010 года, провести инвентаризацию образующихся в процессе деятельности отходов производства и потребления, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов, и оформить паспорта на образующиеся опасные отходы.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Титаренко П.В. иск поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения.
Представители ответчика с иском не согласились.
Представитель ответчика- адвокат Шестакова С.Н. пояснила в суде, что ООО «Северуниверсалстрой» относится к субъекту малого предпринимательства, поскольку численность работников данной коммерческой организации составляет около 27 человек, и Законом № 89-ФЗ от 10.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 30.12.2008 года № 309-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства освобождаются от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.Кроме того, полагает, что из акта внеплановой выездной проверки не усматривается, что ООО «Северуниверсалстрой» осуществляет размещение отходов своей деятельности, так как данный вид деятельности является специализированным, и осуществляется в специально оборудованных местах. В связи с этим, по ее мнению, нет оснований обязывать ответчика оформить паспорта на образующиеся в результате деятельности отходы.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно копий свидетельств о государственной регистрации предприятия серии ООО * от 15 января 2002 года и серии * от * ООО «Северуниверсалстрой» зарегистрировано в администрации Печенгского района Мурманской области в качестве предприятия и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о его регистрации в качестве юридического лица (л.д. 11, 32).
Уставом ООО «Северуниверсалстрой» установлены следующие основные виды экономической деятельности: деятельность прочего сухопутного транспорта; прочая вспомогательная транспортная деятельность, аренда прочих сухопутных транспортных средств; аренда прочих машин и оборудования; производство прочей неметаллической минеральной продукции, не включенной в другие группировки; производство строительных металлических конструкций и изделий; производство прочего оборудования общего назначения; производство прочего электрооборудования; подготовка строительного участка; строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования; производство отделочных работ; торговля автотранспортными средствами; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом; международная деятельность (л.д. 13-20).
В ходе судебного заседания установлено, что 19 ноября 2009 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования была проведена плановая выездная проверка ООО «Северуниверсалстрой», в ходе которой были выявлены следующие нарушения в области обращения с отходами производства и потребления: не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не получены лимиты (разрешение) на размещение отходов на 2009 год; не проводится инвентаризация отходов и объектов их размещения; в федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета не представлена отчетность в области обращения с отходами.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки * от 19.10.2009 (л.д. 6-10).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 30.12.2008 г.) (далее по тексту- Закон «Об отходах») отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу указанной нормы Закона, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
При этом Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из понятия «обращение с отходами» исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Закон «Об отходах» определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шлакохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона «Об отходах» устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Однако ни из материалов дела, ни из акта проверки * Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не следует, что ООО «Северуниверсалстрой» занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона «Об отходах».
Таким образом, вывод прокурора о том, что ООО «Северуниверсалстрой» осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом «Об отходах»является ошибочным.
В силу статьи 11 вышеприведенного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Пунктом 3 статьи 18 этого же закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В акте проверки * отсутствуют конкретные сведения, позволяющие установить факты образования отходов в процессе хозяйственной деятельности ответчика и его обращения с этими отходами (сведения о том, какие отходы обнаружены при проверке, в каком количестве, где они располагались).
В ходе проверки ООО «Северуниверсалстрой» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования также не было установлено, связана ли деятельность ответчика с воздействием на окружающую среду, а если связана- то какой вид негативного воздействия осуществляется, какие отходы образуются в результате этой деятельности, где они должны быть размещены, либо размещаются, является ли ООО «Северуниверсалстрой» субъектом малого предпринимательства.
Так, статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 60 млн. рублей для микропредприятий; 400 млн. рублей для малых предприятий и 1000 млн. рублей для средних предприятий.
Как видно из представленных в ходе судебного заседания документов, балансовая стоимость основных средств ООО «Северуниверсалстрой» за период с 01.01.2010 по 31.07.2010 составила * руб., доходы от продажи составили в 2008 году * руб., в 2009 году - * руб.; штатная численность предприятия по состоянию на 03.12.2002 год составляла 16 человек, по состоянию на 13.08.2010 - 8 человек.
Таким образом, ООО «Северуниверсалстрой» соответствует вышеприведенным условиям и является малым предприятием.
Статья 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления» устанавливает требования к обращению с опасными отходами, в том числе обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, по составлению паспорта опасного отхода.
Однако, как установлено судом, ООО «Северуниверсалстрой» не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, следовательно, не может нести обязанность по представлению отчетности и составлению паспорта опасных отходов.
В силу установленных обстоятельств и приведенных норм закона, оснований для удовлетворения иска Мурманского межрайонного природоохранного прокурора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Северуниверсалстрой» об обязании провести инвентаризацию образующихся в процессе деятельности отходов производства и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов, и оформить паспорта на образующиеся опасные отходы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 (десяти) дней со дня изготовления полного текста решения путем подачи жалобы через Печенгский районный суд.
Судья И.Н. Калюжная