именем Российской Федерации
п. Никель 02 декабря 2010 года
Печенгский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьиШимановской В.Е.,
при секретаре Барашкиной У.И.
с участием:
- старшего помощника прокурора Печенгского района Василенковой И.А.,
- представителей ответчика, администрации городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области Жадрицкой Н.В. и Ташовой Т.Г., действующих на основании доверенностей от *.*.* № и *.*.* №,
- представителей ответчика, муниципального унитарного предприятия «Энергоцех» Редькина В.А. и Барцевой М.Н., действующих на основании доверенностей от *.*.*,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области, муниципальному унитарному предприятию «Энергоцех» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по обеспечению нормативного запаса топлива,
установил:
прокурор Печенгского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области (далее по тексту - администрация городского поселения Никель Печенгского района), муниципальному унитарному предприятию «Энергоцех» (далее по тексту - МУП «Энергоцех») о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по обеспечению нормативного запаса топлива.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения организациями, предприятиями и органами местного самоуправления жилищных прав граждан по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период 2009-2010 г.г.
В ходе проверки установлено, что в котельной МУП «Энергоцех», осуществляющего теплоснабжение населения п. Никель Печенгского района, отсутствует нормативный запас топлива.
Ссылаясь на положения пунктов 4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, и пунктов 2.6.3, 2.6.13 и 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, прокурор указывает, что энергоснабжающие организации и органы местного самоуправления обязаны своевременно подготовить объекты жилищно-коммунального хозяйства к зимнему периоду и обеспечить нормативный запас топлива в котельной.
Однако по состоянию на 16 сентября 2010 г. в котельной МУП «Энергоцех» был сформирован запас мазута 0,227 тонн при нормативном запасе - 7100 тонн, что составляет 3 % от установленного нормативного запаса.
Прокурор Печенгского района просит признать незаконным бездействие МУП «Энергоцех» и администрации городского поселения Никель Печенгского района по ненадлежащему обеспечению нормативного запаса топлива и обязать ответчиков обеспечить нормативный запас топлива в котельной, обеспечивающей теплоснабжение и подачу горячей воды в жилые дома, расположенные в п. Никель Печенгского района Мурманской области.
В суде старший помощник прокурора Василенкова И.А. требования поддержала, дала пояснения аналогичные описательной части решения. Дополнила, что ответчики стали принимать меры по обеспечению запаса топлива на зимний период только после обращения прокурора в суд с данным иском. На день рассмотрения дела в суде нормативный запас топлива так и не создан и составляет около 500 тонн.
Представители администрации городского поселения Никель Печенгского района в суде с иском не согласились, указали, что 02 августа 2010 г. МУП «Энергоцех», как имущественный комплекс, передан из собственности муниципального образования Печенгский район в собственность муниципального образования городское поселение Никель. Постановлением администрации городское поселение Никель от 01 сентября 2010 г. № переданные объекты теплоснабжения закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Энергоцех». Со стороны администрации приняты все возможные меры по обеспечению к зимнему периоду нормативного запаса топлива в котельной МУП «Энергоцех». Ежедневно ведется работа по контролю за объемами топлива на всех предприятиях ЖКХ. Для создания нормативного запаса топочного мазута администрация дважды (в июле и октябре 2010 г.) письменно обращалась к заместителю губернатора Мурманской области, министру энергетики и ЖКХ Мурманской области с просьбами о предоставлении субсидий для компенсации разницы между тарифами, установленными Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области и стоимостью топочного мазута. В августе 2010 г. созданы комиссия по вопросам обеспечения собираемости платежей с населения за потребленные коммунальные услуги и штаб по контролю за ходом выполнения мероприятий по готовности объектов ЖКХ п. Никель к работе в осенне-зимний период 2010-2011 г.г. Для поддержания бесперебойного обеспечения населения п. Никель теплом была достигнута договоренность о предоставлении ОАО «Кольская ГМК» беспроцентного товарного займа. В сентябре 2010 г. администрация обращалась к министру энергетики и ЖКХ и министру финансов Мурманской области с просьбой о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, использующим в качестве топлива мазут.
Просили учесть, что в компетенцию администрации городского поселения Никель не входит обеспечение нормативного запаса топлива в котельной п. Никель, данная функция возложена органом местного самоуправления на МУП «Энергоцех».
Представители МУП «Энергоцех» в суде с иском не согласились, указали, что предприятием предпринимались все возможные меры, чтобы обеспечить нормативный запас топлива в котельной. В июне 2010 г. МУП «Энергоцех» приняло участие в аукционе на право заключения контракта на поставку топочного мазута для теплоснабжающих предприятий Мурманской области на 2010/2011 г.г. По итогам аукциона между МУП «Энергоцех» и ООО «Амкойл» был заключен контракт на поставку мазута. Однако ООО «Амкойл» не выполняло принятые не себя обязательства, в связи с чем, в октябре 2010 года данный контракт был расторгнут. Между МУП «Энергоцех» и ГОУТП «ТЭКОС» 28 сентября 2010 г. заключен договор займа топлива. МУП «Энергоцех» неоднократно обращалось в ОАО «Кольская ГМК» с просьбами о предоставлении товарного займа.
Закупить 7100 тонн топочного мазута и тем самым обеспечить нормативный запас топлива у МУП «Энергоцех» нет возможности, в связи с отсутствием денежных средств и наличием кредиторской задолженности более <данные изъяты> рублей. Один из основных покупателей тепловой энергии у МУП «Энергоцех» - ООО «Строитель» не выполняет свою обязанность по оплате поставленной ему тепловой энергии, задолженность общества по состоянию на 20 сентября 2010 г. составляет более <данные изъяты> рублей. Указанная сумма взыскивается путем подачи в арбитражные суды исковых заявлений.
Кроме того, просили учесть, что МУП «Энергоцех» предоставляет услуги по теплоснабжению населения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек по выработке и передаче тепловой энергии в горячей воде.
Выслушав прокурора и представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
МУП «Энергоцех» является организацией, осуществляющей теплоснабжение населения п. Никель Печенгского района Мурманской области.
Со 02 августа 2010 года МУП «Энергоцех», как имущественный комплекс, передано из собственности муниципального образования Печенгский район в собственность муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района (л.д. 27).
Постановлением администрации городского поселения Никель Печенгского района от 01 сентября 2010 г. № (л.д. 28-29) объекты теплоснабжения закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Энергоцех».
В ходе проведенной прокуратурой Печенгского района проверки по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в осенне-зимний период 2010 г. установлено, что по состоянию на 16 сентября 2010 г. в котельной МУП «Энергоцех» не сформирован нормативный запас топлива (мазута) в размере 7100 тонн. Запас топочного мазута на указанную дату составлял 0,227 тонн, то есть 3 % от нормативного запаса топлива.
Данные обстоятельства, в том числе норматив эксплуатационного запаса топлива (7100 тонн) и его фактическое наличие, в ходе судебного заседания ответчиками не оспаривались и подтверждаются сведениями, представленными администрацией городского поселения Никель (л.д. 6-7) и Минэнерго и ЖКХ Мурманской области (л.д. 8).
Как следует из информации МУП «Энергоцех» от 02 декабря 2010 г. №, по состоянию на 02 декабря 2010 г. (день рассмотрения дела в суде) количество топочного мазута, хранящегося в резервуарах котельной МУП «Энергоцех» составляет 478,974 тонны, в том числе неснижаемый запас 183 тонны.
Таким образом, судом установлено, что с начала отопительного периода и по состоянию на 02 декабря 2010 г. в котельной МУП «Энергоцех» не обеспечен нормативный запас топлива, что создаёт угрозу бесперебойного теплоснабжения учреждений и организаций бюджетной сферы и жилых домов п. Никель Печенгского района Мурманской области.
В соответствии с п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Согласно п. 11.7 указанных выше Правил, отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 град. С и ниже, и заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 град. С и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией.
Пунктом 11.9 Правил определено, что энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В силу п. 4.5.3 Положения о министерстве энергетике Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400, Минэнерго РФ утверждает нормативы создания запасов и резервов топлива.
Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66 утверждена Инструкция об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, которая устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии (п. 1).
Согласно п. 2 Инструкции, норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Пункт 15 устанавливает, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии.
Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток, по жидкому топливу - 30 суток (п. 39).
В силу подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.6.1 данных Правил, целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции (п. 2.6.3).
Согласно п. 2.6.10 Правил, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
При этом, в летний период должны быть проведены следующие работы: по котельным - ревизия арматуры и оборудования приборов КИП (контрольно-измерительных приборов) и автоматики, устранения щелей в обмуровке котлов и дымоходов, подготовлен контингент операторов и осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами (подп. «а» п. 2.6.13).
Учитывая положения вышеуказанных нормативно-правовых актов, суд считает, что МУП «Энергоцех», как энергоснабжающая организация, было обязано своевременно (в срок до 01 сентября 2010 г.) обеспечить нормативный запас топлива (мазута) в котельной на отопительный период не менее 7100 тонн, из которых 1800 тонн неснижаемый запас, 5300 тонн - НЭЗТ.
Администрация городского поселения Никель Печенгского района, как орган местного самоуправления, обязана контролировать сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, в том числе, обеспечение в котельной МУП «Энергоцех» нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Принимая во внимание, что до настоящего времени нормативный запас топлива в котельной МУП «Энергоцех» не сформирован, требования прокурора законны и обоснованны.
Вместе с тем, в данном споре суд не усматривает бездействия администрации городского поселения Никель Печенгского района по обеспечению нормативного запаса топлива.
Так, в ходе судебного заседания установлено, что до принятия в собственность муниципального образования городское поселение Никель МУП «Энергоцех» (02 августа 2010 г.), 29 июля 2010 г. администрация городского поселения Никель обратилась к заместителю губернатора Мурманской области и министру энергетики и ЖКХ с просьбой о предоставлении субсидий для компенсации разницы между тарифами, установленными Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области и стоимостью топочного мазута (л.д. 32).
В июне и августе 2010 г. руководителю МУП «Энергоцех» было предписано создать нормативный запас топлива к отопительному сезону (л.д. 30, 31), была создана комиссия по вопросам обеспечения собираемости платежей с населения за потребленные коммунальные услуги и штаб по контролю за ходом выполнения мероприятий по готовности объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2010-2011 г.г. (л.д. 33-36).
В сентябре 2010 г. администрация обращалась к министру энергетики и ЖКХ и министру финансов Мурманской области с просьбой о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, использующим в качестве топлива мазут (л.д. 47, 48).
На основании изложенного, суд считает, что администрацией городского поселения Никель Печенгского района были приняты необходимые меры по обеспечению контроля за формирование нормативного запаса топлива в котельной МУП «Энергоцех» и недопущению срыва отопительного сезона.
Довод представителей МУП «Энергоцех» о том, что предприятием предпринимались все возможные меры, чтобы обеспечить нормативный запас топлива в котельной, суд считает несостоятельным.
Так, все принимаемые руководством предприятия меры не способствовали и были недостаточны для своевременного обеспечения нормативного запаса топлива в котельной к началу отопительного периода. Договора на поставку нефтепродуктов с ООО «Нефтеснаб» и ООО «Мурманская Топливная компания» были заключены в конце августа 2010 года, с ООО «Амкойл» - 05 октября 2010 г., с ООО «Севмортехмонтаж» - 30 ноября 2010 г. До настоящего времени поставка топочного мазута по данным договорам не осуществляется.
Ссылка представителя МУП «Энергоцех» на отсутствие у предприятия финансовой возможности обеспечить нормативный запас топлива в котельной не может являться основанием к отказу в удовлетворении иска прокурора.
При этом, суд учитывает, что МУП «Энергоцех» предоставлялись субсидии из бюджета Мурманской области и муниципального образования Печенгский район в 2009 и 2010 г.г. в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, соответственно (л.д. 103).
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Принимая во внимание требования вышеизложенных нормативно-правовых актов, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что иск прокурора Печенгского района о признании незаконным бездействия ответчиков и возложении на них обязанности по обеспечению нормативного запаса топлива подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Печенгского района Мурманской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Энергоцех по не обеспечению нормативного запаса топлива в котельной в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003№ 115, и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Энергоцех» и администрацию муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области обеспечить нормативный запас топлива в котельной, обеспечивающей теплоснабжение и подачу горячей воды населению п. Никель Печенгского района Мурманской области не менее 7100 тонн топочного мазута.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья В.Е. Шимановская