О восстановлении срока для принятия наследства и признании ее принявшей наследство.



Дело № 2-2311/2010         Решение в окончательной форме             принято 27.12.2010                                 

Решение

Именем Российской Федерации

24 декабря 2010 года                                                     п. Никель

Печенгский районный суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Сытенко А.А.,

при секретаре Михайловской К.С.,

с участием представителя истицы - Хома Т.М., действующей на основании доверенности от 18.11.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буровиной Г.Н. к Талонпойка И.Н. о восстановлении срока для принятия наследства и признании и ее принявшей наследство,

установил:

Буровина Г.Н. обратилась в суд с иском к Талонпойка И.Н., в котором просит восстановить ей срок для принятия наследства, открывшегося после смерти матери Корневой Е.В., умершей *.*.* 1998 года.

В обоснование иска Буровина Г.Н. указала, что после смерти матери открылось наследство в виде однокомнатной квартиры <адрес>.

Она и ее сестра Талонпойка И.Н. являются наследниками по закону, но с заявлениями о принятии наследства в установленный законом срок к нотариусу не обращались.

На момент смерти наследодатель была зарегистрирована в вышеприведенной квартире, однако фактически на протяжении двух лет до дня смерти проживала с ней (истицей), поскольку по состоянию здоровья нуждалась в уходе, они вели общее хозяйство. Кроме этого, Корнева Е.В. при проживании с ней забрала из своей квартиры часть домашней обстановки, которой они пользовались вместе. После смерти наследодателя она (истица) продолжала пользоваться вещами матери и продолжает пользоваться по настоящее время, приняла меры к сохранности имущества матери, некоторое время производила оплату квартиры наследодателя, произвела за свой счет небольшой косметический ремонт.

Она предполагала, что вышеприведенных действий достаточно, чтобы получить наследственное имущество в свою собственность после смерти матери и это право ни кто не оспаривал. В начале ноября 2010 года она решила продать квартиру матери, обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, однако ей было отказано в связи с пропуском шестимесячного срока для принятия наследства.

Полагает, что по уважительной причине пропустила установленный законом срок для принятия наследства, просит его восстановить и признать ее принявшей наследство.

Истица Буровина Г.Н. в суд не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания (л.д. 46), просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 53).

Представитель истицы Хома Т.М. в судебном заседании исковые требования полностью поддержала по доводам, изложенным в описательной части решения, и дополнила, что при жизни Корнева Е.В. уведомила истицу и ответчицу о своем намерении оформить квартиру на внука Корнева А.А., который проживал в том же жилом помещении наследодателя. Данное решение они не оспаривали, истица после смерти матери некоторое время материально помогала Корневу А.А., в том числе, содержать квартиру, делала там косметический ремонт. Поскольку Корнев А.А. вел асоциальный образ жизни, они не стали поддерживать с ним отношений. О том, что квартира не была оформлена на Корнева А.А., истица и ответчица узнали после его смерти в июне 2010 года.

Ответчица Талонпойка И.Н. извещена о времени и месте судебного заседания (л.д. 30), не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 30, 36).

Как следует из ее письменных пояснений (л.д. 36), она не оспаривает иск, не претендует на наследство, о чем оформила заявление, удостоверенное нотариусом. Она и Буровина Г.Н. являются единственными наследниками матери Корневой Е.В., не вступали в права наследования после ее смерти, так как полагали, что спорная квартира была оформлена на их племянника, внука матери. После смерти последнего им стало известно, что квартира на него не была оформлена, документы на жилое помещение отсутствовали.

В ходе производства по делу к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц ИФНС России по Печенгскому району Мурманской области и муниципальное образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области. Представители третьих лиц в суд не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания (л.д. 48, 49).

Представитель ИФНС России по Печенгскому району Мурманской области не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, не уведомил о причинах своего отсутствия, возражений против иска не представил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного третьего лица в порядке части 2 статьи 167 ГПК РФ.

Представитель администрации муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области просил рассмотреть дело без их участия, возражений против иска не имеет (л.д. 45).

Выслушав представителя истицы, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Буровиной Г.Н. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Согласно пункту 2 названной нормы закона, пока не доказано иное, наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В силу статьи 1154 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Буровина (Корнева) Г.Н. является дочерью Корневой Е.В.. Данные обстоятельства следуют из копии свидетельства о ее рождении (л.д. 11), копии свидетельства о заключении брака с Буровиным В.М. (л.д. 18).

Корнева Е.В, умерла *.*.* 1998 года в <адрес>, что видно из копии свидетельства о ее смерти и справки жилищных органов о регистрации по месту жительства (л.д. 10, 12).

Следовательно, местом открытия наследства является <адрес>.

Как видно из информации нотариуса нотариального округа Печенгский район Мурманской области наследственное дело на умершую Корневу Е.В. не регистрировалось (л.д. 28).

Согласно пункту 1 статьи 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Наследником первой очереди по закону умершей Корневой Е.В. являются ее дочери - истица Буровина Г.Н. и ответчица Талонпойка И.Н. Последняя не претендует на наследство матери, оформила свой отказ от вступления в права наследования в письменной форме, удостоверив его у нотариуса (копия заявления приобщена к материалам дела в ходе судебного заседания).

Таким образом, наследником Корневой Е.В., претендующей на наследство по закону после ее смерти, в настоящее время является лишь истица Буровина Г.Н.

Наследственным имуществом Корневой Е.В. является квартира <адрес> (л.д. 13-17).

Буровина Г.Н. о своем праве на наследство матери в течение 6 месяцев со дня ее смерти не заявляла, к нотариусу не обращалась, письменного отказа в принятии наследства не получала (л.д. 28).

В силу статьи 1155 Гражданского кодекса РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Из пояснений представителя истицы Хома Т.М. и ответчицы Талонпойка И.Н. следует, что наследодатель при жизни намеревалась оформить квартиру на имя внука Корнева А.А. и об этом намерении им было известно.

Проживание Корнева А.А. в квартире <адрес> и его регистрация по указанному адресу с 17.03.1995 г. по день смерти 13.06.2010 г. подтверждена справкой жилищных органов (л.д. 12).

Кроме этого, из показаний свидетелей К. и Д. в суде следует, что года 2 до даты смерти Корнева Е.В. сильно болела, поэтому проживала со своей дочерью Буровиной Г.Н. в ее квартире. Корнева Е.В. высказывала намерение переписать свою квартиру <адрес> на имя внука Корнева А.. Последний периодически проживал в этой квартире, вел асоциальный образ жизни, распоряжался жилым помещением по своему усмотрению до дня своей смерти в июне 2010 года.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что Буровина Г.Н. обладала информацией о намерении наследодателя распорядиться своим имуществом в пользу Корнева А.А. В силу неустановленных обстоятельств Корнева Е.В. не довела свое намерение до конца, о чем истица не знала до смерти Корнева А.А. Иного судом не установлено.

Истица пропустила шестимесячный срок со дня открытия наследства после смерти матери, однако суд находит эти причины пропуска срока уважительными. Истица фактически приняла наследство, поскольку пользовалась и пользуется имуществом матери, приняла меры к сохранности этого имущества, в том числе квартиры, являющейся наследственным имуществом, до смерти Корнева А.А. в июне 2010 года не обладала информацией о неоформлении спорной квартиры в его собственность и обратилась в суд за разрешением спора в течение шести месяцев с того времени, как об этом узнала.

При таких обстоятельствах суд находит требования истицы законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Буровиной Г.Н. удовлетворить.

Восстановить Буровиной Г.Н. срок для принятия наследства, открывшегося после смерти матери Корневой Е.В., умершей *.*.* 1998 года в <адрес>, и признать ее принявшей наследство, состоящее из квартиры <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья        А.А. Сытенко